| Картотека игр с платочками |
| Занятия с детьми | |
| Автор: Морева Маргарита Васильевна Ершова Вероника Андреевна | |
| 28.12.2025 07:45 | |
|
Платочки — самое, наверное, простое дидактическое пособие, которое есть в каждом детском саду, а тем более в доме. Их можно сшить, а можно и использовать обыкновенные носовые платочки. Чем же они хороши и полезны? В представленном материале Вы найдёте игры и упражнения для работы с детьми дошкольного возраста. Игры и упражнения, развивающие пространственную ориентировку «Складывание (или сгибание) платочка по прямой» Задача: учить складывать платочек в горизонтальном и вертикальном направлении двумя руками; зрительно соотносить углы и стороны; развивать пинцетный тип захвата. Оборудование: платочки (25 х 25 см) красного, синего, жёлтого и зелёного цвета; пластмассовые крючки соответствующего цвета; скрепки. Выполнение:
Ну, платочек, потрудись, пополам скорей сложись. Одновременно показывает способ действия: большим и указательным пальцами захватывает два нижних уголка платка и складывает его пополам, соотнося нижние уголки с верхними. 3. Затем произносит слова: «Наш платочек потрудился — в половинку превратился» Проводит ладонью по сложенному платку.
По аналогии платочек складывают по горизонтали сверху вниз, а по вертикали справа налево и наоборот. Усложнение: детям предлагается зрительно определить середину линии сгиба, закрепить это место скрепкой и повесить на крючок, соответствующий цвету платочка. «Складывание платочка по диагонали» Задача: учить складывать платочек по диагонали снизу вверх и сверху вниз, удерживая его в одной руке, соблюдать точность соединения углов, закреплять пинцетный тип хватания. Оборудование: платочки (25 х 25 см) красного, синего, жёлтого и зелёного цвета; пластмассовые крючки соответствующего цвета; скрепки. Выполнение:
Проводит ладонью по месту сгиба. 4. Затем платочек складывается по диагонали сверху вниз. Усложнение: дети определяют середину линии сгиба, закрепляют зажимом и вешают на крючок такого же цвета, как и платочек. «Бабочки» Задача: формировать щепотный (три пальца: большой, указательный, средний вместе в одной точке) тип захвата в динамике; развивать зрительную ориентацию на поверхности плоскости платка. Оснащение: платочки и бельевые прищепки красного, синего, жёлтого и зелёного цвета. Выполнение: 1. Платочек лежит на столе в развёрнутом виде. 2. Педагог произносит слова: Пальцы весело шагали И платочек собирали - Превратился в тряпочку- Похожую на бабочку. (воспитатель показывает действие) Большой палец фиксируется на уголке платка, а указательный и средний «пошли» по диагонали по поверхности платка до верхнего уголка. Каждый «шаг» пальцев образуют складочку, и присоединяет её к большому пальцу. Собранные складочки закрепляются прищепкой — прилетела «бабочка». Другой вариант Задача, оснащение, техника выполнения, четверостишие те же. Меняется только направление движения пальцев. Зрительно определяется середина на нижней линии платка и в этой точке фиксируется большой палец. В этом варианте пальцы «шагают» по прямой от нижней части платка до верхней. Крылышки у «бабочки» получаются другой формы иного строения. «Накормим Киску» Задача: учить детей ориентироваться на ограниченной плоскости; обозначать символом и называть словом стороны и углы платка, зрительно находить середину. Оснащение: х/б носовые платочки, маленькие картинки с изображением еды для кошки (молоко, рыбка, вискас (кити — кэт), мышка), игрушка Кошечка. Руководство:
