Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«О, финансы! Сказочное слово! Власть и сила, ум и красота» С. Михалков
Занятия с детьми
Автор: Киюта Таиса Ивановна   
10.11.2025 12:39

«О, финансы! Сказочное слово! Власть и сила, ум и красота» С. Михалков«О, финансы! Сказочное слово! Власть и сила, ум и красота» С. Михалков

План — конспект занятия по финансовой грамотности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансы для дошколят» для обучающихся 5-6 лет

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Реальная школа»

Педагог дополнительного образования: Киюта Таиса Ивановна Воронеж 2025

Пояснительная записка.

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. Организации непосредственного социально-экономического образования и воспитания дошкольников, отвечающего духу времени и, прежде всего, требованиям рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социальных ценностей, как знания, компетентность, профессионализм. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в педагогике.

 

Данная методическая разработка предназначена для введения дошкольников в мир финансовой грамотности в доступной форме, придается большое значение практической подготовке ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях.

Продолжительность занятия 2 часа.

Цели занятия:

  • Формирование интереса к изучению финансовой грамотности.
  • Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности дошкольников.
  • Сформировать культуру обращения с деньгами, подготовить к будущей самостоятельной жизни.
  • Создание условий для формирования понятия «деньги».
  • Развить сообразительность, гибкость, самостоятельность мышления.
  • Пополнить словарный запас.
  • Научить вести разумный диалог, договариваясь между собой.
  • Уметь выполнять задания в условиях соревнования.
  • Развивать творчество.
  • Привить любовь к художественной литературе.

Задачи занятия:

Формирование осознания детьми экономической категории «деньги», понимания

их истории и основных законов, основ их рационального использования. Организация работы в группах при игровой деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества с товарищами в разных игровых экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать цели своих действий;
  • составлять простые планы с помощью педагога;
  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • составлять текст в устной и письменной формах;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

Обучающийся научится:

  • понимать и правильно использовать экономические термины;
  • определять разницу между обменом и покупкой — продажей товара;
  • сравнивать цены на товар, объяснять разницу;
  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;
  • уметь характеризовать виды и функции денег;
  • проводить элементарные финансовые расчеты.

Используемые методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.

Форма организации деятельности обучающихся на занятии: совместная деятельность с педагогом.

Необходимые средства: персональный компьютер, раздаточный материал, пластмассовый набор «Фрукты» и «Овощи», познавательная игра — лото «Собери пословицы».

Ход занятия:

1. Входит педагог, на руке перчаточная кукла Буратино.

- Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам на занятие, чтобы рассказать историю, которая приключилась со мной. Директор кукольного театра Карабас Барабас дал мне 5 монет, а я всего лищь рассказал ему, что в каморке папы Карло висит нарисованный очаг! Я очень обрадовался! Мои друзья кот Базилио и лиса Алиса рассказали, что если пойти в Страну Дураков и закопать монеты в землю на Поле Чудес, посыпать солью и полить водой, то вырастет большое дерево, на котором будет много монет. Я все это сделал, ждал целую ночь, но дерево не выросло! Теперь я знаю, что деньги на деревьях не растут. Я расскажу и покажу вам, как появились деньги.

2. Демонстрация презентации «История денег»:

Слайд: №1: История денег.

Слайл №2: Миллионы лет назад, когда мужчина охотился на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было.

Слайл №3: В старину товары не покупались, а обменивались. Древний человек менял горшок на топор, зерно на рыбу.

Слайл №4: Первые деньги – это крупный рогатый скот: быки, коровы, овцы, свиньи.

Слайл №5: Позже в качестве денег люди стали использовать ракушки и даже шкурки животных.

Слайл №6: В роли денег были платежные слитки – гривны. От слитка отрубали часть, эту часть называли «рубль».

Слайл №7: На старых монетах изображен Георгий Победоносец с копьем. Монету стали называть «копейка».

Слайл №8: При Екатерине II появились первые бумажные деньги «Катеньки».

Слайл №9: В современном мире, кроме бумажных и металлических денег, люди используют пластиковые карты. 3

3. Знакомство с современными деньгами и пластиковыми карточками.

Буратино: Ребята, я вам загадаю загадку, попробуйте отгадать:

Эти круглые малютки,

С ними вовсе не до шутки.

