Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Проект «Волшебный песок: творим и чувствуем»
Занятия с детьми
Автор: Новикова Л.А. Кудинова О.А.   
06.11.2025 08:00

Проект «Волшебный песок: творим и чувствуем»Проект «Волшебный песок: творим и чувствуем»

Подготовила и провела воспитатель:

  • Новикова Л.А.
  • Кудинова О.А.

ГБОУ Школа 2109 Дошкольное отделение «Сказочный домик» г.Москва 2025

Для кого: дети 2-3 лет (первая младшая группа).

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Образовательная область: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

1. Актуальность и проблематика

В возрасте 2-3 лет ребенок активно познает мир через ощущения. Ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная. Развитие сенсорного восприятия (восприятия через органы чувств) — основа формирования всех видов мышления. Кинестетический песок — идеальный материал для этого: он мягкий, пластичный, приятный на ощупь и абсолютно безопасный. Он помогает развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение и речь, а также оказывает великолепный релаксирующий эффект.

 

Проблема: Недостаточный опыт тактильных ощущений у детей раннего возраста; необходимость развития мелкой моторики и сенсорных эталонов (большой-маленький, теплый-холодный и т.д.).

2. Цель проекта

Развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики у детей 2-3 лет через игровую деятельность с кинестетическим песком.

3. Задачи проекта

Образовательные: Познакомить детей со свойствами кинестетического песка (сыпучий, мягкий, оставляет след, может принимать форму). Формировать сенсорные эталоны: цвет (если используется цветной песок), размер (большой-маленький), количество (много-мало).

Развивающие: Развивать тактильную чувствительность рук. Развивать мелкую моторику и координацию "глаз-рука". Развивать познавательный интерес, внимание, воображение.

Воспитательные: Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, усидчивость. Формировать навыки элементарного взаимодействия со сверстниками (игра рядом). Прививать аккуратность и соблюдение простых правил игры.

4. Этапы реализации проекта

1. Подготовительный.

  • Подготовка материала: кинестетический песок (можно однотонный или несколько цветов), контейнеры/подносы для игры, формочки, штампы, маленькие игрушки (животные, машинки), лопатки, ситечко, грабельки, камешки, ракушки.
  • Разработка конспектов игровых сеансов.
  • Взаимодействие с родителями: Размещение в родительском уголке краткой информации о пользе кинестетического песка для развития детей.

2. Основной (Практический). Проведение серии игровых занятий (5 недель, по 10-15 минут в малых группах по 3-5 детей).

  • 1Неделя: «Первое знакомство». Дать детям возможность просто потрогать песок, пошуршать им, пропустить между пальцев. Акцентировать на ощущениях: "Какой он мягкий?", "Давай пошуршим?".
  • 2 Неделя: «Следы и отпечатки». Показать, как делать отпечатки ладошки, кулачка, пальчика. Использовать формочки и штампы. "Чей след больше?"
  • 3 Неделя: «Прятки». Спрятать в песке маленькие игрушки (шарики, фигурки животных) и предложить их найти. "Кто спрятался в песке?"
  • 4 Неделя: «Строим горки и ямки». Использовать лопатки и грабельки. Формируем понятия "высоко-низко", "ямка-горка".
  • 5 Неделя: «В гостях у сказки «Колобок» (или другой простой сказки). Вместе с воспитателем "лепим" колобка, "прокатываем" его по дорожке, строим домик для зайчика.

3. Итоговый

  • Создание фото-коллажа «Мы играем с волшебным песком» для родителей.
  • Анализ результатов: наблюдение за тем, как дети используют песок в самостоятельной свободной деятельности, стали ли их движения более уверенными, обогатился ли их сенсорный опыт.

5. Ожидаемые результаты:

Дети: проявляют устойчивый интерес к играм с песком; активно идут на тактильный контакт с материалом; знают и называют основные свойства песка; используют простые инструменты и действия (прессуют, режут, копают, насыпают); в речи появляются слова, связанные с ощущениями (мягкий, теплый, шуршит).

Родители: ознакомлены с важностью сенсорного развития, получили идеи для игр дома.

