СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУ |
Занятия с детьми | |||
Автор: Григорьева Юлия Викторовна Чеченева Оксана Александровна Дворядкина Наталья Александровна Широких Лидия Михайловна | |||
27.11.2024 14:40 | |||
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУ Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов» Из устава Всемирной Организации Здравоохранения В настоящее время наблюдается тенденция – все большее и большее количество детей имеют речевые нарушения. Число детей, нуждающихся в помощилогопеда, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает. Аведьхорошо развитаяречь –этоважноеусловиеуспешногообучениявшколе. У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в разви-тии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложныхдвижений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затрудне-ний при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными явля-ются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполненииупражнений.
Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязываети развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координациюпальцев. В специальных пробах отчетливо обнаруживаются резко выраженная за-медленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов, другиеособенности. Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются удетейсдизартрией. Всем известный факт, что чем выше двигательная активность ребенка, теминтенсивней развивается его речь. И наоборот, формирование движений происхо-дит при участии речи. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и под-твержденаисследованиями многих ученых, таких, как И.П. Павлов, А. А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями инавыками, развивается координация движений. Формирование движений проис-ходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляци-онныхорганов: губ, языка, нижней челюсти. Поэтому в современном мире вопрос помощи детям с тяжелыми нарушени-ямиречи всебольшетребует комплексногоподхода. В нашем детском саду ведется активная работа взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Целью которой является по-мощь, которую можно оказать в условиях детского сада детям с нарушениями ре-чи. Для этого был составлен план совместной работы. В которую были включеныне только традиционные упражнения, но и инновационные технологии. В плани-ровании педагоги использовали принцип концентрического наращивания матери-ала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Систематическое вы-полнениеиспользуемыхтехнологийиупражненийоказываетстимулирующеевлияниена развитиеречи детей. Педагогами были определены совместные коррекционные задачи на разви-тиефонематическогослуха, артикуляции, речевогодыхания, голоса, грамматиче- скогостроя, словаря, монологическойречи, коммуникативныхнавыков, мелкойиобщей моторики. Дляразвитиямелкоймоторикииспользуютсятакиеупражнения, как:
А также японская методика пальцевого самомассажа. Так как все нервныеокончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, система упражненийпредложеннойяпонскимученымЙосироЦуцумиспособствуетпсихическомууспокоению, предотвращаетразвитие утомлениявмозговыхцентрах.
Упражнениядляразвитияобщеймоторики:
Прирегулярныхтренировкахдыхательныхупражненийвырабатываютсязащитные механизмы, предохраняющие мозг от недостаточного кровоснабжения. Поэтому для развития речевого дыхания используется дыхательная гимнастика, котораяобъединенавсериюупражнений:
Для укрепления голосового аппарата используются упражнения, которыеактивизируют фонационный выдох, т. е. связь голоса с дыханием, отличающимсяпоэнергетическим затратам от речевого. В основном это «пропевание» громкоилитихо, грубо илиласково гласныхисогласных звуков. Музыкально-ритмические упражнения, спортивные речевки развивают фонематическийслух иартикуляцию. Задачаучителя-логопеда–подобрать правильные стишки и распевки, учитывая развитие звуковой и слоговой структурыречи ребенка. Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, приинтенсивных движениях, детей делят на две подгруппы: одна выполняет движения, адругаяпроизноситтекст, затемони меняются местами. Отдельно хотелось бы выделить подвижные игры. С их помощью нормали-зуетсямоторнаяфункция, повышаетсяактивность, развиваетсяподражательность, формируются игровые навыки, совершенствуются просодические компоненты речи. Подвижные игры одновременно помогают успешному формирова-нию речи. Развивается не только грамматический строй речи, но и монологическаяречь. Планируя работу, педагоги учитывают физические возможности каждогоребенка. Подбираются подвижные игры с учетом двигательной активности. Игрыс движениями сочетаются с другими видами деятельности детей. Подвижная играс ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятийдошкольников. Совместные действия взрослых и детей снимают неуверенность у ребенка, зажатость, которые часто связаны с личностными комплексами или речевыми дефектами. Таким образом, только совместными усилиями можно укрепить здоровьеребенка, скоррегировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредитьформирование неправильных двигательных стереотипов, что несомненно будетспособствоватьразвитиюполноценнойличности.
|