Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Лексическая тема «Дни недели»
Занятия с детьми
Автор: Абитова Гелуся Замиловна   
25.08.2025 13:26

Лексическая тема «Дни недели»Лексическая тема «Дни недели»

Понедельник

Существительные:

лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, теннис, велосипед, колокольчик, ромашка, василёк, одуванчик, незабудка, панама, шорты, футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат.

1. Беседа воспитателя о лете, летних месяцах. признаках лета.

Лето

Летние месяцы: июнь, июль, август. Это самое прекрасное время года: дети отдыхают на каникулах; взрослые берут отпуска и отправляются путешествовать, едут на море, где купаются, плавают, загорают. Летние дни — самые длинные в году, а ночи — самые короткие. Времени хватает и на отдых, и на работу; все трудятся на полях, в садах, на огородах. Приходится и пахать, и сеять, и полоть, и косить, и копать... много и нелегко надо поработать, чтобы вырастить хороший урожай зерновых, овощей и фруктов, запасти корма для домашних животных.

 Скачать конспект

2. Игра «Хлопаем — топаем»

Воспитатель предлагает детям послушать предложения о лете. Если они согласны с выражением, пусть хлопают в ладоши, если нет — топают ногами.

Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь — первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

3. Придумайте слова, противоположные по значению, — «сло-

ва-неприятели».

гром — тишина

дождливый — солнечный

погожий — ненастный

жаркий — холодный

облачный — безоблачный

прохладный — знойный

ветреный — тихий

летний — зимний

ясный — пасмурный

засушливое — дождливое

4. «Один — много».

один колос — колосья — много колосьев

один цветок — цветы — много цветов

один костер — костры — много костров

одна палатка — палатки — много палаток

одна молния — молнии — много молний

5. Игра «Мой – моя – мои»

Зонт, купальник, сарафан. Палатка, удочка, на-

живка, леска.

поле, лето, сеноЦветы, травы, луга

Ответы: Моя удочка Мой луг Моё поле Мои цветы и т.д

Самокоррекция

- «Раскрась радугу»

Воспитатель. Помните ли вы, в каком порядке расположены цвета в радуге?

Дети. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель. Правильно. Раскрасьте радугу.

6. Послушайте рассказ и ответьте на вопросы

7. Выполнить упражнения с детьми.

Объясни слова. С каждым словом составь предложение.

Гроза _ это....

Радуга _ это....

Ливень — это...

Вторник

  • Прилагательные:

яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний;

белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо).

Наречия:

жарко, сухо, пасмурно, ясно, тепло.

1. Игра «Подбери слово»

лето (какое?) (жаркое, теплое, прохладное, сырое, дождливое, засушливое, сухое, короткое, длинное, долгожданное, чудесное)

погода (какая?) (жаркая, знойная, теплая, прохладная,

безветренная, ясная, тихая)

солнце (какое?) (яркое, жаркое, горячее, лучистое, золотое)

облака (какие?) (, дождевые, грозовые, слоистые)

небо (какое?) (прозрачное, ясное, чистое, лазурное, голубое, облачное)

день (какой?) (летний, жаркий, знойный, теплый, солнечный, безветренный, погожий, дождливый, яркий, ясный, пасмурный)

дождь (какой?) (мелкий, редкий, теплый, летний, грибной, проливной, продолжительный, затяжной)

ветер (какой?) (теплый, свежий, ласковый, легкий)

воздух (какой?) (горячий, знойный, раскаленный, пыльный, загрязненный)

2. Игра «Исправь ошибки»

Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.

Например:

(голубая) колокольчик — голубой колокольчик

(душистый) земляника —...

(тёплый) солнышко —...

(летнее) дождик —...

3. Игра «Бывает — не бывает». — исправь ошибки.

На лугу пасется медведь.

  • Косари косят траву.

В лесу запели лисы.

Проскакал коричневый зайчик.

В лесу созрела земляника.

Запасливая белочка насушила клюквы.

Наелке выросли груши.

На лугу расцвели грибы.

4. Игра «Поймай и раздели»

  • Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.

Например:

Сол-ныш-ко — три, тра-ва — два, ра-ду-га — три, реч-ка — два, дож-дик — два... (и т.д все слова по лексической теме)

Самокоррекция

Упражнение «Дорисуй картинку».

Воспитатель раздает детям карточки с нарисованной на них половинкой рисунка.

5. Послушайте рассказ и ответьте на вопросы

Среда

Глаголы:

плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать, ухаживать, согревать, светить.

1. Игра «Говорим правильно».

Что я делаю летом? (Я загораю, купаюсь, плыву.)

Что мы делаем летом? (Мы загораем, купаемся, плывем.)

Спроси у друга что он делает летом.

Скажите обо мне, что я делаю. (Вы загораете, купаетесь, плывете.)

Что он (-а) делает? (Он (-а) загорает, купается, плывет.)

Что они делают? (Они загорают, купаются, плывут.)