Захотела Киса кушать, Стала Кисонька мяукать: Мяу, мяу, мяу.... 3. Предлагает накормить Кисоньку: Вариант I — в нижней стороне коврика поставим — молоко; на верхней стороне — рыбку; слева — вискас, справа — мышку. Вариант II — в нижний правый угол — молоко; в нижний левый угол — рыбку; в верхний правый угол — кити — кэт; в верхний левый угол — мышку. Дети повторяют название сторон и углов и в соответствии с этим раскладывают картинки. 4. Педагог говорит: Вот уж Кисонька поела. Тихо песенку запела. Разлеглась на коврике и зажмурилась. Предлагает детям определить середину коврика и положить Кисоньку отдыхать. «Поймаю» Задача: учить протягивать платочек в заданном направлении, регулировать с учётом статику и динамику пальцев; развивать зрительно-двигательную ориентацию. Выполнение: 1. Руки, согнутые в локтях стоят на столе. Одна рука держит платочек за уголок. Другая рука повёрнута ладошкой к лицу, пальцы широко раздвинуты. На слова педагога: — Наш платочек побежал. - И все пальцы посчитал. Вначале педагог демонстрирует действия, затем, дети начинают протягивать платочек между мизинцем и безымянным пальцами по направлению к себе. Затем между безымянным и средним — от себя. Далее протягивают платочек между средним и указательным пальцами, направление к себе. Аналогично, между указательным и большим по направлению от себя. Педагог словесно обозначает направление платочка: «К себе. От себя...» На слова: «Поймаю» — дети сжимают пальцы, платочек останавливается. Игра продолжается с участием другой руки. «Змейка» Задача: учить протягивать платочек между пальцами в направлении справа налево и обратно, вырабатывать плавность движений, развивать кисть руки в запястных суставах. Выполнение: 1. Исходное положение рук такое же, как в предыдущей игре. 2. На слова педагога: «Змейка быстрая ползёт, поиграть ребят зовёт» — дети направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцами, заводят платок между безымянным и средним, далее протягивают между средним и указательным. Заканчивается протягивание между указательным и большим пальцами, «змейка» ползёт справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцами и т. д. Направление движение «змейки» будет зависеть от той руки, двигательная функция которой наиболее сохранна. Игры и упражнения, направленные на развитие ручных умений «На ветерок» Задача: развивать ручную умелость; учить практическим действиям; формировать подражательные движения рук. Оснащение: платочки, прищепки, фиксированная верёвка. Выполнение:
Чисто, чисто мы стираем — трём платочек между кулачков; Прополощем — держим платок в одной руке, имитируем полоскание (из стороны в сторону); Отжимаем — складываем платочек пополам и отжимаем обеими руками; А теперь — за уголок — берём платок за уголочек; И сушить на ветерок — закрепляем прищепкой на верёвке. Педагог знакомит детей с различными вариантами вешания платка на верёвке: за один уголок (закрепить одной прищепкой); за два уголка (две прищепки соответственно); перекинуть платок пополам, зрительно найти середину сгиба и закрепить в это мместе одной прищепкой. Предлагает детям развесить платочки кто как хочет. «Красивая скатерть» Задача: учить практическим действиям с платочком и прищепкой: закреплять по краям платка; чередовать по цвету; объединять по цвету. Оснащение: Платочки белого цвета; бельевые разноцветные прищепки. Выполнение: 1. На столе лежат, свёрнутые в четверо, платочки. Педагог предлагает детям поиграть. «К праздничному столу надо украсить скатерть, но, как и чем? Как же скатерть нам украсить? Красок нет, ну чем раскрасить? Мы прищепочки возьмём, Бахрому из них «сплетём». 4. Объясняет и показывает, каким образом следует «плести бахрому». На край платка прикрепляет прищепки, чередуя их по цвету: Красный, синий, жёлтый цвет — Ох, красиво, спору нет. 5. Дети самостоятельно выполняют действия, соблюдая очередность цвета и расстояние между прищепками. Другой вариант игры. Задача, оснащение, содержание игры и техника выполнения те же, только прищепки объединяются по цвету на обозначенной стороне платка: На правой стороне скатерти будет красивая бахрома, на левом — синяя. Внизу сделаем желтую бахрому, а вверху — зелёную. Дети должны определить названные стороны и закрепить прищепки того цвета, который обозначен в словесной инструкции педагога. «Узелок с пирожками» Задача: продолжать развивать ручную умелость; разнообразить практические действия; учить завязывать углы платочка; развивать согласованные действия рук. Оснащение: 1.