Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУ
Занятия с детьми
Автор: Григорьева Юлия Викторовна Чеченева Оксана Александровна Дворядкина Наталья Александровна Широких Лидия Михайловна   
27.11.2024 14:40

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУСОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУ

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов»

Из устава Всемирной Организации Здравоохранения

В настоящее время наблюдается тенденция – все большее и большее количество детей имеют речевые нарушения. Число детей, нуждающихся в помощилогопеда, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает. Аведьхорошо развитаяречь –этоважноеусловиеуспешногообучениявшколе.

У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в разви-тии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложныхдвижений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затрудне-ний при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными явля-ются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполненииупражнений.

 

Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязываети развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координациюпальцев. В специальных пробах отчетливо обнаруживаются резко выраженная за-медленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов, другиеособенности.

Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются удетейсдизартрией.

Всем известный факт, что чем выше двигательная активность ребенка, теминтенсивней развивается его речь. И наоборот, формирование движений происхо-дит при участии речи. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и под-твержденаисследованиями многих ученых, таких, как И.П. Павлов, А. А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями инавыками, развивается координация движений. Формирование движений проис-ходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляци-онныхорганов: губ, языка, нижней челюсти.

Поэтому в современном мире вопрос помощи детям с тяжелыми нарушени-ямиречи всебольшетребует комплексногоподхода.

В нашем детском саду ведется активная работа взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Целью которой является по-мощь, которую можно оказать в условиях детского сада детям с нарушениями ре-чи. Для этого был составлен план совместной работы. В которую были включеныне только традиционные упражнения, но и инновационные технологии. В плани-ровании педагоги использовали принцип концентрического наращивания матери-ала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Систематическое вы-полнениеиспользуемыхтехнологийиупражненийоказываетстимулирующеевлияниена развитиеречи детей.

Педагогами были определены совместные коррекционные задачи на разви-тиефонематическогослуха, артикуляции, речевогодыхания, голоса, грамматиче-

скогостроя, словаря, монологическойречи, коммуникативныхнавыков, мелкойиобщей моторики.

Дляразвитиямелкоймоторикииспользуютсятакиеупражнения, как:

  • пальчиковаягимнастикапотемамнедели
  • рукивзамок–круговыедвижениявлево–вправо, вперед–назад
  • разгибаниеисгибаниепоочереднопальцевизкулакаивкулак
  • круговые движения кистями
  • пальцы в замок–попеременное сгибание и разгибаниепальцев
  • тренировкар укивзахватемячейразличногодиаметра
  • «Су-Джоктерапия» идр.

А также японская методика пальцевого самомассажа. Так как все нервныеокончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, система упражненийпредложеннойяпонскимученымЙосироЦуцумиспособствуетпсихическомууспокоению, предотвращаетразвитие утомлениявмозговыхцентрах.

  • массажпальцев, начинаясбольшого и до мизинца
  • массажладонныхповерхностейшариками «марблс»
  • массажгрецкимиорехами
  • массажшестиграннымикарандашами
  • массаж «четками» [3].

Упражнениядляразвитияобщеймоторики:

  • для формирования функции равновесия: выполняются на уменьшеннойили повышенной площади опоры – ходьба по гимнастической скамейке с переша-гиваниемчерезкубики, кегли, «ласточка»
  • для профилактики и лечения плоскостопия: ходьба на носках, ходьба погимнастической палке, катание мяча ногой, захватывание и перекладывание мел-ких предметовпальцами ног
  • улучшающие обмен веществ в организме: ходьба, подскоки, повороты, наклоны, «велосипед» и др.
  • улучшающие деятельность сердечно-сосудистой системы: отведение рук встороны, наклоны, потягивания, повороты
  • направленные на нормализацию мышечного тонуса: ходьба вперевалочкукакмедведь, вприседекакутенок, свысокимподниманиемколеней
  • на мышечную и эмоциональную релаксацию: ходьба в медленном темпе, упражнения, лежа на спине, «снеговиктает» идр.

Прирегулярныхтренировкахдыхательныхупражненийвырабатываютсязащитные механизмы, предохраняющие мозг от недостаточного кровоснабжения. Поэтому для развития речевого дыхания используется дыхательная гимнастика, котораяобъединенавсериюупражнений:

  • «Поиграемживотиками» –формированиедиафрагмальногодыхания.
  • «Узнайпозапаху» –выработкаглубокогодлительноговдоха, развитиеобоняния.
  • «Носикиротикпоучимдышать» –дифференциациявдохаивыдохачерезносирот, развитие внимания.
  • «Загони мяч в ворота» – выработка длительного, сильного, целенаправленноговыдоха, развитие глазомера.
  • «Погудим» –выработкадлительногоплавногоротовоговыдохаидр.

Для укрепления голосового аппарата используются упражнения, которыеактивизируют фонационный выдох, т. е. связь голоса с дыханием, отличающимсяпоэнергетическим затратам от речевого. В основном это «пропевание» громкоилитихо, грубо илиласково гласныхисогласных звуков.

Музыкально-ритмические упражнения, спортивные речевки развивают фонематическийслух иартикуляцию. Задачаучителя-логопеда–подобрать правильные стишки и распевки, учитывая развитие звуковой и слоговой структурыречи ребенка. Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, приинтенсивных движениях, детей делят на две подгруппы: одна выполняет движения, адругаяпроизноситтекст, затемони меняются местами.

Отдельно хотелось бы выделить подвижные игры. С их помощью нормали-зуетсямоторнаяфункция, повышаетсяактивность, развиваетсяподражательность, формируются игровые навыки, совершенствуются просодические компоненты речи. Подвижные игры одновременно помогают успешному формирова-нию речи. Развивается не только грамматический строй речи, но и монологическаяречь.

Планируя работу, педагоги учитывают физические возможности каждогоребенка. Подбираются подвижные игры с учетом двигательной активности. Игрыс движениями сочетаются с другими видами деятельности детей. Подвижная играс ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятийдошкольников.

Совместные действия взрослых и детей снимают неуверенность у ребенка, зажатость, которые часто связаны с личностными комплексами или речевыми дефектами.

Таким образом, только совместными усилиями можно укрепить здоровьеребенка, скоррегировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредитьформирование неправильных двигательных стереотипов, что несомненно будетспособствоватьразвитиюполноценнойличности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 44 (360) выйдет
3 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год