|
Авторское пособие «Пуговка»
Занятия с детьми
Автор: Логинова Татьяна Викторовна
04. 11. 2025
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Ясли – сад №8 «Калинка» г. Свердловска
Воспитатель: Логинова Татьяна Викторовна 2024г.
Описание пособия.
Дидактическое пособие «Пуговка» многофункционально. Представляет собой панно (5 штук) с пришитыми пуговицами, на которые пристегиваются мягкие модули.
Мягкие модули разделены по разделам:
- «Времена года»
- «Геометрические фигуры»
- «Части суток»
- «Транспорт»
- «Овощи»
- «Космос»
- «Водоемы и их обитатели»
- «Сказки».
Скачать пособие
Цель данного пособия:
- развитие мелкой моторики
- закрепление учебного материала в развитии познавательно-исследовательской деятельности
- формирование элементарных математических представлений
- ознакомление с предметным окружением, социальным миром, миром природы
- развитие речи
- обогащение активного словаря.
В данном пособии обучающие, развивающие и воспитывающие задачи указаны согласно возрастным особенностям детей детского сада.
Дидактическое пособие «Пуговка» адресовано воспитателям, логопедам, практическим психологам и музыкальным руководителям дошкольных учреждений для работы с детьми 3-7 лет.
«Пуговка» разработана с учетом современных педагогических технологий, способствующих, активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.
Актуальность данного пособия в том, что «Пуговка» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать практически в любых видах учебных занятий, игровой деятельности детей, а также на занятиях во всех возрастных группах и в индивидуальной работе по всем образовательным областям. Пособие незаменимо в работе с проектами.
Предложенные игры помогут организовать интересные занятия, во время которых дети получают возможность шаг за шагом познавать окружающий мир.
Общеобразовательные задачи пособия:
Развивающие:
- Развивать умения размышлять, высказывать свои суждения, мыслить креативно, экспериментировать.
- Способствовать развитию памяти, длительности запоминания.
- Поддерживать желания ребёнка адекватно оценивать свои достижения.
Воспитательные:
- Воспитывать базовые качества личности (самостоятельность, рассудительность).
Обучающие:
- Обогащать, расширять, систематизировать представления, знания, навыки ребёнка.
- Совершенствовать умения использовать полученные знания для дальнейшего обогащения личного опыта.
- Формировать обще познавательные умения (наблюдать, анализировать, выделять главное, сравнивать, запоминать, видеть проблему, рассуждать о ней, решать её, осмысливать материал).
- Осуществлять наипростейшие формы контроля своей деятельности, проверки выполненного, внесение нужных поправок, исправление ошибок.
Дидактическая игра «Расскажи о погоде»
Задачи:
- расширить представления о сезонных изменениях в природе
- воспитывать интерес к природе родного края.
Ход игры:
- этап: воспитатель рассказывает о состоянии погоды, сопровождая рассказ пристегиванием модулей.
- этап: воспитатель предлагает детям рассказать о погоде за окном. Отразить свой рассказ на панно.
Дидактическая игра «Отгадай какого цвета. Назови»
Задачи:
- развитие мелкой моторики рук
- закрепление основных цветов
- развитие зрительного и сенсорного восприятия
- развитие речи.
Ход игры:
- этап: на панно пристегнуты модули овощей или фруктов. Детям предлагается назвать их, какого они цвета.
- этап: по описанию дети должны отгадать овощ, фрукт и пристегнуть его к панно.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Задачи:
- расширить представление о сезонных изменениях в природе
- учить наблюдать изменения в природе
- называть предметы каждого времени года.
Ход игры:
- этап: на панно пристегнуты модули одного из времен года. Детям предлагается отгадать, какое из времен года изображено.
- этап: на панно пристегнуты модули определенного времени года, но допущены одна или две ошибки. Детям предлагается найти эти ошибки.
- этап: по описанию воспитателя (ребенка) назвать время года и пристегнуть к панно соответствующие модули.
Дидактическая игра «Кто это?»
Задачи:
- развивать память
- формировать умение отгадывать по описанию
- формировать умение отгадывать загадки по наглядному изображению.
Ход игры:
- этап: на панно пристегнуты модули героев. Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают.
- этап: воспитатель описывает одного из героев. Дети отгадывают и пристегивают модуль героя на панно.
- этап: дети друг другу описывают героя. Затем пристегивают модуль отгаданного героя на панно.
Дидактическая игра «Чего не хватает?»
Задачи
- развивать мелкую моторику рук;
- закрепить название овощей, фруктов
- закрепить внешний вид овощей, фруктов
- развитие наблюдательности
- развитие памяти, внимания
- формировать умение различать овощи и фрукты.
Ход игры:
На панно прикреплены не все модули овощей (фруктов). Детям предлагается посмотреть внимательно и назвать недостающие овощи (фрукты).
Дидактическая игра «Поедем в гости»
Задачи:
- закрепить знания о видах наземного транспорта
- развивать зрительное восприятие
- развивать речь
- формировать умение различать разновидности наземного транспорта.
Ход игры:
- этап: на панно пристегнуты разновидности наземного транспорта: легковой и грузовой автомобили, поезд и т.д. Детям предлагается назвать их.
- этап: называется вид транспорта, а дети находят его на панно.
Дидактическая игра «Путешествие на ракете»
Задачи:
- расширить представление о космосе
- воспитывать интерес к другим планетам
- развивать речь.
