Методическая разработка: развивающее пособие «ФинСоты» |
Занятия с детьми | |
Автор: Корнильева Оксана Викторовна Голдаева Надежда Сергеевна Давыденко Надежда Васильевна Грязнова Ирина Ренатовна Суслова Татьяна Владимировна Курило Оксана Анатольевна Сумина Наталья Александровна | |
22.04.2025 07:12 | |
Анжеро-Судженский ГО МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД № 11» 2024 Развивающее пособие может быть использовано в коллективной и индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста 5-7 лет. Развивающее пособие будет интересно воспитателям, детям, родителям. Пояснительная записка. Финансовая грамотность детей дошкольного возраста — это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Перед нами встал вопрос, действительно ли это так, и что мы, педагоги, можем сделать для того, чтобы наши дети в будущем имели опыт пользования финансовыми продуктами.
Дети, хотят они того или нет, но уже с ранних лет включаются в экономическую жизнь своей семьи: мы родители ходим с детьми в магазин, обсуждая, при этом цены на товар, что мы можем, купить, а что считаем дорогим, обращаем внимание на всевозможные акции на товар, рекламу, оплачиваю покупку, знакомим детей с способами оплаты, либо мы это делаем с помощью карт, смартфонов, наличными, таким образом у наших детей и закладываются первичные экономичные знания. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является – игровая, и с помощью игры у детей можно увлекательно расширить кругозор в вопросах экономики и бережливости, сформировать финансовую культуру, выработать элементарные практические навыки. На практике показало, что это является эффективным средством. Дети, играя в игры по финансовой грамотности, вместе с воспитателем, родителем, со сверстниками не подозревают, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками. Таким образом, мы убедились, что игры по финансовой грамотности для детей, в наше время актуальны. Играя в игры вместе с родителями, мы пришли к выводу, насколько важно приобщить ребенка к финансовой культуре, еще с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни. И действительно, финансовая грамотность детей дошкольного возраста, является глобальной социальной проблемой, необходимо больше уделять внимания, как педагогам, так и родителям, экономическому воспитанию, необходимо больше информации по данному вопросу, целенаправленной работы с детьми. Основная часть. Цель: Заложить основы экономического мышления ребенка старшего дошкольного возраста с помощью развивающего пособия "ФинСоты". Ребенок дошкольного возраста постоянный исследователь, который хочет все знать, все понимать, во всем разобраться. И главная задача педагога – пробудить интерес к познанию. Как известно, ребенок проявляет особую умственную активность в процессе достижения игровой цели, учебной деятельности и в повседневной жизни. Каждый педагог ищет в своей педагогической деятельности новые подходы, идеи, формы и методы, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, а также наиболее эффективно решали бы педагогические, воспитательные и образовательные задачи. Когда ребенок сам действует с предметами, он лучше познает окружающий мир, поэтому в работе с детьми приоритет следует отдавать практическим методам обучения. Это побудило нас создать новое игровое пособие – «ФинСоты». Развивающее пособие «ФинСоты» — представлено в виде мягких ячеек –сот. В нутрии каждой соты находится дидактическая игра изфетра, направленная на решение задач финансовой грамотности. Для ребенка мягкое пособие – это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрываются при взаимодействии. Каждая сота – сюрприз, который очень нравится детям. Работать с «ФинСотами» интересно и увлекательно, они дают возможность рассматривать, трогать, манипулировать предметами. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребенка, и он еще не раз вернется к этому пособию, чтобы поиграть в него, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Для педагогов дошкольного образования это пособие – современный способ организации познавательной деятельности дошкольников. Пособие «ФинСоты» соответствует требованиям ФГОС ДО по организации развивающей предметно-пространственной среды: информативны, полифункциональны, безопасны; могут использоваться как одним ребенком, так и группой детей одновременно, обладают дидактическими свойствами; являются средством художественно-эстетического развития ребенка; вариативны; структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивают экспериментирование; способствуют вовлечению воспитанников в игровую, познавательно-исследовательскую, творческую деятельность. Благодаря своим увлекательным заданиям, это пособие решает следующие задачи: - Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление. - Пробуждать здоровый интерес к деньгам. - Активизировать познавательную деятельность, развивающую основыэкономики. - Совершенствовать коммуникативные качества детей. - Развивать умение творчески подходить к решению ситуацийэкономических отношений посредством игровых действий. - Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр). Развивающее пособие «ФинСоты» направлено на эффективноеприменение на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Занятиялучше проводить в малых группах (не больше 2 — 4 человек) илииндивидуально. Данное пособие может использоваться как часть занятия, или целым занятием в соответствии с учебной нагрузкой: 5-6 лет – 20-25минут, 6-7 лет – 25-30 минут. Технология использования методического пособия. Развивающее пособие включает 6 дидактических игр: (см. приложение 1) Игра: «Дешево-дорого». Цель: познакомить с понятиями: «дороже/дешевле». Формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; показать, что стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Ход игры: Предлагая ребенку картинки, нужно определить, какой товар дешевле, какой дороже. Вставляя картинки в ячейки, подбираем нужный кошелек. Большой кошелек-означает дорого, маленький кошелек-дешево. Материалы и оборудование: карточки с изображением товаров (12 штук), большие и маленькие кошельки, 3поля — ячейки. Игра: «Список покупок». Цель: закреплять у детей понятие «список покупок»; упражнять детей в умении следовать заранее запланированному списку покупок, закреплять у детей знание порядкового и количественного счета. Развивать речь и логическое мышление. Игровые задания. Игроку выдается карточка "Список покупок", нужно выбрать продукты следуя четко по списку. В дальнейшем, можно ограничить время на выбор продуктов или собирать на скорость (кто быстрее). Игра: "Рекламное агентство" Цель: формировать у детей знания о рекламе, развивать художественный вкус, развивать умение устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях. Ход игры: Каждому участнику игры, менеджеру по рекламе, дается задание — прорекламировать товар (например: сыр, одежду, косметику и т.д.) Остальные дети выбирают товар, так как, по их мнению, он был лучше прорекламирован. Игра: "Можно — нельзя" Цель: Сформировать у детей представление о том, что за деньги нельзя купить главные ценности, развивать логическое, экономическое мышление. Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки из фетра и предлагает ребенку сначала сделать выбор, выбрать изображение, которое можно купить за деньги, объясняет свой выбор, рассматривает остальные карточки и вместе с воспитателем приходит к выводу, что есть вещи, которые нельзя купить за деньги. Игра "Семейный бюджет" Цель: Формирование знаний детей о доходах и расходах семьи. Ход игры: Игра представлена в двух этапах. 1 этап: Игроки выбирают фишки, тем самым определяя членов семьи. Затем с помощью игрального кубика двигаются по игровому полю. Попадая на монетки берут себе монеты соответствующего наминала. Стрелочки позволяют продвинуться вперед на несколько ходов. Красный сектор хода — приз, где игрок кидает игральный кубик и зарабатывает столько рублей какая цифра выпала на нем. Если игрок попадает на синий сектор с цифрой 3 или 4, он должен взять из банка 3 или 4 рубля монетами разного наминала. Дойдя до финиша игроки сначала подсчитывают свой доход, затем объединяют его в общий семейный бюджет. 2этап: Общий семейный бюджет — игроки должны распределить на 8 секторов (продукты, транспортные расходы, нужды дома, одежда, лекарства, развлечения, игрушки — подарки, копилка). Игра "Вклады" Цель: Формирование знаний о номинале монет, умения компоновать монеты для получения определённой суммы. Игра состоит из: копилка свинка, кошелек и банк; денег – монеток; и карточек с цифрами. Монеты номиналом 1, 2, 5 и 10 рублей, которые используются в наше время. Задача детей – положить в копилку, кошелек и банк — деньги правильно (за один раз нужно положить столько рублей, сколько показывает цифра на карточке которую прикрепил ведущий). ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Применение дидактического пособия позволит достичь следующихрезультатов: - Умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, вычитать) - Знание о соотношении стоимости вещей (услуг) - Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным инеобходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развиваетмышление и способности анализировать. - Умение отказываться (от менее нужного, от менее ценного – исоответственно определять приоритеты) - Умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иногорешения. - Осознавать, семейный бюджет – это денежные средства, которые могутостаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут бытьиспользованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей. - Контролировать ответственность за свои поступки, которые могутположительно или отрицательно сказаться на экономическом положениисемьи и его самого. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Дети с большим удовольствием занимаются с этим пособием. Они пытаются ясно выражать свои мысли, играть и фантазировать. Поэтому методигры так удивительно подходят для работы с детьми, способствуя развитию основ экономического образа мышления у ребёнкастаршего дошкольного возраста. Данное пособие существенно обогащает познавательное и социально-коммуникативное развитие детей. Оно способствует развитию любопытства, познавательного интереса, коммуникативных качеств и раскрепощению. ЛИТЕРАТУРА: - Сазонова А.В. Формирование первичного экономического опыта старших дошкольников через игровую деятельность., 2007. — 20 с. - Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику, — СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 176 с. - Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5–7 лет. Мин. Просвещения РФ.. авт. коллектив. При содействии СБ России. -Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы[Электронный ресурс]// Дошкольное воспитание. -2018. -№12. -с22-26. -Режим доступа: http: //dovosp. ru -Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Текст]/А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. М.-2012. -112с. -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст]. -Москва: ТЦ Сфера, 2015. -96с.
Приложение 1 Развивающее пособие "ФинСоты" Игра: «Дешево-дорого». Игра: "Рекламное агентство" Игра: "Можно — нельзя" Игра "Вклады" Игра "Семейный бюджет" Игра: «Список покупок».
|