2. Игра «Что делает ………»

(Гремит) Гром…………

(Сверкает) Молния…………

(Падает) снег. …………

(Цветут) сады……………

(Растут) грибы. ………………

(Вьют) гнезда. Птицы…………

(Опадают) листья. ……

3. Игра «Объясни пословицу»

Воспитатель предлагает детям послушать и объяснить пословицы и поговорки.

Что летом родится, зимой пригодится.

Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Одна пчела много мёду не наносит.

Готовь летом сани, зимой — телегу.

Самокоррекция

Нарисуйте град разного размера, крупные и мелкие капельки дождя.

Четверг

Ответьте на вопросы.

О каких предметах, относящихся к лету, мы можем

сказать мой, твой, наш? (Зонт, купальник, сарафан.)

О каких предметах, нужных для отдыха и рыбалки,

можно сказать моя, твоя, наша? (Палатка, удочка, на-

живка, леска.)

Как правильно сказать — поле, лето, сено мое или мои?

(Мое лето, поле, сено.)

О каких предметах, относящихся к лету, можно ска-

затьмои, твои, наши! (Цветы, травы, луга.)

Ответьте на вопросы.

О чем можно сказать слово летний? (Отдых, день,

вечер, дождь.) Летняя? (Пора, ночь, жара, погода, одеж-

да, обувь, трава, пыль, гроза.) Летнее? (Солнце, время,

платье.) Летние? (Месяцы, дни, дожди, каникулы, туфли.)

Подберите слову пару.

моросящий

скошенный

загоревшая

цветущая

благоухающие

отдохнувшие гвоздика

девочка

дождь

луг

дети

цветы

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я загораю, купаюсь, плыву.)

Что мы делаем? (Мы загораем, купаемся, плывем.)

Спросите у друга. (Ты загораешь, купаешься, плы-

вешь?)

Скажите обо мне, что я делаю. (Вы загораете, купае-

тесь, плывете.)

Что он (-а) делает? (Он (-а) загорает, купается, плы-

вет.)

Что они делают? (Они загорают, купаются, плывут.)

Игра «Бывает — не бывает летом». Сделайте хлопок в ладоши, если такое явление наблюдается летом.

Гремит гром. Сверкает молния. Падает снег. Цветут сады. Растут грибы. Птицы вьют гнезда. Опадают листья. Головастики превращаются в лягушек. Медведь впадает в спячку. Белка меняет рыжую шерстку на серую.

Послушайте рассказ и ответьте на вопросы

  1. Кого любит наряжать Яна?
  2. Как ты понимаешь слово наряжать, объясни?
  3. Расскажи о жёлтом платье.
  4. Расскажи о красном платье.
  5. Какие бантики на куклах?

Пятница

Игра «Бывает — не бывает».

На лугу пасется медведь. Косари косят траву. В лесу запели лисы. Проскакал коричневый зайчик. В лесу созрела земляника. Запасливая белочка насушила клюквы. Наелке выросли груши. На лугу расцвели грибы.

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Представьте, что в лесу выросла земляника величиной с арбуз. Что будем с ней делать?

Вообразите, что огромная Стрекоза приглашает нас в путешествие. Куда бы вы хотели отправиться?

Представьте, что Солнечный лучик зовет вас в гости к Солнцу. Что вы ему ответите?

«Голоса Природы». Придумайте диалоги.

О чем говорят между собой Земляника и Колокольчик?

О чем поведала Белочка Ежонку в летний день? Что могли бы сказать Птицы Кукушке, узнав, что она не высиживает своих Птенцов?

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук [г]: радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые;

Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Лето». Составьте мини-диалоги.

После какого времени года наступает лето? Назовите летние месяцы. Как узнать, что наступило лето? Что летом длиннее —день или ночь? Почему летом ночь короче дня? Когда бывает день летнего солнцестояния? (22 июня.)

Какая погода бывает летом? Какая температура воздуха бывает летом? При какой температуре воздуха можно ходить в легкой одежде? Что такое тень? Какие облака чаще всего бывают в летние дни? (Кучевые, перистые, слоистые.) Почему утром и ночью бывает прохладнее, чем днем?

Почему нельзя долго находиться на жаре? (Можно получить тепловой или солнечный удар.) Как можно от этого уберечься? (Нужно прикрывать голову панамкой или кепкой.) Какую помощь нужно оказать пострадавшему от солнечного ожога? (Нужно увести его в прохладное по-мещение или в тень, покрасневшие участки кожи смазать кислым молоком или простоквашей. Можно положить на обожженный участок влажное полотенце, смоченное в прохладной воде.)

Какие природные явления можно наблюдать летом? Как можно догадаться о приближении грозы? Что бывает во время грозы? Что опаснее — молния или гром? Почему нельзя прятаться в грозу под высокими деревьями и находиться рядом с металлическими предметами? Что может послужить причиной пожара в грозу — гром или молния? Что такое град? Для чего он представляет большую опасность? Какой дождь называют ливнем? Что можно наблюдать в небе после дождя и грозы? Можно ли посидеть на радуге? Почему нельзя по ней пробежать? Что собой представляет радуга? (Радуга — это разноцветная дуга, которая появляется на небе после дождя. Она состоит из мельчайших дождевых капелек, в которых преломляются солнечные лучи.) Из каких цветов состоит радуга? Бывают ли летом бури и ураганы? Какой вред природе и людям они наносят? Что такое роса и туман? (Роса и туман — мельчайшие водя ные капельки, которые образуются при охлаждении воздуха. Эти явления бывают по утрам.)