Ход игры:
- этап: воспитатель рассказывает о Луне- спутнике Земли, который имеет форму шара, о космических станциях, сопровождая рассказ пристегиванием модулей.
- этап: воспитатель предлагает рассказать детям, как можно попасть на Луну или Сатурн и отразить свой рассказ на панно.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры».
Задачи:
- закрепить знания детей о геометрических формах
- учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
- развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
- этап: на панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их.
- этап: называется геометрическая фигура, а детям предлагается найти ее в предложенных модулях.
Дидактическая «Найди такой же»
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук
- закрепить знания о внешнем виде геометрических фигурах
- учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Ход игры:
1 этап: на панно пристегнуты геометрические фигуры.
Детям предлагается назвать их, затем найти в окружающей обстановке похожий предмет.
2 этап: обратный первому этапу.
Дидактическая игра «Выше-ниже»
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук
- учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения
- учить на глаз определять величину предметов.
Ход предметов:
На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
Дидактическая игра «Больше-меньше»
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук
- учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения
- учить на глаз определять величину предметов.
Ход предметов:
На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
Дидактическая игра «Длиннее — короче»
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук
- учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения
- учить на глаз определять величину предметов.
Ход предметов:
На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
Дидактическая игра «Шире — уже»
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук
- учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения
- учить на глаз определять величину предметов.
Ход предметов:
На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
Дидактическая игра «Сколько?»
Задачи:
- учить количественному и порядковому счету в пределах 10
- развивать мелкую моторику рук
- учить правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными
- формировать умение правильно отвечать на вопросы: сколько
- учить сравнивать
- формировать умение получать равенство из неравенства.
Ход игры:
На панно пристегнута сказка «Репка» ( «Теремок»). Детям предлагаются различные задания по задачам игры.
Дидактическая игра «Который»
Задачи:
- учить количественному и порядковому счету в пределах 10
- развивать мелкую моторику рук
- учить правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными
- формировать умение правильно отвечать на вопросы: который
- учить сравнивать
- формировать умение получать равенство из неравенства.
Ход игры:
На панно пристегнута сказка «Репка» ( «Теремок»). Детям предлагаются различные задания по задачам игры.
Дидактическая игра «Где это?»
Цель: закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, за, между, рядом.
Ход игры:
- этап: детям предлагается определить нахождение одного из пристегнутых модулей относительно себя: слева, справа, внизу, вверху, рядом и т.д.
- этап: детям предлагается самим задать вопрос по нахождению одного из модулей, пристегнутого к панно.
Дидактическая игра «Части суток»
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук
- дать представление о частях суток
- развивать наблюдательность
- дать представление о Луне и ее фазах.
Ход игры:
- этап: воспитатель рассказывает о каком- нибудь части суток, и, по ходу рассказа, пристегивает модули, обращая внимание детей на положение Солнца в данное время суток.
- этап: на панно пристегнуто одно из частей суток. Детям предлагается отгадать, какое из частей суток пристегнуто на панно.
- этап: дети самостоятельно рассказывают и пристегивают части суток по заданию воспитателя.
- этап: воспитатель рассказывает о фазах Луны (серп, месяц) и показывает, пристегивая к панно.
В старшем дошкольном возрасте детям можно предложить самим определить, какая Луна ночью и с чем это связано.
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Цель: обучение пересказыванию, постановка правильной речи.
Задачи:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие зрительного и сенсорного восприятия
- развитие умения подражать героям.
Ход игры
- этап: воспитатель показывает, как пользоваться панно и рассказывает сказку с последующим пристегиванием нужных модулей.
- этап: воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужные модули. Рассказывают сказку и пристегивают модули.
- этап: самостоятельная деятельность детей.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Цель: закрепление знаний детей о сказках.
Задачи:
- развитие мелкой моторики рук
- развитие памяти и внимания
- развитие речи
- развитие умения отвечать на вопросы полным ответом.
Ход игры:
- этап: на панно пристегнут один или несколько модулей героев сказок. Детям нужно угадать, из какой они сказки. Ответ дети строят полным ответом.
- этап: самостоятельная деятельность детей. Ребята загадывают друг другу загадки по сказкам, пристегивая модули героев к панно.
Дидактическая игра «Закончи сказку»
Задачи:
- закрепить знания детей о сказках
- расширять представления о предметах
- развивать речь
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление
- воспитывать интерес к фольклору.
Ход игры:
- этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Ребятам нужно закончить эту сказку.
- этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Ребятам нужно придумать свою концовку сказки.
Дидактическая игра «Сочини свою сказку»
Задачи:
- развивать воображение, логическое мышление
- формирование правильного звукопроизношения
- расширять представление о предметах
- воспитывать интерес к фольклору.
Ход игры:
- этап: воспитатель предлагает детям выбрать модули героев из разных сказок, рассказать о них, придумать свою сказку, в которой участвовали бы эти герои.
- этап: в уже известную сказку добавить героя из другой сказки. Попробовать сочинить сказку с участием этого героя.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Задачи:
- обогащать активный словарь детей существительными и прилагательными
- развивать речь.
Ход игры:
- этап: воспитатель предлагает детям ласково назвать героев сказки;
- этап: придумать предложения с новыми словами.
|