Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры с элементами конструирования для закрепления тематических недель у детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Занятия с детьми
Автор: Истомина Татьяна Владимировна Рудакова Светлана Владимировна Типаева Лариса Сергеевна   
22.10.2025 15:52

Дидактические игры с элементами конструирования для закрепления тематических недель у детей подготовительной группы компенсирующей направленностиДидактические игры с элементами конструирования для закрепления тематических недель у детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Подготовили:

  • Истомина Т.В. – воспитатель,
  • Рудакова С.В. — учитель-дефектолог,
  • Типаева Л.С. — воспитатель

Введение

В течение месяца наша группа активно интегрировала конструирование в образовательную деятельность. Особое внимание уделялось глубокому погружению в тематические недели, посвященные изучению овощей и фруктов. Мы не просто знакомили детей с этими продуктами, а использовали методы конструирования для создания атрибутов, которые затем становились центральными элементами сюжетно-ролевых игр. Основной задачей было не только закрепление знаний по теме, но и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) способности согласовывать зрительное восприятие, мышление и тонкие движения рук для создания целостного образа.

 

Особенности детей и педагогический замысел

Для детей нашей группы характерны трудности в координации действий и мелкой моторики, а также в планировании последовательности деятельности и создании целостных образов на основе отдельных элементов. Работа с макетами, схемами и конструированием атрибутов идеально подходит для решения этих задач.

  • Согласование «глаз-рука»: При сборке модели овоща или фрукта из деталей (шаблонов, полосок, конструктора) ребенок постоянно сверяется с образцом или собственным замыслом.
  • Планирование действий: Чтобы создать, например, «морковку», необходимо сначала выбрать подходящие по форме и цвету детали, подобрать схему и продумать последовательность сборки (снизу вверх, от толстого к тонкому).
  • Создание образа: Отдельные кирпичики, палочки, полоски и другие элементы в процессе сборки превращаются в узнаваемый объект, что стимулирует развитие наглядно-образного мышления.

Эволюция деятельности: от конструирования к игре

Наша работа была структурирована в несколько этапов, что обеспечило системность и глубокое усвоение материала.

1 этап: Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по конструированию «Овощи и фрукты»

На этом этапе мы учились создавать отдельные образы.

  • «Овощи с грядки»: Используя полоски, схемы, шаблоны, дети создавали объемные модели: круглый помидор, огурец, свекла. Акцент делался на передачу характерной формы и цвета.
  • «Фруктовый сад»: Задача усложнялась. Дети создавали более сложные формы: грушу (соединение шарообразной и конической частей), яблоко с углублением, гроздь винограда из мелких деталей. Это требовало более точной моторики и умения комбинировать элементы.

2 этап: Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры

Это ключевой переходный этап, где продукт конструирования обретал практический смысл.

  • Игра «Овощи-Фрукты»: Дети не просто создавали модели, они создавали игровое пространство. Мы совместно сконструировали корзинки, ящики для овощей, макет дерева и огорода (грядки), построили дом.
  • Игра «Собираем урожай»: Были созданы макеты грядок (объемное поле) и фруктовое дерево (ствол из коричневых деталей, крона из зеленых). Дети «собирали» урожай, снимая с деревьев сконструированные яблоки и груши и срывая с грядок овощи.

3 этап: Обыгрывание макетов – кульминация деятельности

Особенность нашей работы заключалась в том, что дети выполняли игровые действия не с готовыми игрушками, а с созданными своими руками макетами и конструкциями. Это принципиально меняло характер игры:

  • Осознанность действий: Ребенок, обыгрывая сконструированный им самим огурец, проговаривал его свойства, потому что сам придавал ему эти свойства в процессе сборки.
  • Развитие связной речи: Необходимость договориться в игре, объяснить свои действия, описать продукт стимулировала речевую активность.
  • Эмоциональная вовлеченность: Игра с собственными поделками всегда эмоционально ярче и значимее. Дети бережно относились к своим конструкциям и гордились ими.

Пример дидактической игры: «Загадочный мешочек садовника»

Цель: Закрепление названий овощей и фруктов, их сенсорных свойств (цвет, форма, детали) на основе тактильного восприятия; развитие умения работать по речевой инструкции.

Оборудование: Мешочек, набор сконструированных детьми овощей и фруктов, макет огорода и сада.

Ход игры:

  1. Воспитатель загадывает загадку: «Красное, круглое, на ветке растет. Что это?» (Яблоко).
  2. Ребенок находит в мешочке на ощупь сконструированное яблоко, ориентируясь на его круглую форму и характерную выемку.
  3. Достав яблоко, ребенок должен не просто назвать его, но и «посадить» на соответствующий макет – например, на макет дерева в саду.
  4. Усложнение: Воспитатель дает усложненную инструкцию: «Найди в мешочке овощ длинный, зеленый, с пупырышками (огурец) и положи его на самую дальнюю грядку».

В этой игре происходит комплексное закрепление знаний по теме, тактильных образов и умения действовать с макетом по инструкции.

Заключение

Опыт показал, что интеграция конструирования в тематические недели через дидактические игры является высокоэффективным методом работы с детьми подготовительной группы. Такой подход:

  • Мотивирует детей к деятельности, связывая обучение с игрой.
  • Корригирует недостатки мелкой моторики, зрительно-моторной координации и пространственного мышления.
  • Закрепляет тематический материал на глубоком, практическом уровне.
  • Развивает коммуникативные навыки и умение действовать по правилам и инструкции.

Созданные детьми макеты и атрибуты не просто украсили развивающую среду группы, они стали живым, изменяемым инструментом для их развития, где каждое действие руки было осмысленным и направленным на создание целостного образа.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 39 (401) выйдет
23 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год