6. Ресурсы и некоторые правила:

Кинестетический песок (примерно 1-2 кг на группу).

Емкости для игр (пластиковые контейнеры, подносы). Набор игрушек и инструментов для игр с песком.

Безопасность: Следить, чтобы дети не брали песок в рот. Вместе с детьми установить простые правила: "Играем в песочек, не разбрасываем", "После игры помоем ручки".

Свобода творчества: Не навязывайте ребенку свой сценарий. Если он хочет просто пересыпать песок из руки в руку — это его важное исследование. Ваша задача — поддержать и ненавязчиво предложить идею.

Индивидуальный подход: Некоторые дети могут бояться нового материала. Не заставлять, предложить сначала просто понаблюдать за другими.

Общие организационные моменты для всех дней:

Перед началом: попросить детей закатать рукава, надеть фартучки (если есть).

Рассаживание: дети сидят вокруг общего контейнера с песком или каждый за своим небольшим подносом.

Начало ритуала: «Здравствуй, песочек! Кто к нам сегодня в гости пришел?».

Окончание ритуала: «До свидания, песочек! Убираем игрушки на место, протираем ручки салфетками».

Речь воспитателя: все комментарии должны быть эмоциональными, простыми и побуждающими к действию.

Занятие1: «Первое знакомство»

Цель: Познакомить детей с кинетическим песком, дать базовые тактильные ощущения, снять возможное напряжение и страх перед новым материалом.

Материалы: Контейнеры с кинетическим песком (одного цвета), влажные салфетки.

Ход занятия (10-12 минут):

Эмоциональный настрой (1-2 мин). Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какой у нас необычный гость. Это волшебный песок! Он очень добрый и мягкий. Давайте с ним поздороваемся». Тактильное исследование (5-7 мин). Сначала показывает воспитатель, затем дети повторяют.

Ладошки: «Давайте погладим песочек. Вот так. Ладошкой. Какой он? (Гладкий, мягкий)».

Пальчики: «А теперь пошевелим пальчиками в песке, как червячки. Вот так!».

Сжимание: «Давайте возьмем песочек в кулачок. Сожмем крепко-крепко! Посмотрите, какой комочек получился. А теперь разожмем — он снова рассыпался!».

Пересыпание: «Попробуем пропустить песочек между пальчиков. Смотрите, как он течет, как ручеек. Пошуршим им: ш-ш-ш-ш».

Свободные манипуляции (2-3 мин):

Воспитатель: «А теперь вы сами поиграйте с песком. Что он вам напоминает?». Дает детям время на самостоятельное исследование, наблюдая и комментируя их действия: «Соня делает комочек, а Никита пересыпает песок, молодец!».

Завершение: Проводится ритуал окончания. Хвалим детей за смелость и аккуратность.

Занятие 2: «Следы и отпечатки»

Цель: Учить создавать отпечатки на поверхности песка, развивать зрительно-моторную координацию, вводить понятия «большой»«маленький».

Материалы: Контейнеры с песком, формочки (геометрические, животные), штампы (например, крышки от бутылок с разным рельефом), мелкие игрушки (машинка с колесами).

Ход занятия (12-15 минут):

Повторение (2 мин) «Вспомним, какой наш песочек на ощупь? (Мягкий, шуршит)». Даем детям снова его потрогать.

Игра «Чьи следы?» (8-10 мин):

Ладошки: «Давайте оставим на песке большой след от всей ладошки! Вот так. А теперь маленький след от одного пальчика. Где большой след? Где маленький?».

Кулачки: «Спрячем пальчики в кулачок и надавим. Получилась ямка?».

Формочки: «А теперь будем печь печенье! Берем формочку, нажимаем сильно-сильно... Раз, два, три! Снимаем аккуратно. Вот какое печенье получилось! У меня круглое, а у тебя какое?».

Штампы и машинки: «Давайте покатаем машинку по песку. Ой, смотрите, какие следы от колес остались! А это что за узоры? (Показываем, как использовать штампы)».

Завершение: Убираем формочки, проговаривая, какие следы сегодня оставляли.

Занятие 3: «Прятки»

Цель: Развивать тактильную чувствительность, координацию движений, учить действовать по инструкции, обогащать словарный запас (слова «найди», «спрятался», «закопал»).