х/б (размером с мужской) носовые платочки, «пирожки» из пластилина, обёрнутые бумажной салфеткой. Выполнение: 1. Дети вместе с педагогом вспоминают фрагмент сказкиШ. Перро «Красная шапочка», а именно то, как она пошла, навестить больную бабушку, взяв с собой пирожки и горшочек масла. Педагог показывает детям узелок с пирожками: «Вот так были уложены пирожки». Предлагает детям поиграть с платочками и сделать такой же узелок для пирожков как у Красной шапочки. Показ способа завязывания узлов, обращать внимание на то, что завязывать надо по диагонали. Самостоятельные действия детей с последующим обыгрыванием. Другой вариант игры «Колыбелька для куколки» Задача та же, что в предыдущей игре. Оснащение: х/б носовые платки, кубики, палочки, куколки. Выполнение: 1. Педогог показывает детям куколку и говорит: Наша куколка играла. Наша куколка устала. Надо кукле отдыхать, Надо куклу покачать В колыбельке вот такой — (показывает готовую колыбельку) В колыбельке подвесной. Объясняет слово «подвесной» — т.е. закреплена на палочке — подвешена. Предлагает детям поиграть и сделать из платочков колыбельку для своей куколки. Показывает, как надо связать уголки платка. Обращает внимание детей на то, что соединять уголки надо по периметру. Обыгрывание колыбельки. «Гирлянда» (коллективная работа) Задача: продолжать развивать ручную умелость; развивать соотносящие действия; совершенствовать умение завязывать платочек уголками. Оснащение: 1.разноцветные платочки по три штуки на каждого ребёнка. 2. Мягкая игрушка Мишка. Руководство: 1.Педагог показывает детям Мишку и сообщает, что у него сегодня день рождения. Предлагает сделать для Мишки подарок (гирлянду), которым можно украситькомнату. Объясняет последовательность изготовления подарка, первую пару платочков связывает педагог (связывание платочков уголками). Дети по очереди привязывают по одному платочку, чередуя их по цвету. Каждыйребёнок привязывает в гирлянду по три платочка. Игры и упражнения, развивающие зрительное восприятие цвета, величины «У платочка свой крючок» Задача: учить складывать платок вчетверо по периметру и диагонали, развивая зрительно — двигательную координацию обеих рук при соединении сторон и углов платка; фиксировать зажимом центр сгиба; правильно соотносить по цвету. Оснащение: 1.платочки пяти цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый; 2.пять пластмассовых крючков такого же цвета; 3.зажимы (для бумаги) на каждый платочек. Выполнение:
Вот платочек — берёт платок и кладётего перед собой в развёрнутом виде. Вот крючок — прикрепляет его к планшету. И зажим в придачу-берёт зажим в рукии разжимает его. Я сверну платок вот так – складываетплаточек по периметру, центр сгиба закрепляет зажимом. Но, в карман не спрячу — вешает сложенный платочек с зажимом на крючок, который соответствует цвету платка. 3. Предлагает детям сделать то же самое. 4. Во втором варианте платок складывается по диагонали (с угла на угол). «Бабушкино варенье» Задача: совершенствовать ручную умелость; учить устанавливать отношения между тремя объектами по величине; развивать глазомер и согласованную работу обеих рук. Оснащение: 1.три стеклянные банки 0,5л, 0,2л, и совсем маленькая, например, из — под лекарства, внутри банок находится цветная бумага, имитирующая варенье; 2.три платочка, размером соответствующие банкам; 3.резинки для закрепления платочков; 4.театральная кукла — бабушка. Руководство: 1. У педагога на руке театральная кукла — бабушка. Бабушка сварила варенье и разложила его по банкам, онапросит ребят помочь ей закрыть банки. 2.