Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия: Формирование пространственных представлений через игру «Морской бой» в старшей группе
Занятия с детьми
Автор: Силукова Надежда Игоревна   
20.05.2025 05:40

Конспект занятия: Формирование пространственных представлений через игру «Морской бой» в старшей группеКонспект занятия: Формирование пространственных представлений через игру «Морской бой» в старшей группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 130»

Разработала воспитатель: Силукова Н.И. 2024-2025г

«Ознакомление с пространственными отношениями» в старшей группе по теме: «Морской бой»

Цель: ознакомление с использованием системы координат на материале игры типа «Морской бой».

Задачи:

  • обучить детей отыскивать точки по системе координат и называнию координаты любой точки.
  • развивать словесно-логическое мышление, произвольное внимание и память через выполнение игровых упражнений и заданий.
  • воспитывать терпеливость и дисциплинированность через выполнение игрового правила и педагогическую оценку, умение работать в команде.

Оборудование: мольберты, игровое поле Твистер, поля с системой координат 5 на 5, маркеры, план группы, сундук с призами.

 

Скачать конспект

Ход:

1. Вводная часть

- Ребята, давайте встанем в круг. Я рада нашей очередной встрече и хочу пожелать вам удачного дня.

В круг широкий вижу я собрались мои друзья,

Мы сейчас пойдем налево 1-2-3,

А теперь пойдем направо 1-2-3,

В Центре круга соберемся 1-2-3,

И на место все вернемся 1-2-3,

Улыбнемся, подмигнем и занятие начнем!

Мотивация

- Ребята, сегодня утром я проветривала группу, открыла балкон и пошла за кипятком. А когда вернулась то обнаружила на подоконнике вот такой конверт. И подумала, может его нам доставил черный ворон Капрал, который прилетает к нам каждый день на завтрак. Как вы думаете? Давайте посмотрим что внутри. Это не обычное письмо с посланием, внутри лежит карта, на которой отмечено место, где спрятано сокровище. Это место остров.

- Остров, где спрятано сокровище, находится в море, поэтому добраться до него можно только по воде. Как вы думаете, на чём мы сможем добраться до цели?

(ответы детей)

- На корабле! Много опасностей ждёт нас в открытом море, и, чтобы добраться до острова, нам с вами нужно обучиться искусству морского боя!

- Но нам с вами надо сначала разделится на команды. И вэтом нам помогут загадки. Кто первый отгадает, тот выходит ко мне.

1. Эту птицу теплых стран

очень любит капитан.

Ему секрет не доверяй,

все разболтает… (Попугай)

2. Часть суши, к которой нужно доплыть,

Сокровища чтобы скорее зарыть.

Бывает, что найти непросто

В бескрайних просторах тот… (Остров)

- Ребята, вы капитаны и чтобы вам собрать свою команду для вас первое испытание (карточки со стрелками, твистер). Проходят игровое поле Твистер по карточкам и приходят на свой цвет (первый игрок встает напротив голубого круга, второй напротив желтого). Капитанам вешаю бейджики.

(Дети достают из мешочка карточки: зеленые и красные 12-12 шт)

2. Основная часть

- Скажите, пожалуйста, ребята, кто обычно охотится за кладом? (Пираты!)

- Вы хотите побыть пиратами? (Да!)

(перед детьми висит карта с системой координат)

- Чтобы ориентироваться в море, у нас есть карты с системой координат. На карте любую точку можно найти, если уметь пользоваться установленной системой, с которой вы знакомились ранее и уже научились кодировать клетки.

Внимательно посмотрите на карту. Дети рассматривают систему координат, расположенную на доске.

Ребята, что изображено по горизонтали? (изображены буквы). Давайте вспомним какие это буквы? А по вертикали? (числа).

В некоторых клетках поля расположены картинки. Воспитатель спрашивает несколько детей:

- Назови (имя ребенка), пожалуйста, в какой клетке (координате) на поле располагается акула? Ответ ребёнка: Д-5

-Назови (имя ребенка), в какой клетке располагается пальма? Ответ ребёнка: В-3

Далее определяются координаты оставшихся картинок.

- Молодцы ребята, хотите попасть на остров? Тогда вперед, нам нужно закрепить освоенную систему кодирования на поле (дети садятся за столы командами и каждый выполняет задание). Одна команда вписывает координаты каждой картинки нарисованных на карточке, другая командарисует фигуры в нужных клетках (координаты).