Материалы: Контейнеры с песком, мелкие игрушки (шарики из сухого бассейна, фигурки животных, резиновые геометрические фигуры), ситечко.

Ход занятия (12-15 минут):

Создание мотивации (2 мин):

Воспитатель показывает игрушки: «Смотрите, к нам в гости пришли зверята/шарики. Они очень любят играть в прятки!».

Игровые задания (8-10 мин):

Прячет воспитатель: «Закроем глазки! Раз, два, три, четыре, пять – выходи скорей искать!». Дети открывают глаза. Воспитатель: «Шарик спрятался в песке. Давай, Женя, найди его!». Ребенок ищет. Повторяем 2-3 раза.

Прячут дети: «Теперь вы закопайте фигурку, чтобы она совсем не была видна». Помогаем тем, кто затрудняется.

Ищем все вместе: «Давайте найдем всех, кто спрятался, и посадим их на край контейнера».

Игра с ситом: «А давайте пропустим песок через сито. Смотрите, песок просыпается, а наши игрушки остались! Это волшебно!».

Завершение: «Всех нашли! Молодцы!». Убираем игрушки, проговаривая их названия.

Занятие 4: «Строим горки и ямки»

Цель: Формировать понятия «высоко»«низко», «ямка»«горка», учить пользоваться простейшими инструментами (лопатка, грабельки).

Материалы: Контейнеры с песком, маленькие лопатки, грабельки, небольшие машинки или шарики.

Ход занятия (12-15 минут):

Введение в тему (2 мин):

«Сегодня мы с вами будем строителями! Будем делать горки и ямки».

Строительство (8-10 мин):

Ямка: «Давайте выкопаем ямку для собачки/для шарика. Берем лопатку и копаем. Вот так. Получилась глубокая ямка!».

Горка: «А теперь насыпаем горку. Носим лопаткой песок сюда. Выше, еще выше! Вот какая высокая горка получилась!».

Сравнение: «Покажи, где у нас высокая горка? А где глубокая ямка?».

«Украшаем» горку: «Давайте проведем по горке грабельками. Смотрите, какие полосочки получились — как дорожка!».

Игра с постройкой: «А теперь пустим шарик с горки! Покатился! Ух!».

Завершение: «Мы сегодня были отличными строителями!». Учимся аккуратно складывать инструменты.

Занятие 5: «В гостях у сказки «Колобок»

Цель: Развивать воображение, связную речь, умение действовать по сюжету, закреплять полученные навыки работы с песком.

Материалы: Контейнер с песком, мелкие игрушки (заяц, волк, медведь, лиса), маленький шарик желтого цвета (или можно слепить «колобка» из песка).

Ход занятия (15 минут):

Создание сказочной ситуации (2 мин).

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами попадем в сказку. Садитесь поудобнее, начинается сказка!».

Инсценировка по мотивам сказки (10-12 мин):

«Жили-были дед и баба. Давайте слепим им колобка. Берем песок и катаем шарик, вот так (показывает, катает между ладонями). Получился круглый Колобок!».

«Покатился Колобок по дорожке. Давайте прокатим его вот по этой дорожке (проводим пальцем дорожку в песке). А навстречу ему... Заяц! (Выставляем игрушку зайца). Давайте построим для зайки домик-норку (дети копают ямку лопаткой или руками)».

«Покатился Колобок дальше. А навстречу ему... Волк! Давайте сделаем для волка мостик через речку (лепим небольшую горку-мостик)».

Дальше можно по желанию добавить медведя (сделать для него берлогу — большую яму) и лису.

Финал можно сделать счастливым: «А мы спасли Колобка! Давайте спрячем его от лисы (закапываем в песок).

Завершение: «Вот и сказке конец! Как мы здорово поиграли!». Убираем игрушки, хвалим детей за помощь сказочным героям.

Эти конспекты позволяют гибко подходить к каждому ребенку, учитывая его темп и интерес, и гарантируют разнообразное и полезное взаимодействие с удивительным материалом — кинетическим песком.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 41 (403) выйдет
7 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год