Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Деловая игра с родителями «В мире профессий»
Занятия с детьми
Автор: Белова Валентина Николаевна Зудова Ольга Николаевна,   
04.10.2023 09:44

Деловая игра с родителями «В мире профессий»Деловая игра с родителями «В мире профессий»

Авторы:

  • Белова Валентина Николаевна,
  • Зудова Ольга Николаевна,

воспитатели. Муниципальное Автономное Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83»

Процесс организации и проведения игры делится на 4 этапа.

1. Конструирование игры: четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников;

 

Цель: Организация работы по повышению уровня профессиональной компетенции родителей посредством организации работы по ознакомлению детей с миром профессий.

Задачи:

  • Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению представлений детей о разных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
  • Поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интереса к деятельности взрослых.
  • Активизация деятельности родителей по ознакомлению дошкольников с профессиями.

Планируемый результат работы.

Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники деловой игры смогут повысить уровень теоретических знаний о профессиях: как появились профессии, их классификация, характеристика; узнать о разнообразии профессий в современном мире; обменяться имеющимся опытом по организации работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых, задать вопросы друг другу и заместителю заведующего.

  • разработать общие правила игры.

2. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

  • руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

Руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. Рекомендует внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение.

  • назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

Участники игры разбиваются на подгруппы по 3 — 5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3-5 человек.

  • определяются время, условия и длительность игры.

3. Ход игры.

Руководитель игры. Термин «профессия» происходит от латинского слова professio, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово «профессор». Но происхождение слова «профессия» скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории. (Родителям предлагается высказаться, как они представляют себе процесс возникновения профессий.)

В эпоху первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, некоторое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилища, изготавливали оружие, орудия труда, лодки. Женщины собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

По мере развития общества между людьми стали возникать рыночные отношения и появилась специализация по видам труда. Люди становились охотниками, рыбаками, земледельцами, строителями, ткачами, гончарами, кузнецами, а также знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Теоретический блок

1. задание Руководитель игры: Успешность человека определяется его состоятельностью в личной жизни и профессиональной деятельности. Чем на ваш взгляд определяется успешность в профессиональной деятельности?

  • Уровнем образования.
  • Уровнем профессиональной компетентности.
  • Карьерным ростом.

(Ответы команды записывают на листок и передают экспертам)

2. задание Руководитель игры: Чтобы состояться в профессии очень важно правильно выбрать ее. А чтобы правильно выбрать, необходимо знать о будущей профессии как можно больше. Одна профессия может объединять несколько специальностей. Специальность – это род деятельности человека в рамках одной профессии.

Каждая команда получает карточку с профессией и в течении 1 минуты называет специальности её, чья команда больше назовет.

1. профессия – врач, специальности – хирург, окулист, отоларинголог, стоматолог, уролог и т. д.; 2.профессия – учитель, специальности – учитель математики, русского языка, истории, физкультуры и т. д.; 3.профессия –инженер, специальности – инженер- конструктор, инженер-строитель, инженер по технике безопасности и т. д.

3. задание Руководитель игры: Теперь обратимся к классификации профессий. Вывешиваются карточки с классами профессий, командам выдаются листы с таблицами.

Классы профессий: «Человек – человек» «Человек – техника» «Человек – знаковая система» «Человек – художественный образ» «Человек – природа»

Читается познавательный материал для родителей. (то что выделено жирным не читается, это пример)

К типу «человек – человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

Тип «человек – техника» включает профессии, связанные с созданием конструкций, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, крановщик, токарь, швея-мотористка, кочегар), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования).

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Тип «человек – знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, переводчик, библиотекарь, с цифрами), формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

К типу «человек – художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием художественных произведений, проектированием, моделированием (художник, журналист, композитор, модельер), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (актер, ювелир, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

К типу «человек – природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ботаник, ветеринар).

Этот тип профессий предполагает наличие у человека наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Командам дается пять минут, чтобы записать конкретные профессии в таблицу по пяти типам. Работы отдаются экспертам.

Практический блок

1. задание Руководитель игры: каждая команда получает карточку с информацией. Профессии одного типа имеют сходные профессионально-важные качества (ПВК) и противопоказания. Профессионально-важные качества – требования профессии к индивидуально-психологическим особенностям человека. Командам необходимо ознакомится с информацией, минута, нарисовать эмблему для данного типа профессий, характеризуя на ней ПВК и противопоказания, пять минут. Презентовать работу, минута.

Профессионально-важные качества отражают: –особенности знаний, умений, элементов опыта; –особенности исполнительно-двигательных процессов (поведения, координации и т. д.); –особенности познавательных процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.); –особенности эмоционально-волевых процессов (эмоциональность, стрессоустойчивость и т. д.); –особенности отношения личности (к окружающим, к деятельности, к вещам, к себе и т. д.); –особенности креативности (т. е. творчества); –особенности саморегуляции (восстановления работоспособности и т. д.).

Противопоказания – ограничения профессиональной пригодности.

Противопоказания бывают психологические и медицинские.

