«Организация игровой деятельности как эффективный инструмент физического развития детей старшего дошкольного возраста» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Чешуина Наталья Равиновна | |||
16.10.2025 17:39 | |||
В условиях современного образования особое внимание уделяется физическому развитию дошкольников, что является важной составляющей ФОП ДО. Организация игр в детском саду (как в групповом помещении, так и на прогулке) является одним из наиболее эффективных инструментов для достижения целей и задач ФОП ДО. Но, когда в силу погодных условий нет возможности детям отправиться на прогулку и выплеснуть там свою энергию, перед нами педагогами встает задача организовать и продумать такую предметно-пространственную развивающую среду в групповом помещении, которая бы способствовала восполнить этот дефицит, а также позволила бы решить задачи ФОП по физическому развитию.
Сегодня мы остановимся на 3 задачах по физическому развитию, согласно ФОП ДОО, для детей подготовительной группы, и рассмотрим, какие игры можно применять для их реализации:
Наряду с имеющимися в каждом центре двигательной активности мячей, кеглей, обручей, дартса, скакалок мы стараемся пополнять наш центр новыми необычными играми. Так, например, когда уж очень хочется детям поиграть в футбол, но групповое помещение не позволяет осуществить это желание, мы нашли прекрасную альтернативу — пальчиковый футбол, воздушный футбол. Воздушный футбол или аэрофутбол будет способствовать развитию речевого дыхания, а пальчиковый футбол развитию мелкой моторики, точности движений, быстроту реакции. Кроме того для развития речевого дыхания дети с удовольствием играют в аэробол. Ведь сильный выдох и умение контролировать свое дыхание – основа грамотной четкой речи. С помощью аэробола мы можем потренировать дыхание у ребенка, научить его управлять воздушным потоком и заложить основы правильной речи. Особым вниманием детей пользуется универсальная игра с меняющимися полями и элементами. Она включает в себя три игры: минихоккей, баскетбол, биллиард, способствующие развитию точности, меткости, глазомера, мелкой моторики, ориентировки в пространстве; самоконтроля, самостоятельности при фиксировании и подсчете результатов. Такие игры как «Поймай мяч» и бадминтон помогут на первоначальном этапе освоить элементы игры теннис. Игра «Поймай мяч» представляет собой 2 ракетки с прочной липучкой и мяч. Такая игра, наряду с бадминтоном, будет способствовать развитию точности, меткости, глазомера, мелкой моторики, ориентировки в пространстве, самоконтроля, координации движений. Особый интерес, особенно у девочек вызывает игра «Прыжки на резинке», которая когда-то была хитов всех дворов. Эта игра обладает таким количеством вариаций и усложнений, которыми не могут похвастаться многие современные компьютерные игры. Прыжки выполняются на двух и на одной ноге, боком или лицом к резинке, перескакивая через одну или обе линии или наскакивая на них, усложняются поворотами. Игра способствует физическому развитию ребёнка, вырабатывает ловкость и координацию; благодаря тому, что состоит из всевозможных прыжков и подскоков, способствует укреплению костной ткани. Помимо физической выносливости, эта игра развивает вестибулярный аппарат, тренирует концентрацию и память (так как нужно запомнить всю комбинацию прыжков), способствует познавательному развитию (прямой и обратный счет прыжков), развитию ориентировки в пространстве, развитию умения работать со схемами по алгоритму, развитию функциональной грамотности (придумывание и фиксация схем прыжков, а также фиксирование данных участников и их результатов). Для фиксирования данных мы используем многоразовые планшеты «Пиши-стирай», которые представляют собой заламинированные листы и маркеры на водной основе. Таким образом, в одной игре происходит интеграция всех образовательных областей. Игра не занимает много места, в нее можно играть хоть на улице, хоть в помещении, участников может быть любое количество, можно даже играть одному, для этого достаточно зафиксировать резиночку за какие-то объекты: стулья, столбики. В игровой деятельности активно применяется нейродорожка, которая способствуют развитию межполушарных связей мозга, развитию ловкости, координации, ритма, скорости реакции, пространственных представлений, выносливости, также снимает стресс и улучшает настроение. Очень часто такие дорожки «Ножки-ладошки» делают из самоклеящейся пленки и фиксируют на полу, мы решили пробрести дорожку, которая легко трансформируется. Такие дорожки можно брать на прогулку и размещать в любом удобном месте группового помещения: спальня, приемная. Наша дорожка предназначена для двух игроков, поэтому мы часто устраиваем командные соревнования. Также эту игру можно усложнить, добавив задания, например, разложить буквы и детям нужно уже не только прыгать и выполнять действия, согласно нарисованным ножкам и ладошкам, но назвать слова на эти буквы или попрыгав по ней запомнить и записать потом последовательно буквы, цифры, которые они встретили. С удовольствием дети играют с мультидиском «Бросай мяч», игра которая развивает равновесие, внимание, ловкость, координацию, также можно усложнять задания, например, играть одной рукой, закрытыми глазами, перебросить через себя, вправо-влево, добавить прямой или обратный счет или на каждый удар назвать слова на определенную тему, н-р «Овощи» или «Фрукты», таким образом, игра будет способствовать не только физическому развитию, но и речевому и познавательному развитию. Есть еще одна разновидность игры «Кэтчбол», в которую можно играть как одному ребенку, так и нескольким, устроив соревнования. Она развивает ловкость, точность и силу броска, координацию движений. Отлично подходит для игры в помещении и на прогулке, мяч зафиксирован к корзинке, поэтому далеко не улетит. Для формирования первоначальных навыков игры баскетбол мы используем колецеброс с мини баскетболом, который в свою очередь развивает целеустремленность, координацию движения, ловкость, меткость. Таким образом, применяя все эти игры, можно интересно и с пользой провести время и в групповом помещении, если погодные условия, не позволяют совершить прогулку или в перерывах между занятиями. Эти игры позволяет решить некоторые задачи ФОП ДО. Они направлены не только на физическое развитие, но и на всестороннее развитие дошкольников.
|