Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В гостях у Деда Зная» в форме «квест-игры».
Занятия с детьми
Автор: Иванова Татьяна Петровна   
10.11.2024 10:31

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В гостях у Деда Зная» в форме «квест-игры».Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В гостях у Деда Зная» в форме «квест-игры».

Подготовила и провела: воспитатель Иванова Татьяна Петровна

Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения мире.

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Итак, вода. Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.

Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес.

Но научится самостоятельно изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.

Цель: формирование познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

 

Задачи:

1. Образовательная

1. 1. Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление.

1. 2. Познакомить детей со свойствами воды.

  1. 3. Активизировать словарь.
  2. Развивающая
  3. 1. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
  4. Воспитательная
  5. 1. Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.
  6. 2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.

Демонстрационный материал: термос с кипятком; шкатулки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6; ключи от шкатулок; поднос; емкость с соленой водой; сырое яйцо; емкость с водой; 2 апельсина; лупа; стеклянная емкость; вода; пищевые красители (можно гуашь); растительное масло; любая шипучая таблетка (или мелкая соль).

Раздаточный материал на каждого ребенка: 3 сосуда разной формы; 1 тарелка; емкость с водой; перчатки разовые; кусочки льда; цветы из бумаги; медали по количеству детей «Юный исследователь»; «Книга ученого с опытами».

Подготовительная работа:

Чтение художественной литературы «Как люди речку обидели», отгадывание загадок по теме, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Доброе утро!

2. Эмоциональная настройка детей.

Воспитатель:

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

3. Постановка образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Синего, голубого.

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Дети: Вода, реки, моря, океаны.

Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.

Воспитатель: Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко).

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?

Дети: На земле больше воды.

Воспитатель: Ребята, скажите где в природе можно встретить воду?

Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь.

Воспитатель: Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?

Дети: Речная.

Воспитатель: А в роднике?

Дети: Родниковая.

Воспитатель: В море?

Дети: Морская.

Воспитатель: В болоте?

Дети: Болотная.

Воспитатель: А вы знаете, что в море и океане вода соленая, пить ее нельзя. А какая вода в реке, озере, роднике?

Дети: Пресная.

Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно.

Чтение рассказа:

Жила-была в пустыне черепаха. Воды она почти не видела, поскольку получала ее с растениями, которые ела. Поэтому, думала черепаха, что вода и не нужна. А вы как думаете? Кому нужна вода?

Дети: Животным, растениям, человеку.

Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

Воспитатель: Молодцы. А для чего нужна вода животным?

Дети: Пить, купаться.

Воспитатель: А растениям нужна вода?

Дети: Да. Без воды они погибнут.

Дети заходят в кабинет, их встречает Дед Знай – человек в образе учёного, в белом халате, в очках и предлагает стать участниками развлекательной программы.

Дед Знай: Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки! Меня зовут Дед Знай, и я рад видеть вас в этой лаборатории. Имя моё неслучайно. По моему имени вы, наверно, догадываетесь, что я много знаю и провожу разные опыты. Ребята, я хочу вам показать свое сокровище, книгу познаний. Сейчас открою (ищет в карманах ключ). Ай, моя садовая голова, я этот ключ убрал в шкатулку и забыл в какую. Чтобы открыть шкатулку нужно провести опыт. Но сначала я попрошу вас отгадать загадку.

На экране появляется загадка про воду.

Очень добродушная

Я, мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода)

Стихотворение про воду:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется

(В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Растворяет сахар в чае

(Мы ее не замечаем).

Мы привыкли что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею Вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Итак, опыт № 1. «Имеет ли вода форму».

Дед Знай: Ребята как вы думаете, имеет ли вода форму? Какая она? (Ответы детей). Переливаем одну и ту же форму в разные сосуды. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду в тарелку, она растекается бесформенной лужей. Вывод: Вода не имеет формы.

Дед Знай: Ребята, какие свойства воды вы еще знаете? (без вкуса, без запаха, без цвета). Правильно, молодцы. Всегда ли вода бывает только в жидком состоянии? (Ответы детей). Правильно, вода не всегда жидкая. Она имеет три состояния, какие? (ответы детей: жидкая, твердая, газообразная). Как же вода может быть твердой? (Ответы детей: лед, сосулька, ледник в горах). Замечательно! Давайте проверим, действительно ли лед – это вода! Дед Знай просит надеть перчатки и взять в руку кубик льда, а сам кубик льда кладет себе на ладонь, дети видят, что лед в руках у профессора тает и превращается в воду. Ребята, скажите пожалуйста, что случилось с моим кубиком льда? (Ответы детей: потому что рука теплая и лед растаял и превратился в воду). Почему у вас лед не тает? (Ответы детей: потому что мы надели перчатки). Какой мы вывод можем сделать? Вывод: Вода может быть твердой. Молодцы, все правильно!

Итак, вода бывает жидкая, твердая и газообразная. Как же вода может быть газообразная? (Ответы детей: туман, пар из чайника, кастрюли). Это интересно! Давайте это проверим! Дед Знай открывает термос с кипятком, дети видят пар. Дед Знай: Коллеги, я не вижу здесь воды, вижу лишь пар! Что же нам нужно сделать, чтобы пар превратился в воду? (Ответы детей: накрыть крышкой, зеркалом, стеклом). Как вы думаете, что же будет, если я накрою термос крышкой? (Ответы детей: на крышке появятся капли, это и есть вода). Давайте попробуем! Великолепно, какие умные у меня коллеги!

Мы здорово справились с этим заданием! Ребята, где-то должна быть подсказка, какую шкатулку мы должны открыть, поищите, пожалуйста! (находят приклеенную цифру 2 на подносе). Какой сундук открываем? А вот и ключ к познаниям. Ошибочка, не подходит.