Педагог предлагает к каждой банке подобрать нужного размера салфетку (платочек) и закрыть банку, закрепить салфетку резинкой. «Олино колечко» Задача: разнообразить игровые действия с платочком; развивать зрительно-двигательную ориентацию; учить соотносить предмет с отверстием кольца; закреплять умение удерживать предмет между тремя пальцами (щепотный тип хватания). Оснащение: 1.четыре вида платков из разной ткани, размером от носового до головного; 2.четыре колечка (которые носят на пальцах) разные по размеру. Руководство: 1. Педагог вместе с детьми вспоминают содержание стихотворения: «Кто колечко найдёт?». История закончилась благополучно — колечко нашлось и Оля снова надела его на пальчик, но колечко можно не только носить на пальчике, с ним можно играть. Вместе с детьми рассматривает разнообразные платки и кольца. Разворачивает платки, обращает внимание на величину, трогают руками (разные на ощупь по фактуре). Предлагает поиграть платками и колечками. Дать детям возможность поэкспериментировать, т. е. самостоятельно опре делить кокой платок в какое кольцо можнопротянуть. Использование платочков в сюжетно -ролевых играх. Использование платочков в сюжетно-ролевых играх Задачи: Продолжать развивать ручную умелость; учить использовать платок в с/ролевых играх; развивать подражательные действия рук; познакомить детей с разными способами завязывания платка на кукле; вовлекать в движение менее активную руку. Оснащение: 1.куклы; 2.разнообразные платочки. Игра «Оденем дочку на прогулку» Традиционное повязывание платка:
Выполнение. Игра «Мамина помощница» 1. Платок складывается по диагонали с угла на угол. 2.Повязывается концами назад. 3. Завязать платок сзади на шее. Игра «Модница»
Другой вариант
«Стирка», «Глажение» Задача: разнообразить игровые (практические) действия с платочками; продолжать развивать подражательные действия рук; закреплять усвоенные навыки; совершенствовать двигательную активность обеих рук. Оснащением платочки; 2. тазики с водой; З.мыло; 4.прищепки; 5.фиксированная верёвка; 6.утюги. Выполнение: 1. Педагог читает стихотворение: Я один у мамы сын-Нет у мамы дочки. Как же маме мне помочь-Постирать платочки? Мыло пенится в корыте, Я стираю, посмотрите. — А у нас есть и сынки и дочки. 2. Рассматривает вместе с детьми атрибуты игры и предлагает «помочь» маме. 3. Вместе с детьми обговаривает последовательность действий: намочить платочек; намылить;
отжать; прополоскать; повесить сушить. 4. Показывает новый способ вешания платочков на веревку: зажимается прищепкой платочек за один уголок к верёвке, следующий платочек своим уголком соединяется с параллельным уголком первого платка и фиксируется одной прищепкой и т. д. 5. Все платочки сушатся на одной верёвке, одним уголком соединены с уголком предыдущего платка. «Глажение» Выполнение:
Подвижные игры и упражнения с платочком 1 вариант И.п.: платочек – в правой руке, руки в стороны, ноги на ширине плеч. 1–2 – передаем платочек в левую руку перед собой, руки в стороны. 3–4 – передаем платочек обратно в правую руку. 5–8 – повторяем движение. 2 вариант передаем платочек за спиной. 3 вариант передаем платочек по кругу – сначала перед собой, потом за спиной, вправо, а затем влево. При выполнении данного упражнения необходимо следить за правильной осанкой. «Передача платочка под коленом или прямой ногой» И.п.: платок в правой руке, ноги на ширине плеч. 1–2 – поднять левую ногу, согнутую в колене или прямую, передать платок в левую руку 3–4 – поднять правую ногу, передать платок в правую руку. Внимательно следим за осанкой – спина прямая. Ребята учатся согласовывать движения рук и ног. «Наклоны вперед» Задачи: развивать двигательные качества: силу, координацию, ловкость. И.п.: ноги шире плеч, руки в стороны, платок в правой руке. 1–2 – наклон вперед, передаем платок в левую руку через «воротики». 3–4 – и.