У кассы их пересчитай,

Да смотри, не растеряй! (Деньги).

Буратино достает детский игровой набор «Играем в магазин» (копии монет, банкнот и банковских карт для развлекательных и образовательных игр по финансовой грамотности).

Дети рассматривают и изучают деньги.

4. Буратино: Дети, давайте поиграем в пальчиковую игру «Будем денежки считать»!

Один, два, три, четыре, пять, (поочередно загибаем пальцы на правой руке)

Будем денежки считать, (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом – (отгибаем мизинец и безымянный палец)

Дом, в котором мы живем. (соединяем руки над головой «крыша»)

Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвертую монетку будем есть и пить, (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока, (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донце кошелька. (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

5. Игра «Овощной рынок».

Буратино: Ребята, давайте поиграем в ролевую игру «Овощной рынок».

Буратино читает стихотворение Натальи Кнушевицкой «Продавец»

В магазине, на базаре

И в буфете наконец,

Всюду, где бы ни бывали,

Вас встречает продавец.

Он продаст кефир старушке

И свисток озорнику,

Ленту яркую девчушке

И ватрушку толстяку.

Удочку для дяди Пети,

А для тети Веры брошь.

Так всегда любезно встретит -

Без покупки не уйдешь.

В шубу вас зимой оденет,

Летом – в шорты, сарафан.

Зонтик в мокрый день осенний

От дождя предложит вам.

И удобней вашим ножкам

Обувь быстро подберет.

Побежите по дорожкам,

Как из сказки скороход!

Математику он знает

Ну, конечно же, на пять.

Деньги быстро сосчитает,

Чтобы сдачу верно дать.

Не отходит от прилавка

В стужу, дождь и летний зной.

Шум вокруг него и давка,

Тяжело ему порой.

Покупатели толпою

Целый день к нему идут.

Очень нужен нам с тобою

Продавца нелегкий труд.

- Ребята! Кто будет играть роль продавца на рынке?

Дети делятся поровну на продавцов и покупателей. Каждому продавцу Буратино дает набор овощей и ценники, каждому покупателю – корзинку и 10 рублей. Покупатели отправляются на рынок, нужно купить как можно больше овощей на 10 рублей.

6. Буратино: Ребята, вы отлично справились с заданием. А сможете вы отгадать загадки про овощи?

  1. Без окон и дверей полна горница людей. (Огурец)
  2. Ох и модник наш Иван! Синий он надел кафтан.

Лучше нет того кафтана, чем кафтан у..... (Баклажана)

3. Растет у бабушки на грядке, название горькое, вкус – сладкий. (Перец)

4. Красна-девица сидит в темнице. а коса нам улице. (Морковь)

5. Под землей птичка гнездо свила, снесла яички. (Картофель)

6. Телятки гладки. привязаны к грядке. (Кабачки)

7. Над землей трава, под землей алая голова. (Свекла)

8. Это овощ или блюдо? Съесть его любой бы рад!

Эти вкусные листочки называются...... (Салат)

9. Сто одежек – все без застежек. (Капуста)

10. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

11. Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

12. Из стручка на ветке покатились детки. (Горох)

13. Птичка-невеличка, зеленый хохолок, красное перо, белое нутро. (Редиска)

14. Я иду не налегке – клумбу я несу в руке. На ней каждый цветок сжал кулачок. (Цветная капуста)

15. Ветки на грядке, на ветках стручки, спят в них ребятки – гладкие бочки. Цветом разные – белые и красные. (Фасоль)

7. Недавно мы смотрели мультфильм по мотивам индийских сказок «Золотая Антилопа» (1954). Давайте вспомним эту историю. Буратино задает вопросы детям:

