«Тематические прогулки в детском саду» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Исакова Мария Константиновна | |||
29.01.2025 11:55 | |||
«Тематические прогулки в детском саду» В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми. Основная задача воспитателя при проведении прогулка состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности. Традиционно прогулка включает в себя такие составляющие, как организациянаблюдений детей заявлениями в природе (растительный и животный мир, неживая природа); разнообразные игры; трудовая деятельность; спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам. При этом необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности, распределение физической нагрузки во время всей прогулки. Чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая как образовательную составляющую, так и самостоятельную деятельность детей. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание различных гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.
Планируя прогулку, воспитатель должен учитывать множество факторов: погодные условия, возраст детей и их познавательные интересы, имеющийся материал, тематику предыдущего занятия. Необходимо предусмотреть возможности оздоровительного эффекта не только в физическом, но и психическом плане. Для детского организма правильно организованная прогулка может быть наиболее доступным средством закаливания. Цель прогулкиукрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственноеразвитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи прогулки: оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; оптимизировать двигательную активность детей; совершенствовать ориентировку в макропространстве; укреплять здоровье детей, способствовать правильному физическому развитию; учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за окружающим миром и использовать полученные знания в играх; развивать мышление, память, внимание, речь, творческую активность, фантазию, восприятие и воображение; формировать познавательную активность, эмоциональную отзывчивость, желание статьдругом и защитником природы. расширить кругозор детей; воспитывать у детей активность, настойчивость в достижении поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр, чувство коллективизма; воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру; совершенствовать основные виды движений; способствовать познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию детей. Виды тематических прогулок: прогулка трудовых акций, спортивная прогулка, развлекательные прогулки с персонажем, прогулка –событие. Прогулка трудовая акция (субботник) – ограниченная по месту и времени проведения специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. Подобные прогулки следует проводить регулярно, но не чаще 2-3 раз в месяц, поскольку значительное количество времени должно отводиться занятиям трудовой деятельностью с определенной целью. Для того, чтобы не утомить детей однообразием, стоит подбирать несколько видов трудовых поручений, которые последовательно меняются и логично связаны друг с другом. На прогулках-трудовых акциях необходимо формировать понимание, что труд на природе – это не игра или развлечение, а серьёзное занятие. Нужно подводить их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлением птиц, уборке территории, очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы – это результат совместного труда всех. Помня, что труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость, воспитателям каждой возрастной группы необходимо позаботиться об условиях для трудовой деятельности в соответствии с возрастом воспитанников. Детям дошкольного возраста нужно разъяснять правила безопасного общения с предметами и правила выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки. При организации работы с детьми на прогулке играет роль эмоционального отношения к делу, которое задает воспитатель и тогда дети с удовольствием примут участие в труде. Важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом, необходимо разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например, предложить отгадать загадки. Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания, владеть практическими умениями и навыками, а также методикой проведения прогулки. Спортивная прогулка – особый вид прогулки, в которой используется разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики. Цель и задачи — укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие, оптимизация двигательной активности детей. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни. При распределении спортивных игр и упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на занятиях физической культурой (как в зале, так и на воздухе), и ежедневных игр и упражнений, которые проводятся воспитателем наутренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений. Спортивные прогулки могут проводится не реже одного-двух раз в месяц в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность, требующая большой умственной нагрузки, или непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству. В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения. Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельностями. Спортивные прогулки требуют предварительной работы. Важным этапом подготовки к проведению спортивной прогулки является накопление детьми опыта пользования предметами: ракеткой, мячом, скакалкой и т.д. Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определённому виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду. Цели прогулок-развлечений – эмоциональная и психологическая разгрузка воспитанников, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности в двигательной активности. Прогулка-событие — особый вид тематических прогулок, посвященные определенной теме, с которой связаны все виды детской деятельности. Например, День космонавтики, День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др.) или событие в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Цель таких прогулок– способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности. Прогулка-событие обогащает знания детей, расширяет представления об окружающем мире, удовлетворяет их потребность в опытах и экспериментах, развивает творчество, поддерживает интерес к прогулке как к режимному моменту, формирует желание выходить на прогулку. Регулярность проведения прогулок-событий может зависеть от детского коллектива, общественных событий и интересных дат. Однако такая прогулка не должна планироваться слишком часто. Регулярность проведения прогулок-событий может зависеть от детского коллектива, общественных событий и интересных дат. Однако такая прогулка не должна планироваться слишком часто. При организации всех видов деятельности на прогулке следует учитывать индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья, активно использовать методы и приёмы, направленные на становление нравственных норм и правил поведения, общения. Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше. Список литературы 1. Белая К. Ю., Каралашвили Е. А., Павлова Л. И., Солянникова О. И., Филиппова Н. Н., Бурба И. В., Запивахина Е. М., Антоненкова О. В., Никомарова Е. Ю. Тематические прогулки в детском саду. – М.: УЦ «Перспектива», 2014
|