п.: платок в левой руке. 5–8 – передаем платок в правую руку. Рисуем восьмерку вокруг ног. Колени не сгибаем. «Подними платочек» Главная задача следующих упражнений — профилактика плоскостопия. В нашем детском саду больше половины детей имеют диагноз уплощение свода стопы. И.п.: сед ноги врозь, упор сзади, платочек лежит на полу перед собой. 1–4 – согнуть правую ногу, поставить ее на платочек, поднять платочек пальчиками ноги. 5–6 – держим платочек. 7–8 – опускаем платочек на пол. Повторяем то же самое левой ногой. Руками помогать нельзя. «Переложи платочек» И.п.: то же. 1–4 – повторяем. 5–6 – сгибаем правую ногу, переносим ее через левую, кладем платочек на пол за левой ногой. 7–8 – правую ногу опускаем в и.п. Повторяем левой ногой. Это упражнение сложнее. Не всегда получается выполнить его с первого раза. Но когда получается, ребенок испытывает большую радость и удовлетворение своими успехами. «Собери фигуру» И.п.: сед ноги врозь, платочек на полу перед собой. Из квадратного платочка сделать треугольник, прямоугольник, маленький квадрат и т.д. Аккуратно складываем фигуры уголочек к уголочку. Следующие упражнения направлены на профилактику заболевания глаз. «Посмотри на платочек». (Упражнение для глаз) И.п.: сед на коленях, платочек перед собой. Держим платок за уголочки перед собой на вытянутых руках. 1–4 – поднести платочек к глазам (близко). 5–8 – выпрямить руки (далеко). Повторить 3–4 раза. «Провожаем платочек глазами». И.п.: то же. Смотрим вперед, голова ровно. 1–4 – платочек в правой руке, руку отводим максимально в сторону, провожаем платочек взглядом, голова на месте, повторяем то же в левую сторону. При выполнении этого упражнения главное, чтобы ребенок голову держал ровно, двигаться должны только глаза. Это очень полезное задание для современных ребятишек, много играющих в различные гаджеты. Представляем самые любимые упражнения наших воспитанников для развития мелкой моторики – «Бантик» и «Фокус». «Бантик» Задачи: развитие мелкой моторики. И.п.: сед на коленях, платочек на полу перед собой. Закатаю я платочек – скручиваем платочек в колбаску. Завяжу я узелочек – завязываем колбаску в узел. Затяну его потуже – расправить аккуратно. Бантик всем красивый нужен – девочки могут приложить бантик к волосам, а мальчики – вместо галстука-бабочки. Это упражнение мы не только выполняем руками, но и проговариваем все вместе. «Фокус» И.п.: сед на коленях, платочек на полу перед собой. Левую руку сжимаем в кулак, накрываем его платочком. Указательным пальцем правой руки прячем платочек в кулак, пока он не исчезнет весь в кулаке. Это игра-фокус очень нравится ребятам. Можно повторить его с другой рукой. Левшам будет легче, правшам сложнее. «Подбрось – поймай» И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Подбросить платочек вверх и поймать. Стараемся подбросить платочек как можно выше. «Парашютик» И.п.: ноги на ширине плеч, платочек держим за уголочки перед собой. Подуть сильно на платочек и отпустить его. Постараться, чтобы он улетел как можно дальше. «Цапля» И.п.: стойка на одной ноге, руки в стороны, платочек в правой руке. Задание можно усложнить: стоя на одной ноге, передать платочек в левую руку и постоять еще 5 счетов. С обычными платочками можно играть как на физкультурном занятии, так и на свежем воздухе. Это очень увлекательно. Предлагаем вам лучшие игры. «Игра с платочком – хочешь взять платок, беги!» Ребенок с платочком стоит в центре круга. Дети идут по кругу и произносят слова: «Мы идем по кругу, дружно друг за другом. Вдруг увидели платочек, яркий словно огонечек.». После слов, ребенок встает между двумя детьми протягивает вперед руку с платочком. Дети встают спиной к друг другу и по команде: «1, 2, 3 – беги!» бегут в противоположные стороны и обегают круг. Кто первый, хватает платок. «За капитаном» Задачи: развивать внимание, память, координацию, умение ориентироваться в пространстве, взаимодействовать со сверстниками, расширять представления об основах безопасного поведения, способствовать правильному выполнению заданий на построение, воспитывать нравственно-волевые качества и умение действовать в соответствии с правилами. Правила: Дети делятся на 2 команды: команда желтых и красных платочков. В каждой команде выбирается или назначается сменный капитан. Под веселую музыку команды бегают, прыгают, танцуют. Музыка останавливается – дети должны выполнить задания:
