| «Юные скрайберы» и «Маленькие фантазёры» |
| Занятия с детьми | |||
| Автор: Митченко Ольга Владимировна | |||
| 11.12.2025 18:22 | |||
|
Одно из самых любимых занятий детей — это рисование. Занятия рисованием способствуют развитию связной речи: расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук. Через изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Достигнуть качества связной речи младших дошкольников можно через активацию логического мышления, усиление творческой составляющей, максимально способствовать повышению качества образования через использование технологии «скрайбинг». Для «Скрайбинга», как и для нетрадиционного рисования, много не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены. А когда эти две техники объединены в одной группе (дети 3-4 лет), как дополнительное образование, то это очень значимо для развития речи таких малышей.
Скрайбинг — новейшая техника презентации (от английского "scribe" — набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком. Речь выступающего иллюстрируется с помощью фломастера «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги). Получается, как бы «эффект параллельного следования», когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах. Рисовать можно чем угодно, и фломастерами, и карандашами, используя бумагу, презентационную доску. И самое главное, в этой технологии, всё-таки не схемы, а история, которая ведёт за собой повествование. Рисуя, ребенок воспроизводит, проговаривает то, что именно он изображает (сюжет). Глядя на рисунок, ребёнок может вспомнить услышанный рассказ и воспроизвести его хотя бы в общих чертах. С помощью «скрайбинга» можно «экранизировать» сказки, стихи, загадки. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие виды «скрайбинга»: аппликационный «скрайбинг» — параллельно с излагаемым материалом на листе бумаги, или на любом другом фоне выкладываются готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. Рисованный. Классический вариант, когда взрослый или ребёнок рассказывает о чём-либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени. Магнитный, при котором готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. Фланелеграфный. Для такого скрайбинга нужна доска, обтянутая фланелью. На неё крепятся готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Компьютерный. При создании такого скрайбинга используют специальные программы и онлайн-сервисы. Готовые зарисовки картинок воспроизводятся на экране и сопровождаются речью воспитателя. Цель программы «Юные скрайберы» для детей 3-4 лет. Развитие связной речи у детей 3-4 лет через использование технологии «скрайбинг» с элементами сказкотворчества. Примерное содержание программы Сентябрь Обучение детей рассказыванию сказки с помощью «аппликационного» скрайбинга. Русские народные сказки. Октябрь Пересказ сказки. Обучение рассказыванию сказки с помощью «магнитного» скрайбинга. Ноябрь Чтение русской народной сказки. Обучение рассказыванию сказки с помощью «аппликационного» скрайбинга. Декабрь Чтение и заучивание стихотворения. Помочь запомнить стихотворение с помощью «рисованного» скрайбинга. Январь Пересказ русской народной сказки. Обучение рассказыванию сказки с помощью «фланелеграфного» скрайбинга. Февраль Пересказ рассказа. Совершенствовать умение пересказывать рассказ с помощью «магнитного" скрайбинга. Март Составление рассказа. Совершенствовать умение составлять рассказ с помощью «магнитного» скрайбинга. Апрель Пересказ рассказа. Совершенствовать умение пересказывать рассказ с помощью «апплекационного» скрайбинга. Заучивание стихотворения. Помочь запомнить стихотворение с помощью «рисованного скрайбинга. Май Составление рассказа. Совершенствовать умение составлять рассказ с помощью «магнитного» скрайбинга. Заучивание стихотворения. Помочь запомнить стихотворение с помощью «рисованного» скрайбинга. Результат программы. Развита связная речь, обогащен словарный запас. Сформирована речевая активность детей на 100%. Увеличена эффективность процесса запоминания. Развиты познавательные процессы (внимание, память, мышление) в соответствии с возрастом. Сформировано желание пересказывать сказки, рассказы, стихотворения. Материально-техническая база. Дидактические картинки, магниты, доска, фломастеры, бумага. Программа «Маленькие фантазеры» (нетрадиционное рисование с детьми 3-4 лет) Дети 3–4 лет находятся на этапе активного формирования воображения, мышления и самостоятельности. Нетрадиционные техники рисования — рисование пальчиками, ладошками, отпечатывание, использование нестандартных материалов (губки, ватные палочки, зубные щётки и др.) — позволяют малышам свободно выражать свои эмоции и фантазии. Это способствует формированию индивидуальности и развитию креативности, что особенно важно в условиях стремительно меняющегося мира. - Сенсорное и моторное развитие В возрасте 3–4 лет у детей активно формируются мелкая моторика и сенсорное восприятие. Нетрадиционное рисование, включающее разнообразные способы нанесения изображения, способствует развитию координации движений, тактильной чувствительности, глазомера. Через экспериментирование с различными материалами и способами рисования у детей расширяется кругозор, формируются новые представления о свойствах предметов и явлений окружающего мира. - Эмоциональное благополучие и социализация Занятия нетрадиционным рисованием создают положительный эмоциональный настрой, снижают уровень тревожности, способствуют формированию позитивной самооценки. В процессе коллективного творчества у детей развиваются коммуникативные навыки, умение работать в группе, проявлять инициативу и поддерживать других. - Индивидуализация образовательного процесса Нетрадиционные методы рисования позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: уровень развития моторики, интересы, темперамент. Такой подход способствует более успешной адаптации детей к образовательной среде, раскрытию их способностей и талантов. Примерное содержание программы Октябрь «Осеннее деревце» «Фруктовая корзинка» Ноябрь «Паучок» «Мои любимые игрушки» Декабрь «Елочка — красавица» «Украсим елочку бусами» Январь «Снеговички» «Метель» Февраль «Украсим варежки» «Курочка Ряба» Март «Цветы для любимой мамочки» «Украсим платочек» Апрель «Космос» «Весна в городе» Май «Мы творим!». Цель программы: Создание условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста посредством освоения различных техник нетрадиционного рисования. Результат программы: Дети проявят интерес к изобразительной деятельности и стремление экспериментировать с различными материалами и техниками. Дети научатся различать цвета и формы. У детей сформируется умение самостоятельно выбирать инструменты и способы выражения замысла. У детей улучшится мелкая моторика рук, координация движений, что благотворно скажется на подготовке руки к письму. Дети научатся уверенно пользуются инструментами для рисования. Материально-техническая база: Нестандартные материалы (губки, ватные палочки, зубные щётки и др.) Митченко О.В., воспитатель высшей квалификационной категории, Фейзуллаева А.Р., воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок», город Абакан.
|



«Юные скрайберы» и «Маленькие фантазёры»










