«Интерактивные игры для дошкольников». |
Занятия с детьми | |||||||||||||
Автор: Кравчук Василина Валерьевна | |||||||||||||
30.12.2024 12:20 | |||||||||||||
«Интерактивные игры для дошкольников». Образовательная область: «Познавательное развитие». Тип проекта: практический, игровой. Срок: декабрь 2022 – май 2024. Интеграция: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Участники: воспитатель, дети, родители. Технология: игровая. Актуальность: Интерактивные технологии все более плотно входят в жизнь, как взрослых, так и детей. И детство наших современных детей, уже нельзя представить без технологического оборудования, этого не избежать. Цель: применение и повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий в воспитательно – образовательный процесс. Задачи:
образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Разработчик проекта: воспитатель Кравчук Василина Валерьевна МАДОУ детский сад №12 «Журавлик» г. Туймазы. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта: для педагога:
для детей:
Методические приёмы:
Основными принципами в работе с интерактивными играми являются:
Этапы:
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта:
Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее рaзработки: Основу дошкольного воспитания составляет, прежде всего совместная деятельность педагога и ребенка. Деятельность интересная, методически и концептуально разнообразная. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться работать над своим ораторским мастерством (акцентологические ударения, манипуляция голосом, способность к звукоподражанию), уметь разработать занятие интересно, с учетом постоянной смены деятельности, использования различных подручных предметов и т.д. Одной из наиболее продуктивных методик современной педагогики выступает форма интерактивной игры, получившая широкое распространение не только в дошкольной, но и школьной и даже вузовской практике преподавания. Что такое интерактивная игра – это инновационная форма обучения в основе которой находится тесное творческое взаимодействие педагога и каждого ребенка, группы детей, происходит постоянная, целенаправленная коммуникация и отличается от других видов игр прежде всего интегративным характером, т.е она может объединять в себе: слушание, говорение, коммуникацию, музыкальные элементы, творческие задания, ролевые игры, театрализованные постановки, дискуссии, рассуждения, использование компьютерных технологий и многое другое. Главное при этом – постоянная коммуникация всех участников. Интерактивные игры подразумевает коммуникативное, творческое взаимодействие между людьми с целью передачи личностно значимого опыта. Интерактивные методы в педагогике ориентированы на тесное взаимодействие дошкольников друг с другом, с педагогом, где активная, доминирующая позиция должна принадлежать именно детям. Роль педагога при этом – направление деятельности для достижения целей занятия. В ходе занятия максимально исключается доминирование определенной идеи, давление мысли какого-либо участника. В соответствии со спецификой учебно-воспитательного процесса предусматриваются различные формы взаимодействия: ролевые игры, моделирование жизненных ситуаций, совместное решение творческих зада и т.д. Сложность и многомерность такого подхода предполагает внимательную, целенаправленную, длительную подготовки педагога. Одним из спектров, где интерактивная методика может быть особенно продуктивна, является эстетическое воспитание, которое занимает важную, фундаментальную роль в образовании дошкольника. Однако момент интегрирования эстетического воспитания изучен не достаточно хорошо. Необходимость комплексного осмысления категорий «интерактивная игра» и «дошкольное воспитание», возможностей их продуктивного взаимодействия в рамках дошкольной педагогики, обусловливает актуальность выбранный данного проекта и заключается инновационное использовании современных методик интерактивной игры на примере детей дошкольного возраста с учетом её возрастных, социальных, социокультурных особенностей; системно-аналитический обзор полученных результатов, динамики психолого-педагогической картины взаимодействия детей. При изучение проблемы насколько эффективны интерактивные игры, способствующие развитию детей дошкольного возраста на примере конкретной группы детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методы исследования: - метод наблюдения; - метод апробирования интерактивных игр – при работе с группой; - метод анкетирования; - метод анализа литературы и детских работ; - метод беседы – при общении с детьми; - метод эксперимента, включающий в себя. Этапы: - констатирующий - целью которого было определения уровня сформированности способностей; - формирующий - который предполагает обучение детей на основе разработанной педагогом оригинальной методики, отличающийся от традиционных подходов, и ее апробацию интерактивных игр на практике с целью выявления эффективности; - контрольный - для проверки тех или иных гипотез на практике; методы качественного и количественного учета полученных результатов, для анализа влияния интерактивной игры на психологическое состояние детей дошкольного возраста. На основе наблюдения, которое проводилось на занятиях, в повседневной жизни, мы пытались выяснить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста познавательного, эстетического развития, заинтересованности к интерактивным играм и познанию нового для него. В ходе реализации проекта, применяя методика диагностирования, включающая в себя: познавательное, речевое, художественно-эстетического и нравственно-патриотического развития. На просторах интернета, также мы можем найти готовые интерактивные игры, например, стоит только запросить в Яндексе. Но они не всегда