Усложнение: задания выполняются по предложенной схеме. Карточки-схемы готовятся заранее. (Например: одна команда строиться у гимнастической скамейки, а другая – у шведской стенки в физкультурном зале или у любого другого ориентира на площадке на улице.) «Разноцветные платочки» Задачи: развитие быстроты, координации, внимания, умения ориентироваться в пространстве, собирать различные геометрические фигуры, воспитывать чувство дружбы, товарищества, и организованности, активности и уверенности в своих силах. Правила: детям раздаются платочки разных цветов. Под веселую музыку дети передвигаются по залу. Музыка останавливается – дети должны выполнить задания:
Дети учатся работать в команде, выполнять общее задание. Новые ребята быстрее адаптируются в коллективе «Ловишки с платочками» Всем известная подвижная игра – только с другим предметом и усложненными заданиями. Задачи: развитие быстроты, внимания, координации, ловкости, умения взаимодействовать со сверстниками, развитие математических способностей (повторить количественный счет, понятия больше, меньше, одинаковое количество). Закреплять навыки выполнения основных движений, развивать быстроту реакции и умение ориентироваться в пространстве. Правила: Выбирается ведущий – ловишка, остальные игроки делают себе хвостики из платочка, заправив его за резинку шортиков. Задача ловишки:
Нельзя держать хвостик рукой. Пойманные игроки выполняют какое-либо упражнение (приседания, стойку-равновесие, упор присев-упор лежа и т.д.). «Угадай номер» Задачи: развитие математических способностей (порядковый счет), внимания и быстроты реакции. Правила: выбирается водящий. Дети выстраиваются в шеренгу, держат в руках платочки разных цветов. Водящий должен отгадать, под каким порядковым номером стоит играющий с желтым платком, синим, красным и т.д. Затем выбирается новый водящий. «Платочек по кругу» Задачи: развитие быстроты, внимания, фантазии. Правила: с помощью считалки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу близко друг к другу, у одного платочек в руке за спиной. По сигналу ребенок начинает передавать по кругу платочек своим друзьям вправо или влево. По сигналу передача останавливается, и водящий должен угадать, у кого платочек в руке. Если он угадал, ребенок с платочком выходит в цент круга и показывает любое упражнение с платочком. Все должны его повторить. Игра повторяется 3–5 раз. Используя вышеуказанные упражнения и игры можно составить полноценное занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста в зале или на улице. С помощью платочков, можно научить ребенка составлять гармоничную цветовую композицию, развивать умение работать с мелкими деталями, компоновать их на тканевом платочке. Ребята располагают приготовленные заранее детали на своем платочке, наклеивают и составляют общую композицию из маленьких платочков. Танцевальная игра с движениями "Мы платочками помашем, мы с платочками попляшем!" Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, творчество в игре. Наши яркие платочки Мы возьмём за уголочки Вот какой, вот какой Маленький платочек мой. А теперь мы очень ловко Их наденем на головку Вот какой, вот какой Маленький платочек мой. Сядем дружно все в кружочек, Спрячемся за свой платочек, Ау, ау нет меня, Ау, ау вот и я! Экспериментирование Дидактическая игра «Мягкие лоскутки» Цель: формирование умений детей обследовать текстуру ткани, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, способности к сравнению. Ход игры: познакомьте детей с содержанием коробочки: рассмотрите платочки, потрогайте их, погладьте. Возьмите один платочек, назовите его фактуру (гладкий, мягкий), затем исследуйте на ощупь остальные. Одинаковые ли платочки, чем они похожи, чем отличаются. Игровое упражнение «Свойства ткани (мнётся)» Программное содержание: формировать представления о свойствах ткани; развивать мелкую моторику рук, активизировать речь, мышление; воспитывать заботливое отношение к окружающим. Словарная работа: мнётся, свернули, сложили, сжимаем. Материалы: Игрушка «Медвежонок», «чудесная коробочка», платок носовой для Мишки, платочки. по количеству детей. Ход игрового упражнения: Воспитатель предлагает детям поиграть. Дети встают полукругом около воспитателя, проводится упражнение «Медвежата». Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили, Вот так, вот так Головой своей крутили. (Руки на пояс, повороты головы вправо влево.) Медвежата мёд искали, Дружно дерево качали. (Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо, влево.) Вперевалочку ходили, И из речки воду пили, Вот так, вот так И из речки воду пили. (Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперёд.) А потом они плясали, Выше лапы поднимали, Вот так, вот так. Выше лапы поднимали. (Свободный танец.) Воспитатель предлагает детям удобно расположиться на расставленных полукругом стульчиках. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель: Ребята, к нам кто-то пришёл. Давайте посмотрим. Воспитатель вносит в группу большую игрушку медведя. Мишка здоровается с детьми и говорит, что принёс с собой чудесную коробочку, в которой много интересных вещей. Мишка: Хотите посмотреть, что же лежит в коробочке? Мишка достаёт платочки, раздаёт детям и рассказывает о том, что мама положила ему в кармашек красивый платочек. Медвежонок достаёт из кармашка платок, и очень удивляется, что платочек мятый. Медвежонок очень расстроен. Воспитатель: Миша, а что ты делал со своим платочком? Медвежонок Миша рассказывает детям, что ему так понравился платочек, что он его сворачивал, сжимал, складывал несколько раз, скручивал. А потом убрал в кармашек. Воспитатель: Ребята, давайте мы, тоже рассмотрим свои платочки. Посмотрите, какие они красивые, не мятые. Дети рассматривают платочки. Воспитатель: Давайте мы тоже попробуем свернуть платочки. Что же получится? Дети самостоятельно манипулируют с платочками: сворачивают, сжимают, складывают, снова разворачивают, рассматривают с воспитателем платочки. Наблюдают, обсуждают вместе, что происходит с платочками. Воспитатель: Дети, какие стали платочки? Что с ними случилось? (Платочки стали мятые) Воспитатель делает вывод: если ткань сжимать в руках – она мнётся и предлагает детям сложить свои платочки в «чудесную коробочку». Дети и воспитатель успокаивают Мишку, просят не расстраиваться, что платочек у него мятый, а предлагают поиграть в игру. «Игра с мишкой» Цель: учить ребёнка реагировать на словесный сигнал. Воспитатель с игрушкой медведя в руках ходит по комнате, переваливаясь; дети стоят у противоположной стены. Взрослый говорит: Мишка по лесу гулял, Мишка деток искал, Долго, долго он искал, Сел на травку, задремал. «Мишка» садится на стул и «засыпает». Дети бегают вокруг, топают ногами: Стали детки плясать, Стали ножками стучать. Мишка, Мишенька, вставай, Мишка, деток догоняй! «Мишка» просыпается, «рычит» и догоняет детей. Мишка благодарит детей за доставленное удовольствие. Прощается и уходит из групповой комнаты. Игровое упражнение «Свойства ткани (гладится)» Программное содержание: формировать представления о свойствах ткани; развивать мелкую моторику рук, активизировать речь, мышление; воспитывать заботливое отношение к окружающим. Предварительная работа: знакомство с различными видами тканей. Словарная работа: мнётся, свернули, сложили, сжимаем. Материалы: Игрушка «Медвежонок», «чудесная коробочка», платок носовой для Мишки. Ход игрового упражнения: Воспитатель предлагает детям удобно расположиться на расставленных полукругом стульчиках. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель: Ребята, к нам кто-то пришёл. Давайте посмотрим. Воспитатель вносит в группу большую игрушку медведя. Мишка здоровается с детьми и говорит, что мама положила ему в кармашек красивый платочек. Медвежонок достаёт из кармашка платок, и очень удивляется, что платочек мятый. Медвежонок очень расстроен. Воспитатель: Миша, а что ты делал со своим платочком? Медвежонок Миша рассказывает детям, что ему так понравился платочек, что он его сворачивал, сжимал, складывал несколько раз, скручивал. А потом убрал в кармашек. Воспитатель делает вывод: если ткань сжимать в руках – она мнётся. Как же помочь Мишке? Выслушать все предположения детей. Объяснить детям правила осторожного обращения с горячим бытовым предметом, внести в группу утюг и прогладить платочек медвежонка. Рассмотреть его. Воспитатель: Вот, Мишка, твой платочек мы разгладили, ткань можно гладить горячим утюгом, а теперь поиграй с нами. «Игра с мишкой» Цель: учить ребёнка реагировать на словесный сигнал. Воспитатель с игрушкой медведя в руках ходит по комнате, переваливаясь; дети стоят у противоположной стены. Взрослый говорит: Мишка по лесу гулял, Мишка деток искал, Долго, долго он искал, Сел на травку, задремал. «Мишка» садится на стул и «засыпает». Дети бегают вокруг, топают ногами: Стали детки плясать, Стали ножками стучать. Мишка, Мишенька, вставай, Мишка, деток догоняй! «Мишка» просыпается, «рычит» и догоняет детей. Мишка благодарит детей за доставленное удовольствие. Прощается и уходит из групповой комнаты. Игровое упражнение «Свойства ткани (прозрачная, непрозрачная)» Задачи: формировать элементарные представления о свойствах ткани (прозрачная, непрозрачная), развивать познавательный интерес к изучаемому объекту, Материал: игровой персонаж, платочки из прозрачной и непрозрачной ткани. Ход игрового упражнения: В группу к детям пришел медвежонок Миша. Медвежонок: Мишка пришёл в группу поиграть с детьми в прятки и принёс «волшебные лоскутки». Игра «Прятки с Мишкой» (медвежонка спрятали под его ткань). Воспитатель раздает детям прозрачную ткань (тюль, капрон) и предлагает спрятаться за ней, посмотреть сквозь неё. Воспитатель: Вы видите друг друга? Давайте спрячем Мишку. А его видно под платочком? Вывод: ткань прозрачная – через неё всё видно. Затем предложить детям хлопчатобумажную ткань, рассмотреть её, потрогать и предложить посмотреть друг на друга через плотную ткань и спрятать под ней Мишку. Вопрос к детям: Видно ли через неё друг друга? А Мишку? Вывод: ткань бывает непрозрачная — через неё не видно. Игровое упражнение «Свойства ткани (намокает)» Программное содержание: формировать элементарные представления о свойствах ткани (намокает), развивать познавательный интерес к изучаемому объекту, воспитывать аккуратность, заботливое отношение. Словарная работа: отжимать, прищепка Материал: игровой персонаж, платочки, таз с водой, прищепки. Игра с прищепками и платочком «ЧУДЕСНЫЕ ПРИЩЕПКИ» Ход игры: Посмотрите ребятки кокой у меня необычный платочек, что-то он тяжелый (всем детям дать подержать). А как вы думаете, почему он тяжелый? Наверное, в нём что – то лежит? А давай те расстегнем молнию на нашем и увидим что же внутри. Дети расстегивают молнию и находят внутри платочка солнышко и прищепки. Какого цвета солнышко, а какой формы? Что у солнышка есть еще? (ротик, глазки). Что же нашему солнышку не хватает (лучиков). А лучиками нам послужат прищепки (желтого и красного цвета). Вот и солнышко заулыбалось, расправило свои лучики. Морева Маргарита Васильевна и Ершова Вероника Андреевна воспитатели коррекционной группы Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга
|



Картотека игр с платочками