Дед Знай: Не подходит ключик, дети? Что ж неудача. Неудачи бывают и у нас, настоящих учёных. Но мы не сдаёмся. А продолжаем искать нужный результат.

Итак, Опыт № 2. «Цветущая лилия».

Дед Знай: Я, Дед Знай, предлагаю вам опыт с бумажными цветами. Как вы думаете, что произойдет с цветком, если мы опустим его в воду? (Ответы детей). Опустите их на поверхность воды и наблюдайте. Что вы видите? (Наши цветы превращаются в прекрасные распустившиеся лилии в серединке). Почему это произошло? Вывод: Бумага имеет свойство – промокать, она промокла и нити бумажные намокли, натянулись и выпрямились. В сердцевине цветка цифра 4. Открываем шкатулку №4, в которой находится записка с заданием выполнить физкультминутку

Физкультминутка. Я смотрю: учёные устали немного. Давайте отдохнём, проведём физкультминутку, выполним упражнения для наших спинок, для наших позвоночников.

К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой и пошли домой.

Вот так, упражнения мы сделали. Физкультминутку провели. А теперь, мои внимательные учёные, скажите мне, пожалуйста, сколько опытов мы провели? Под каким номером у нас будет следующий опыт? (4) Правильно, Молодцы! Настоящие учёные!

Опыт № 4: «Тонет – не тонет».

Дед Знай: Проведем эксперимент. Для этого нам понадобится емкость с водой, два апельсина, лупа.

Ребята, как вы думаете, если мы опустим апельсин в воду, что произойдет? (Ответы детей)

Что же мы видим? (Ответы детей, апельсин плавает на поверхности, апельсин не тонет)

Апельсин в кожуре плавает на поверхности воды и даже, если очень постараться, утопить его не удается.

А теперь смотрите фокус! (опускаю апельсин без кожуры в воду, он утонул). Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает!

Давайте достанем апельсины, отделим кожуру и посмотрим ее под лупой. Что вы видите? (ответы детей: точечки, ямочки).

Все дело в том, что кожура апельсина мелкими впадинками и точечками – в них и находятся маленькие пузырьки воздуха и поэтому апельсин в кожуре остается на поверхности!

Вывод: так как в кожуре и между кожурой и апельсином есть воздух, а воздух легче воды, то кожура для апельсина является своеобразным «спасательным жилетом» и не дает апельсину утонуть.

Дед Знай: Уважаемые ученые, посмотрите, пожалуйста, в ваших атрибутах нигде нет подсказки какую шкатулку мы ложны открыть!? (В апельсиновых корках спрятана цифра 5).

Дед Знай: Какие внимательные у меня, ребята! Открываем пятую шкатулку.

В шкатулке стоит баночка с растительным маслом и лежит записка с заданием провести опыт под названием «Волшебный стакан».

Опыт № 5: «Волшебный стакан».

Дед Знай: Ну что, ребята, я предлагаю провести наиинтереснейший опыт под названием «Волшебный стакан»

- стеклянная прозрачная емкость

-вода

-пищевые красители (можно заменить гуашью, акварелью и даже соком)

-растительное масло

-любая шипучая таблетка (или мелкая соль)

Дед Знай: Ребята, как вы думаете, если в воду добавить подсолнечное масло, что произойдет? (ответы детей: масло останется на поверхности). А почему? (Потому что вода тяжелее масла!). Давайте проверим!

В баночку наливаем обычной воды примерно на треть объема.

Затем добавляем краситель и перемешиваем деревянной палочкой

Наливаем растительное масло. И удивляемся эффекту того, что масло с водой не смешивается, а остается сверху, ввиду разной плотности веществ. А теперь, я покажу вам самое интересное. В стакан бросаем любую шипучую таблетку. Хотите узнать почему мы видим такую красоту? Когда таблетка смешивается с водой, образуются пузырьки, они начинают подниматься на поверхность и перемешивать воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.

Дед Знай: А где же наша подсказка? (Ищет и находит под крышкой баночки с подсолнечным маслом.) Открываем шкатулку под номером 6, лежит ключ.

Дед Знай: Ребята, ключ снова не подходит. Нам осталось открыть последнюю шкатулку, в ней наверняка лежит наш ключ! Но для того, чтобы ее открыть, проведем последний опыт.

Опыт № 6.

Дед Знай: Перед вами 2 непрозрачные емкости с номерами с водой, в одной емкости вода соленая. Как мы с помощью опыта сможем определить, в какой ёмкости вода солёная? (Ответы детей)

(Дети должны вспомнить свойство соленой воды – удерживать предметы и воспользоваться яйцом или картофелиной.

Открывают последнюю шкатулку, в которой лежит ключ к книге познаний.

Дед Знай: Дорогие дети! Сколько открытий мы сегодня сделали! Вы теперь можете рассказать о своих опытах мамам и папам, бабушкам и дедушкам, братишкам и сестрёнкам, друзьям и подругам! Для того, чтобы нам легче было рассказать про наши открытия, я предлагаю вам закрепить наши знания (детям раздаются конвертики, в которых лежат символы всех проведенных опытов. Ребята вспоминают каждый опыт, выбирают символ и наклеивают на лист картона).

Дед Знай: Уважаемые мои ребята, ваш труд не прошёл даром. Как настоящие учёные раскрывают тайны неизвестности, так и вы сегодня неизвестное сделали известным. Я хочу сегодня каждому из вас присвоить звание «Юный исследователь» (медали вешает на грудь). И еще, я дарю вам свою книгу, свое сокровище, где собраны все мои опыты.

Дед Знай: Вот и закончилось наше исследование. Но мы не прощаемся. До новых встреч или, как говорят настоящие учёные, до новых открытий!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год