| «О, финансы! Сказочное слово! Власть и сила, ум и красота» С. Михалков |
| Занятия с детьми | |||
| Автор: Киюта Таиса Ивановна | |||
| 10.11.2025 12:39 | |||
|
План — конспект занятия по финансовой грамотности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансы для дошколят» для обучающихся 5-6 лет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования «Реальная школа» Педагог дополнительного образования: Киюта Таиса Ивановна Воронеж 2025 Пояснительная записка. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. Организации непосредственного социально-экономического образования и воспитания дошкольников, отвечающего духу времени и, прежде всего, требованиям рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социальных ценностей, как знания, компетентность, профессионализм. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в педагогике.
Данная методическая разработка предназначена для введения дошкольников в мир финансовой грамотности в доступной форме, придается большое значение практической подготовке ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Продолжительность занятия 2 часа. Цели занятия:
Задачи занятия: Формирование осознания детьми экономической категории «деньги», понимания их истории и основных законов, основ их рационального использования. Организация работы в группах при игровой деятельности. Планируемые результаты: Личностные результаты:
Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится:
Познавательные Обучающийся научится:
Коммуникативные Обучающийся научится:
Предметные Обучающийся научится:
Используемые методы и приемы: наглядные, словесные, игровые. Форма организации деятельности обучающихся на занятии: совместная деятельность с педагогом. Необходимые средства: персональный компьютер, раздаточный материал, пластмассовый набор «Фрукты» и «Овощи», познавательная игра — лото «Собери пословицы». Ход занятия: 1. Входит педагог, на руке перчаточная кукла Буратино. - Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам на занятие, чтобы рассказать историю, которая приключилась со мной. Директор кукольного театра Карабас Барабас дал мне 5 монет, а я всего лищь рассказал ему, что в каморке папы Карло висит нарисованный очаг! Я очень обрадовался! Мои друзья кот Базилио и лиса Алиса рассказали, что если пойти в Страну Дураков и закопать монеты в землю на Поле Чудес, посыпать солью и полить водой, то вырастет большое дерево, на котором будет много монет. Я все это сделал, ждал целую ночь, но дерево не выросло! Теперь я знаю, что деньги на деревьях не растут. Я расскажу и покажу вам, как появились деньги. 2. Демонстрация презентации «История денег»: Слайд: №1: История денег. Слайл №2: Миллионы лет назад, когда мужчина охотился на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Слайл №3: В старину товары не покупались, а обменивались. Древний человек менял горшок на топор, зерно на рыбу. Слайл №4: Первые деньги – это крупный рогатый скот: быки, коровы, овцы, свиньи. Слайл №5: Позже в качестве денег люди стали использовать ракушки и даже шкурки животных. Слайл №6: В роли денег были платежные слитки – гривны. От слитка отрубали часть, эту часть называли «рубль». Слайл №7: На старых монетах изображен Георгий Победоносец с копьем. Монету стали называть «копейка». Слайл №8: При Екатерине II появились первые бумажные деньги «Катеньки». Слайл №9: В современном мире, кроме бумажных и металлических денег, люди используют пластиковые карты. 3 3. Знакомство с современными деньгами и пластиковыми карточками. Буратино: Ребята, я вам загадаю загадку, попробуйте отгадать: Эти круглые малютки, С ними вовсе не до шутки. У кассы их пересчитай, Да смотри, не растеряй! (Деньги). Буратино достает детский игровой набор «Играем в магазин» (копии монет, банкнот и банковских карт для развлекательных и образовательных игр по финансовой грамотности). Дети рассматривают и изучают деньги. 