Что делают птицы в летнее время? (Они вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов.) Почему люди называют птиц своими друзьями? (Птицы защищают сады и огороды от вредных насекомых.) Какие насекомые досаждают людям и животным летом?

Почему листья растений летом зеленые? (Зеленый цвет листьям придает особое вещество — хлорофилл. Хлорофилл образуется только в светлое время дня. Ночью он разрушается, а с наступлением дня восстанавливается.) Что летом происходит с растениями? (Они цветут, ра-стут и плодоносят.) Что им нужно для роста? (Свет, тепло и влага.)

Что такое засуха? Какую угрозу для растений и человека она представляет? Как можно помочь растениям выжить в засушливое лето? Какую работу выполняют люди в огородах, садах и в поле? Какие овощи созревают летом? Какие фрукты вызревают в летние месяцы? Какие зерновые культуры убирают летом? Почему так говорят: «Летний день год кормит»?

За что вы любите лето? Где вы предпочитаете отдыхать в летнюю пору? Какие правила осторожности надо соблюдать, отдыхая на водоемах? Почему так говорят: «Не зная броду, не суйся в воду»? Что может случиться с теми, кто пренебрегает правилами осторожности на воде?

Какие дары летнего леса человек использует в пищу? Знаете ли вы, что не все ягоды и грибы съедобны? Какие ядовитые ягоды и грибы, растущие в ваших лесах, вы знаете? Как следует вести себя в лесу?

Стихи

ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО

Лето, лето к нам пришло!

Стало сухо и тепло.

По дорожке прямиком

Ходят ножки босиком!

В НОЧНОМ

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается,

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

НАСТУПИЛО ЛЕТО

Июнь

В лес июньский загляни-ка:

Поспевает земляника,

Каждая полянка —

Скатерть-самобранка.

Июль

Колокольчики! Ромашки!

Незабудки! Васильки!

Босиком и без рубашки

Ходим мы, плетем венки.

Август

Приходит август с урожаем

Ко всем, но только не к лентяям.

Кто проспит, тот вернется

С пустыми руками.

А кто рано проснется,

Тот — с боровиками.

ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это лето

На все лето к нам пришло.

Оттого и каждый день

Все длиннее, что ни день,

Ну а ночи,

НочЬ от ночи,

Все короче и короче...

ЛЕТНЯЯ ПЕСЕНКА

Опять смеется лето

В открытое окно,

И солнышка, и света

Полным, полным-полно!

Опять трусы и майки

Лежат на берегу.

И нежатся лужайки

В ромашковом снегу!

ЛЕТО

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Все кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес: ни звука —

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

ДОЖДЬ

Дождь идет,

Дождь идет...

Даже дождик устает.

В землю отдохнуть уйдет...

Стало тихо-тихо,

А из дождика растет

Земляника. с

ДОЖДЬ

Как из тучи из гремучей

Льется дождь косой, колючий!

На крапиву, на малину,

К нам на ягоды в корзину,

Травы, чмокая, жует,

Ни на шаг не отстает!

Мчится с нами до калитки!

Он промочит нас до нитки!

СЕНОКОС

Сенокос, сенокос!

Растревожил стрекоз,

Вьются друг за другом

Над зеленым лугом.

Сенокос, сенокос!

Сколько грабель,

Сколько кос!

Вся деревня на лугу.

Я всех выше — на стогу!

Сенокос, сенокос!

Для коров, овец и коз

Запасаются корма...

Доброй будет им зима!

ГРИБОК

Мы в лесок пойдем.

Мы грибок найдем

В шапочке нарядной,

Светло-шоколадной.

Ты не прячь, не прячь, грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

О. Высотская

Загадки

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я (лето).

Бежал по тропке луговой —

Кивали маки головой;

Бежал по речке голубой —

Речка сделалась рябой.

(Ветер)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем.

(Роса)

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес —

Прохудился и исчез.

(Дождевая туча)

Живут сестра и брат:

Одну всякий видит,

Да не слышит,

Другого всякий слышит,

Да не видит.

(Молния и гром)

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!..

В них ни въехать, ни войти...

(Радуга)

На дворе переполох —

Белый падает горох

Прямо на голову — ох!

Он сбивает с яблонь цвет

И полям приносит вред.

(Град)

Это что там за стрела

Небо черное зажгла?

Небо черное зажгла —

В землю с грохотом ушла.

(Молния)

Его просят, его ждут,

А как придет —

Прятаться начнут.

(Дождь)

Красным зовется,

Платье в цветах.

Ягодой сладкой

Зреет в лесах.

Дождиком теплым

По саду идет.

Иволгой звонкой

На ветке поет.

(Лето)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 32 (394) выйдет
3 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год