могут подойти к вашему занятию, к вашей группе. Именно поэтому, гораздо правильнее и интереснее самим создавать игры, пусть и самые простые. В моей копилке имеются игры и конспекты занятий с использованием интерактивной доски. Вот некоторые из них. Игра «Найди пару» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове. Правило: Ребенку предлагается определить с какого звука начинается название предметов изображенного на картинке. Необходимо соединить между собой те картинки, названия которых начинаются на один и тот же звук. Игра «Дорисуй вторую половину» Цель: совершенствование графических навыков. Правило: Ребёнок дорисовывает вторую половинку предмета симметрично маркером, если у него не получилась какая-нибудь деталь, он может стереть и нарисовать снова. Игра «Геометрические фигуры» Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, подбирать к заданному образцу геометрической фигуры предмет окружающего мира похожий на данную фигуру. Правило: Ребенок называет фигуру и из картинок с предметами окружающего мира подбирает только те предметы, которые соответствуют данной геометрической фигуре. Игра «Подбери звуковую схему» Цель: упражнять детей в умении выполнять звуковой анализ слова. Правило: Ребенку предлагается посмотреть, проанализировать картинку на экране и выбрать схему которая ей соответствует. Игра «В школе у Мальвины» Цель: сформировать элементарные математические представления у детей в игровой форме, закрепить изученный материал по ФЭМП. Правило: Ребенку предлагается решить задания и выбрать правильный ответ. Игра «Убери лишнее» Цель: развивать внимание классифицировать предметы по существенному признаку и обобщать. Правило: предложить детям посмотреть на доску на которой изображены четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя. Какая? Почему? Игра «Профессии» Цель: развивать умение детей, соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение. Правило: Дети выбирают картинки с инструментами, которыми пользуется изображенный специалист, аргументируют каждый свой выбор. Игра «В мире материалов» Цель: Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны. Правило: перед детьми на экране предметы из разных материалов (стекло, дерево, металл, бумага, пластмасса). Ребенок отмечет изделия маркером, объясняет свой выбор. Игра: «Числовые домики» Цель: Закрепление знаний о составе числа в пределах 10 Правило: На экране -домики с числами в пределах 10. Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже. Предложить ребенку подумать, сказать и написать, из каких чисел она состоит. Игра «Магазин елочных игрушек» Цель: Формирование у детей представлений о монетах как величине, развитие вычислительных способностей детей дошкольного возраста Правило: Детям предлагается подобрать необходимые монеты для покупки елочной игрушки. Дети «покупают» и рассказывают, монеты какого достоинства они взяли и сколько денег потратили и сколько осталось. Так же применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет мнемоделировать различные ситуации и среды. Например, при погружении в лексическую тему «Птицы» на занятии по ознакомлению с окружающим дети с удовольствием составляли на доске птичьи семьи, играли в игру «Четвёртый лишний», обобщали знания о внешнем виде птиц в игре «Клювы, лапки и хвосты» . На занятии по развитию речи с успехом прошла игра «Подбери маму и детёныша». В игре «Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании. При развитии связной речи составляли описательный рассказ о птице, предварительно посмотрев мультимедийную презентацию. Благодаря продуктивному эффекту за счет тесного взаимодействия педагога и детей, непосредственного обмена опыта, интерактивную игру целесообразно использовать в дошкольной педагогики, что позволяет достичь больших результатов, а именно: повышение качества проведения занятий и совместной деятельности с детьми; применение интерактивных игр в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Значение работы инновационных технологий в ДОУ: -предоставляет широкие возможности для подготовки и проведения занятий; -дает возможность реализовать один из важнейших принципов обучения – наглядность; -помогает оптимизировать процесс обучения и его эффективность; -дает возможность использования в различных видах деятельности; -активное вовлечение ребенка в образовательный процесс; -повышает учебную мотивации детей. Мой опыт применения инновационных технологий показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим. Для совершенствования работы по данной теме на будущее планирую продолжить работу над созданием интерактивных игр, знакомить детей с возможностями интерактивной доски, интерактивного стола изучать новые технологические приемы при создании интерактивных игр, осуществлять социальное партнерство с семьей. Список используемой литературы: 1.Василенко А. В. Интерактивные технологии в ДОУ. - http:// mdou65.ru/интерактивные-технологии-в- доу.html, 20.08.2020 2.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ [Российская газета]. -http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html, 20.08.2020 3.Интерактивные методы обучения. - http:// apruo.ru/statyi/ obrazovatelnie-statyi/314-interaktivnie-metodi-obucheniya.html, 20.08.2020 4. Павлова Елена Владимировна. Мультимедийные технологии и их роль в интерактивной среде ДОУ. -http:// interaction.ucoz.ru/forum/20.08.2020 5. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников. Презентация. – http:// www.myshared.ru/slide/284464, 20.08.2020 6. Хабибуллина З. Использование интерактивных методов и приемов обучения в дошкольном учреждении. -http:/ /www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-interaktivnyh-metodov-i-priemov-v-doshkolnom-uchrezhdeni.html, 20.08.2020
|