- Молодцы, ребята, освоили систему кодирования клеток на поле. На этом же принципе основаны правила игры «Морской бой».

А теперь поплыли за сокровищами! Давайте заведем моторы у наших кораблей.

Игра «Корабль плывет»

Ведущий всматривается вдаль: «Корабль плывет!»

Дети спрашивают: «Какой корабль?»

С правой повертушкой или левой потоптушкой

  • «Правая повертушка» – это вращение кистью правой как будто «заводим мотор».
  • «Правая потоптушка» – топаем правой ногой.

Дети рассаживаются по «кораблям».

(садятся на стулья, каждая команда перед своим мольбертом, на каждом поле для игры).

- Посмотрите, перед нами игровое поле с системой координат, представьте, что на ней изображено море, а на море вражеские корабли.

(вспоминаем правила игры)

Обычно в игре «Морской бой» флот состоит из «однопалубного», «двухпалубного», «трехпалубного» и «четырёхпалубного» кораблей, занимающих соответственно одну, две, три и четыре клетки. Корабли размещаются на поле с координатами (10 на 10).

Сегодня у нас будет мини-версия «Морского Боя». Поле будет состоять из 5 клеток по горизонтали и 5 клеток по вертикали, чтобы успеть завершить игру на занятии.

На поле будем рисовать 5 кораблей – однопалубных. Рисовать палубу корабля будем в виде квадрата с одним кружком для однопалубного корабля.

- Чтобы попасть в корабль, надо назвать букву и цифру, на пересечении которых должен находиться корабль или его часть, по принципу кодирования клеток. Например, «А2», «Г4», «В1», одновременно демонстрирует обеими руками точку попадания.

- Если выстрел пришёлся в клетку, не занятую ни одним кораблём противника, например «Д 2» то следует ответ «Мимо!». Право хода переходит к сопернику. Если выстрел пришёлся в клетку, где находится однопалубный корабль ( «А4»), то следует ответ «Потоплен!» или «Убит!». Стрелявший игрок получает право на ещё один выстрел.

- Победителем считается тот, кто первым потопит все корабли противника.

Перед началом игры при помощи считалочки определяется команда, которая будет стрелять первой. Игра продолжается до победы одной из команд (когда будут потоплены все корабли соперника).

- Запомнили, как играть? Давайте теперь отдохнём и настроимся на игру.

Физкультминутка

Пришли пираты

Нашли канаты.

По канату лезут вверх

Выше, выше, выше всех.

Пираты устали.

Плюх! И упали.

Канаты висят.

Пираты спят.

(Изображаем пиратов, стреляющих из пистолетов)

(Обхватываем руками воображаемый канат и лезем по нему вверх, перебирая руками)

(Резко наклоняемся вперед)

Остаемся в положении наклона и болтаем руками, как плетьми.

Садимся на карточки, кладем руки под щеку и закрываем глаза.

- И у нас выиграла команда …! Вот ваша карта и вы можете плыть за сокровищами!  Карта передаётся команде - победителю со словами: ребята, представьте, что наша группа – это море, а в море есть остров, где спрятаны сокровища (на карте план группы, на которой отсутствует часть мебели - место где спрятан клад, ребята находят его). В указанном месте стоит сундук с сокровищами.

- Ребята в конверте с картой лежит записка, в ней сообщается, что получить клад можно в том случае, если одновременно прикоснутся к замку определённое количество рук (называется количество детей в обеих командах).  Дети призывают на помощь командусоперников и все вместе прикладывают к замку по одной руке. Доступ к кладу получен! Дети открывают сундук с сокровищами (в сундуке шоколадные медальки для каждого игрока).

 4.Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним,какая игра помогла нам сегодня добраться до сокровищ? (Дети: «Морской бой»)

-Правильно, вы хорошо поиграли, были достойными соперниками.

Но главное, я надеюсь, вы усвоили, что настоящее сокровище – это ваша дружба,сплоченность и отвага, которые помогли вам преодолеть все преграды.

Я надеюсь, что вы, познакомившись с этой увлекательной игрой, будете тренироваться и соревноваться друг с другом, а дома- с мамами и папами.

Рефлексия:

- Возьмите солнышко, если у вас на занятии все получилосьи вы в хорошем настроении.

-Возьмите тучку, если вам было грустно на занятии и задания были сложными.

Вы отличная команда!

Вручение подарков.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 19 (381) выйдет
31 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год