«Коммуникативные игры с детьми старшего возраста: аква-гимнастика, биоэнергопластика» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Сафина Татьяна Юрьевна Жаркова Диляра Рамисовна Данилова Елена Владимировна Сагдиева Гульсина Сагидулловна | |||
11.11.2024 00:08 | |||
«Коммуникативные игры с детьми старшего возраста: аква-гимнастика, биоэнергопластика» Физическое здоровье неразрывно связано с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, именно поэтому одна из задач ФГОС ДО направлена на «Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». В связи с этим, в качестве одного из приоритетных направлений своей профессиональной деятельности, мы используем здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья. Одной из таких технологий является аквагимнастика, которая представляет собой один из видов технологии сохранения и стимулирования здоровья. Аква-гимнастика для пальчиков и рук–это занимательные игры в воде.
Пальчиковые игры в воде – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. В аква-гимнастике соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:
Игра «Медуза»
Игра «Морская звезда»
Игра «Рыбка»
Рыбки-малютки По морю плывут, Скачут, резвятся И хвостиком бьют. Игра «Дельфин»
Приплыл ко мне, Он покатает на спине! Игра «Акула»
Вот зубастая акула Мне хвостом своим махнула. Игра «Маленькая лодочка»
Мы на лодочке вдвоем С мамой в гости поплывем. Игра «Пароход»
Пароход плывет вперед, Нам подарки он несет. Игра «Дождь»
Дождь полил, как из ведра, Будет лить он до утра. Игра «Волны»
Волны по морю гуляют И кораблик подгоняют. Упражнение «Морские художники» Необходимо выложить камушки на дне контейнера силуэт или контур цифры. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Принцип биоэнергопластики – сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», счёт, музыка, стихи). Преимущества биоэнергопластики:
- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики: (все упражнения можно делать сидя или стоя): «Фонарики» Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот. «Лодочка» Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой. «Пароход» Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами. «Речка и рыбка» Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку. «Деревья» Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком. Вывод: следует отметить, что регулярное выполнение комплексов упражнений аква-гимнастики, биоэнергопластики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, и, в свою очередь, способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Литература:
|