Проект «Путешествие по реке Ангара» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Ермакова Светлана Евгеньевна Колоколова Марина Владимировна Белоус Ксения Владимировна Головина Любовь Александровна | |||
09.10.2025 19:36 | |||
Воспитать человека, человека чувствующего и терпимого, настоящего патриота своей страны – это главная задача системы образования. Краеведение лучше других отраслей знаний способствует воспитанию патриотизма и любви к родному краю. Чувство патриотизма – это источник этнической толерантности. Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и достижения. Река Ангара — важный природный объект, связанный с историей и культурой нашего Сибирского региона. Передвижение по реке Ангара дает возможность на практике увидеть природу, обратить внимание на ее особенности, что способствует развитию наблюдательности и интереса к истории и экологии родного края. Изучение малой родины укрепляет чувство принадлежности и самосознания у детей, а совместное путешествие с родителями создает поддержку, необходимую для успешного развития детей с особыми образовательными потребностями. Это особенно важно для социальной адаптации и формирования позитивного опыта у детей с ОВЗ (ЗПР). Проблема: дети с задержкой психического развития часто испытывают трудности в познавательной деятельности и социальной адаптации, особенно вне привычной среды. Ограниченные возможности для активного и совместного с родителями изучения окружающего мира уменьшают их интерес к родному краю и задерживают развитие необходимых навыков. Кроме того, отсутствуют специально организованные формы путешествий и образовательных мероприятий, учитывающих особенности таких детей и способствующих укреплению семейных отношений и развитию познавательных способностей. Проект «Путешествие по реке Ангара» был реализован с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Проект направлен на знакомство воспитанников группы с ЗПР с малой родиной. Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) такого возраста важно расширять знания об окружающем мире, формировать эмоциональную связь с родным краем и развивать познавательные навыки, и лучше это делать через совместную деятельность во взрослыми: педагогами, родителями.
Цель проекта: знакомство детей с ОВЗ (ЗПР) с природой родного края, с рекой Ангарой через игровые приёмы и методы в совместной и практической деятельности со взрослыми. Исходя из цели нашего проекта, мы поставили перед собой следующие задачи: Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно – развивающие задачи:
Коррекционно – воспитательные задачи:
На первом этапе в процессе беседы состоялось погружение в тему: Когда я (воспитатель группы) вернулась из отпуска, на утреннем кругу дети спросили меня, почему вас так долго не было? Я им рассказала, что ездила в отпуск в город Иркутск и побывала на озере Байкал. Тимофей с Алексеем стали интересоваться, что это за озеро такое? Я рассказала, что это самое глубокое озеро в мире пресной воды. Это озеро названо «Чудом природы» и что про него существует множество легенд. Одну из самых известных легенд я рассказала детям. После знакомства с легендой ребята проявили интерес. У них появилось много вопросов, таких как: Почему Ангара сбежала? Кто живет в Ангаре? Узнав, что детей заинтересовала данная тема, мы с учителем — дефектологом решили реализовать проект «Путешествие по реке Ангара». Для реализации основного этапа нашего проекта нам нужна была помощь родителей и узких специалистов детского сада. Мы с ребятами написали объявление, о том, что у нас началось «Путешествие по реке Ангара». Родители заинтересовало данное объявление. На утреннем круге Тимофей рассказал легенду про озеро Байкал, которую он подготовил вместе с мамой. После рассказа ребенок отметил то, что у батюшки Байкала есть дочь, которую зовут Ангара, и что река Ангара очень длинная и протекает мимо нашего города. Мы познакомили детей картой Иркутской области, отметили наш город флажком и показали на карте протяженность реки. Дали определение, что такое пресная вода, попробовали на вкус пресную и солёную воду, сравнили, рассказали, что в реке обитают разные виды рыб, познакомили с растительным и животным миром, отметив условными обозначениями на карте. Все узкие специалисты были тесно задействованы в проекте: эколог подготовила для детей цикл занятий. Она более подробно познакомила ребят с разновидностью речных рыб, таких как: щука, пелядь, окунь и т.