  • Как называла главного героя Антилопа? (Маленький братец)
  • Как мальчик спас Золотую Антилопу? (Спрятал Антилопу)
  • Где жила Антилопа? (В джунглях за старым городом)
  • Что волшебного есть у Северного раджи? (Деревянный конь летает по воздуху)
  • Что волшебного есть у Южного раджи? (Жена умеет превращаться в птицу)
  • Что волшебного есть у раджи на западе? (Волшебная палочка, которая доставляет еду)
  • Что сделал раджа с монетами слуги? (Сравнил со своими и положил в свой ларец)
  • Раджа сказал, что деньги у него настоящие, а люди какие? (Фальшивые)
  • Когда слуга пришел к мальчику, чтобы по приказу раджи доставить его во дворец, то какой зверь на него напал? (Тигр)
  • Кто спас жизнь слуге? (Мальчик)
  • Как слуга назвал тигра из джунглей? (Полосатая кошка)
  • За что раджа хотел отрубить мальчику голову? (Мальчик напал на слугу)
  • Какой штраф должен был заплатить мальчик? (10 золотых монет)
  • Кто помог мальчику найти Золотую Антилопу? (Птичка, тигрица. слон)
  • Как мальчик помог птичке? (Спас птенцов от змеи)
  • Как мальчик помог тигрице? (Вытащил тигрят из ямы)
  • Как мальчик помог слону? (Вытащил стрелу из ноги)
  • Какой волшебный предмет дала Антилопа мальчику? (Дудочку из тростника)
  • Сколько раз надо подудеть, чтобы появилась Антилопа? (Три раза)
  • Что ответил мальчик на приказ раджи сказать, где живет Антилопа? ( «Ты раджа, а не знаешь, что друзей не предают!»)
  • Что хотел раджа от антилопы? (Золото)
  • Антилопа согласилась дать радже золото, но поставила одно условие? (Если раджа скажет «довольно», то все золото превратится в черепки)
  • Что стало с раджой, когда он сказал «довольно»? (Золото превратилось в черепки и все слуги ушли к другому радже)

8. Буратино предлагает детям поиграть в игру «Что нельзя купить за деньги?»

Педагог бросает мяч ребенку и называет слово, если это можно купить, то ребенок ловит мяч, если нельзя купить, то ребенок отбивает мяч.

(Машина, часы, солнце, диван, конфеты, дружба, самокат, дождь, гитара, речка, гора, перчатки, улыбка, жизнь, семья, рюкзак, зонт, талант, преданность, пылесос, книга, чайник, луна).

9. Подведение итогов. Дорогие ребята! сегодня мы с вами узнали, как появились деньги, вы сделали покупки на овощном рынке, отгадали загадки про овощи. Узнали, что не все можно купить за деньги, поиграли в разные игры.

10. Домашнее задание: выучить стихотворение Елены Степановой «Обойдусь и без покупок»

Держу молоток

И копилку-свинью:

– Сейчас, наконец-то,

Тебя разобью.

Куплю самолёт,

А скорей целых три –

Немало монеток

У свинки внутри.

Потом совершу

Семь покупок подряд…

Смотрю, а у Хрюшки

Доверчивый взгляд.

Смеются глаза

В ожиданьи забав…

Я свинку обнял

И поставил на шкаф.

Библиографический список:

Для педагога:

  1. Киреева Л.Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2018. – 168 с.
  2. .Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова. – Москва: Педагогика-Пресс, 2020. – 125 с.
  3. Сасова И.А. Экономическое воспитание в семье. В помощь лектору / И.А. Сасова. –Москва: 2019. – 48 с.
  4. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры школьников / Е.В. Семенкова, Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжановская. – Издательство «ВАКО», 2019. – 32 с.
  5. Смоленцева A.A. Знакомим детей с азами экономики с помощью сказок / A.A. Смоленцева. –Москва: АРКТИ, 2018. — 142 с.
  6. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 25
  7. Табих Е.Н. Дощкольникам об экономике. Пособие для педагогов / Е.Н. Табих. – Москва: Вышэйшая школа, 2020. – 47 с.

Для детей и родителей:

  1. Кнышова, Л.В., Меньшикова, О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова. –Москва: Вита-Пресс, 2021. -128 с.
  2. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 36 с
  3. Ульева Е.А. Откуда берутся деньги? / Е.А. Ульева. – Москва: «Феникс», 2020. – 32 с.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Познавательные мультфильмы из серии «Уроки тётушки Совы» [сайт]. – URL: https: //www. youtube. com/playlist? list=PLYjQr8vff1JxA3J1Oz-jLqD3Aow-pdz-i
  2. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом: детский портал Солнышко [сайт]. – URL: https: //solnet. ee/school/misha-businessman.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год