Карточки

«Человек – человек»

ПВК: — умение общаться, устанавливать контакты, в некоторых случаях знания по психологии, педагогике; — располагающие поведение и внешность, четкая и понятная речь, выразительная мимика; — наблюдательность, умение представить внутренний мир другого человека; — способность сопереживать другому человеку; — хороший самоконтроль, устойчивость к эмоционально напряженным ситуациям; — интерес к людям, доброжелательность, терпимое отношение к различным нестандартным проявлениям внешности, поведения, образа мыслей; — артистические способности; — способность к самостоятельной нормализации своего эмоционального состояния и т. д.

Противопоказания:

- выраженные физические недостатки, дефекты речи; — равнодушие к людям, замкнутость, необщительность и т. д.

«Человек – техника»

ПВК: — знания по физике, математике, химии; осведомленность об устройстве и функциях применяемых машин и инструментов, режимах работы техники, правилах ее эксплуатации, умение разбираться в чертежах и схемах; — хорошие зрение и слух, линейный и объемный глазомер, высокая мышечная чувствительность, точность и быстрота движений, хорошая координация; — хорошо развитое пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания; — эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, способность принимать решения в короткий срок, дисциплинированность, осторожность; — интерес к технике, способность работать при ограниченных контактах с людьми; — способность быстро восстанавливать работоспособность при высоких физических нагрузках и т.д.

Противопоказания:

- нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника); — рассеянность, эмоциональная неустойчивость и т. д.

«Человек – знаковая система»

ПВК: — умение длительно работать с цифрами, схемами, графиками, знание правил работы с конкретными знаковыми системами; — быстрые и точные, координированные движения пальцев рук, четкий и красивый почерк, хорошее владение письменной речью, грамотность; — высокий уровень концентрации внимания, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объемов, аналитическое мышление; — терпение, усидчивость, способность контролировать ход и правильность умственных действий; — интерес к работе со знаковыми системами, способность к выполнению однообразной работы при ограниченных контактах с людьми; — способность быстро восстанавливать умственную работоспособность и т. д.

Противопоказания:

- наличие психических и неврологических заболеваний, связанных с нарушением внимания и повышенной возбудимостью; — неспособность к монотонной однообразной работе и т. д.

«Человек – художественный образ»

ПВК: — развитое эстетическое чувство; -высокий уровень развития функциональных способностей (пространственный глазомер, цветоощущения и т. д., устойчивость к длительным нагрузкам отдельных групп мышц; — нестандартное мышление, хорошо развитое воображение, фантазия; — терпение, способность к многократным переделкам сделанного, ожиданию отсроченного результата, устойчивость к нервным нагрузкам; — отношение к миру с позиции преобразователя, т. е. стремление изменить окружающее; — способность посмотреть на обыденное свежим взглядом; — способность к быстрому восстановлению физической работоспособности, нормализации своего эмоционального состояния и т. д.

Противопоказания:

- функциональные нарушения (зрения, слуха, координации движений); — неспособность к преодолению шаблонов и стереотипов и т. д.

«Человек – природа»

ПВК: — разнообразные умения (от рисования до управления машинами и их комплексами, навыки планомерных и систематических наблюдений, прогнозирования результата, в некоторых случаях знания по биологии, химии; — хорошее физическое развитие, крепкое здоровье, цветовое зрение; — хорошее распределение внимания, образная зрительная память, богатое воображение; — способность терпеливо ждать отсроченного результата; — интерес и особое уважительное отношение к живому; — способность к быстрому восстановлению работоспособности при высоких физических нагрузках и т. д.

Противопоказания:

- слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе, серьезные дефекты зрения; — отсутствие интереса к объектам живой природы и т. д.

2. задание Руководитель игры: Поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интереса к деятельности взрослых. Команды по очереди называют идею, технологию, форму работы и др., всё, что вызовет у дошкольников интерес по теме.

Встреча с интересными людьми, рассказы взрослых, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, виртуальные экскурсии в музеи, интерактивные игры по профессиям, ролевой диалог с ребёнком, рисование профессии, чтение книг и многое другое.

4. Подведение итогов, подробный ее анализ:

  • общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

Руководитель игры: наша игра подошла к концу. На первом теоретическом этапе мы с вами вспомнили понятие профессиональная компетентность, разобрали специальности в профессиях, разобрали классификацию профессий. На втором этапе практическом, рисовали эмблему по классификации профессий, их ПВК и противопоказания, моделировали организацию НОД с детьми дошкольного возраста, искали педагогические идеи по пробуждению любознательности у детей. Реализовали цель и задачи игры полностью.

  • самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности; Индивидуальные высказывания родителей об игре; характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры; анализ и оценка игры экспертами.

Экспертная комиссия сообщает принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

В заключение руководитель подводит итоги игры.

Рефлексия.

Руководитель игры. Уважаемые родители! Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам картинок с изображениями различных эмоций именно ту картинку, которая характеризует ваше эмоциональное состояние в данный момент, вложите её в конверт и оставьте свои комментарии.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год