4. Буратино: Дети, давайте поиграем в пальчиковую игру «Будем денежки считать»! Один, два, три, четыре, пять, (поочередно загибаем пальцы на правой руке) Будем денежки считать, (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два оплатим дом – (отгибаем мизинец и безымянный палец) Дом, в котором мы живем. (соединяем руки над головой «крыша») Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец) На четвертую монетку будем есть и пить, (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока, (шевелим большим пальцем) Спрячем на донце кошелька. (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы) 5. Игра «Овощной рынок». Буратино: Ребята, давайте поиграем в ролевую игру «Овощной рынок». Буратино читает стихотворение Натальи Кнушевицкой «Продавец» В магазине, на базаре И в буфете наконец, Всюду, где бы ни бывали, Вас встречает продавец. Он продаст кефир старушке И свисток озорнику, Ленту яркую девчушке И ватрушку толстяку. Удочку для дяди Пети, А для тети Веры брошь. Так всегда любезно встретит - Без покупки не уйдешь. В шубу вас зимой оденет, Летом – в шорты, сарафан. Зонтик в мокрый день осенний От дождя предложит вам. И удобней вашим ножкам Обувь быстро подберет. Побежите по дорожкам, Как из сказки скороход! Математику он знает Ну, конечно же, на пять. Деньги быстро сосчитает, Чтобы сдачу верно дать. Не отходит от прилавка В стужу, дождь и летний зной. Шум вокруг него и давка, Тяжело ему порой. Покупатели толпою Целый день к нему идут. Очень нужен нам с тобою Продавца нелегкий труд. - Ребята! Кто будет играть роль продавца на рынке? Дети делятся поровну на продавцов и покупателей. Каждому продавцу Буратино дает набор овощей и ценники, каждому покупателю – корзинку и 10 рублей. Покупатели отправляются на рынок, нужно купить как можно больше овощей на 10 рублей. 6. Буратино: Ребята, вы отлично справились с заданием. А сможете вы отгадать загадки про овощи?
Лучше нет того кафтана, чем кафтан у..... (Баклажана) 3. Растет у бабушки на грядке, название горькое, вкус – сладкий. (Перец) 4. Красна-девица сидит в темнице. а коса нам улице. (Морковь) 5. Под землей птичка гнездо свила, снесла яички. (Картофель) 6. Телятки гладки. привязаны к грядке. (Кабачки) 7. Над землей трава, под землей алая голова. (Свекла) 8. Это овощ или блюдо? Съесть его любой бы рад! Эти вкусные листочки называются...... (Салат) 9. Сто одежек – все без застежек. (Капуста) 10. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) 11. Маленький и горький, луку брат. (Чеснок) 12. Из стручка на ветке покатились детки. (Горох) 13. Птичка-невеличка, зеленый хохолок, красное перо, белое нутро. (Редиска) 14. Я иду не налегке – клумбу я несу в руке. На ней каждый цветок сжал кулачок. (Цветная капуста) 15. Ветки на грядке, на ветках стручки, спят в них ребятки – гладкие бочки. Цветом разные – белые и красные. (Фасоль) 7. Недавно мы смотрели мультфильм по мотивам индийских сказок «Золотая Антилопа» (1954). Давайте вспомним эту историю. Буратино задает вопросы детям:
8. Буратино предлагает детям поиграть в игру «Что нельзя купить за деньги?» Педагог бросает мяч ребенку и называет слово, если это можно купить, то ребенок ловит мяч, если нельзя купить, то ребенок отбивает мяч. (Машина, часы, солнце, диван, конфеты, дружба, самокат, дождь, гитара, речка, гора, перчатки, улыбка, жизнь, семья, рюкзак, зонт, талант, преданность, пылесос, книга, чайник, луна). 9. Подведение итогов. Дорогие ребята! сегодня мы с вами узнали, как появились деньги, вы сделали покупки на овощном рынке, отгадали загадки про овощи. Узнали, что не все можно купить за деньги, поиграли в разные игры. 10. Домашнее задание: выучить стихотворение Елены Степановой «Обойдусь и без покупок» Держу молоток И копилку-свинью: – Сейчас, наконец-то, Тебя разобью. Куплю самолёт, А скорей целых три – Немало монеток У свинки внутри. Потом совершу Семь покупок подряд… Смотрю, а у Хрюшки Доверчивый взгляд. Смеются глаза В ожиданьи забав… Я свинку обнял И поставил на шкаф. Библиографический список: Для педагога:
Для детей и родителей:
Электронные образовательные ресурсы:
|



«О, финансы! Сказочное слово! Власть и сила, ум и красота» С. Михалков