д. Рассказала интересные факты об этих рыбах. Также познакомила ребят с некоторыми видами животных, которые обитают на территории, где протекает река Ангара (условиями их обитания, питания, интересными фактами их жизни). На занятиях по продуктивным видам деятельности мы с ребятами, изучая растительный и животный мир, использовали нетрадиционные техники рисования и аппликации с различными материалами, способствующие развитию моторики и сенсорных представлений детей. После знакомства с животным мы с детьми отмечали на карте их место обитания. На занятиях с психологом дети выполняли разнообразные задания на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики. Играли в различные коммуникативные игры в такие, как «Река», «Озера», «Рыбалка». Работали с рабочими листами по теме проекта. Выполняли различные корректурные пробы. Мы с детьми на утреннем круге решили, что нам нужен корабль в группе для нашего путешествия по реке. Обратились к педагогу по конструированию за помощью. Она нам предложила схему постройки корабля из гиго-блоков. И на занятии по конструированию мы реализовали нашу идею. Построили корабль под названием «Метеор». Также попросили родителей, чтобы они нам помогли украсить группу. Родители помогли подготовить декорации для спектакля, для украшения группы. Для того чтобы познакомить детей поближе с растительным миром, мы с родителями, старшими братьями, педагогами и детьми поставили спектакль под названием «Спор деревьев». После представления у детей и взрослых остались яркие впечатления от проделанной совместной театральной деятельности. Родители раскрылись, как настоящие актеры, и дети увидели своих родных в новых театральных ролях. Итоговым мероприятием стал квест-путешествие по реке Ангара, в котором приняли участие педагоги группы, узкие специалисты, родители и дети. Целью данного квеста стало закрепление полученных знаний у детей о природе родного края через путешествие по реке Ангара, а также укрепление детско-родительских взаимоотношений через совместную деятельность. Квест состоял из пяти станций: «Сбор в поход», «Рыбалка», «Заплыв по реке», «Подводный мир», «Лего-звери», «Причал»). Перед отправлением в путешествие дети совместно с родителями выбрали двух капитанов. Дети выбрали капитаном — Тимофея, родители выбрали своим капитаном — маму Тимофея. Ребятам была предложена карта с указаниями станций. Педагоги подсказали, где какая станция расположена. И предложили составить самостоятельно маршрут движения по карте. После сбора походного рюкзака команда юных путешественников отправилась в путь согласно выбранного маршрута. На станциях ребят ожидали интересные задания и сложные испытания. На первой станции под названием «Рыбалка» ребят приветствовал педагог-психолог. Поприветствовав друг друга, и сыграв в коммуникативную игру, путешественники отправились на «Рыбалку». В интерактивной песочнице с функцией «вода» ребят ожидало большое разнообразие рыб, обитающих в реке Ангара. Вооружившись «удочками и ведрами», дети принялись «ловить рыбу». Дети получили массу положительных эмоций, каждый рассматривал свой улов, перечисляя виды пойманных рыб. На второй станции «Подводный мир» нас встретила учитель-логопед с игровыми заданиями, направленными на развитие мелкой моторики рук, развития речевого дыхания. Ребята соревновались, чья рыба быстрее переплывет. С помощью дыхания в трубочку детям удалось создать речную пену, которую самые любопытные могли потрогать руками. Также ребята рисовали пипеткой на ватном диске. Эта техника рисования формирует умение равномерно закрашивать ватный диск при помощи окрашенной воды и пипетки, дети учатся правильно держать пипетку, регулировать силу нажима на пипетку. На третьей станции нас встретил инструктор по физической культуре, который предложил выполнить несколько интересных заданий. Первое задание: дети превратились в бревна, которые родители перекатили с одного берега реки на другой. Второе задание: ребята ловили камни с водоема на сушу. Также дети с родителями поиграли в подвижную игру «Хвостики». На четвертой станции «Лего-звери» нас встретил педагог по конструированию, которая предложила ребятам собрать животное из конструктора согласно предложенной схеме. Дети с родителями, внимательно изучив схему, собрали животных обитающих в лесах вдоль Ангары. Довольные и счастливые все вернулись на причал. Ребят ждали подарки — сладкие угощения и сувениры для родителей. Литература:
|