Игры, стимулирующие развитие взаимодействия со сверстниками в ДОУ. |
Занятия с детьми | |
Автор: Крамаренко Наталья Михайловна Алехина Ирина Михайловна Скуратова Галина Васильевна Михалева Юлия Сергеевна | |
16.10.2025 09:07 | |
Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития. Детские годы оказывают исключительное влияние на последующее развитие и творческие достижения человека. Все приобретения детства очень значимы, и богатство их содержания будет зависеть от нас, взрослых. С самого рождения малыша окружают заботливые и любящие взрослые – родители, бабушки, дедушки. Взрослый для маленького ребёнка — основной источник информации, посредник между ним и окружающим миром. С помощью взрослого ребёнок начинает овладевать моральными нормами поведения, формируется его отношение к миру, общие и индивидуальные психологические черты, малыш усваивает культурные нормы и правила поведения, накапливает опыт социальных отношений. Но рано или поздно у каждого ребёнка появляется потребность в общении со сверстниками. Дошкольный возраст – ответственный период в становлении человека как личности в системе его взаимоотношений в коллективе детского учреждения. Накопленный ребенком опыт первых отношений со сверстниками становится фундаментом для его дальнейшего развития как части общества. Несомненным препятствием к формированию положительных детских взаимоотношений считается недостаточное развитие коммуникативных умений и навыков. Маленький ребёнок ещё неспособен оценивать свои чувства и поступки других, что негативно сказывается на его восприятии себя и своей роли в социуме. Уже с первых месяцев жизни младенцы выражают удовольствие при виде сверстника и, оказавшись рядом, некоторое время могут разглядывать друг друга. Дети постарше с интересом исследуют детали одежды другого малыша. Но контакты младенцев, как правило, случайны, происходят спонтанно и не имеют социальной направленности. Так, например, возникновение интереса к сверстнику у ребёнка полутора-двух лет и его попытки найти с ним контакт часто заканчивается неудачей. Существует проблема, которая тревожит взрослых: ребёнок не хочет делиться своими игрушками, сладостями с другими, часто может толкнуть, дёрнуть, ударить. Да и сам малыш часто становится «жертвой» негативных действий со стороны других детей, у него забирают игрушки, обсыпают песком. Малыши второго года жизни охотно рассматривают фотографии, картинки в книжках с изображениями сверстников, наблюдают за действиями других детей, подражают им, стараются обратить на себя внимание. Опыт работы с детьми позволяет утверждать, что самые ранние контакты возможны, но они ещё неустойчивы и без влияния взрослого быстро распадаются. Дружба между детьми является уникальным явлением, где проявляются важнейшие качества человека, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии. Отношения в детстве неустойчивы, подчинены часто сменяющемуся эмоциональному состоянию, а взрослые могут повлиять на характер и уровень их протекания на всех стадиях взросления. В дошкольном возрасте огромную роль отводят игре, так как она является основным видом деятельности в этот период. Игра учит ребёнка познавать мир, получать новые впечатления. В игре детей объединяет общая цель и те усилия, которые они прикладывают для ее достижения, тем самым они разделяют общие интересы и переживания между собой. Как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, игровая деятельность развивает умственные и физические способности детей, такие как воображение, память, внимание, дисциплинированность, выдержка, ловкость рук, творчество, умение манипулировать игрушками и предметами-заместителями. В игре дети приобретают социальный опыт, соответствующий своему возрасту. Поэтому взаимодействие малышей надо специально организовывать. Игровая ситуация, побуждает ребёнка к проявлению инициативы, расширяет воображение и способствует разрешению конфликтных ситуаций и налаживанию отношений между детьми. Для разрешения детского конфликта подбираются специально разработанные игры, чтобы с помощью взрослого дети могли установить позитивные контакты со сверстниками. Успешнее всего общение происходит между двумя детьми. Даже в коллективе, в детском саду, важно помочь ребёнку «обрести» друга. Попробуйте устроить игру так, чтобы интерес малыша к сверстнику привёл к позитивным результатам, а музыка поможет вам в этом. Предлагаемые музыкальные игры позволяют сформировать у малыша доброжелательный интерес к сверстнику, эмоционально-положительные действия будут способствовать развитию умения играть рядом и вместе с другими детьми. Кроме того, они окажут положительное влияние на развитие внимания, памяти, произвольности; смогут стимулировать двигательную и певческую активность. Игра «Качели» Малыши стоят лицом друг к другу и, взявшись заоберуки, покачиваются из стороны в сторону, перенося вес теласоднойноги на другую, подпевая взрослым: Ой-да, ой-да, на качели сели. Ой-да, ой-да, песенку запели. А потом ещё раз быстро раскачались. Все у нас, все у нас весело смеялись. Взрослый помогает детям, обхватив кисти ручекмалышейсвоими руками, задавая ритм, темп и направление движений. Детям будет легче и веселее играть вместе, если каждыймалышпопробует поиграть в эту игру сначала с взрослым, азатемужесо сверстником. Хвалите детей, делая акцент на том, чтоонииграют вместе, напоминайте, чтобы они смотрелидругдругувглазки и не расцепляли ручек. Игра «Подружись» Взрослый предлагает малышам показать, как онидружат, любят друг друга. Дети стоят напротив и под пениевзрослогогладят друг друга по головке: Дети берутся за руки и не спеша передвигаются покомнате: Песня кончилась, малыши обнимаются. Взрослыйследитзатем, чтобы дети бережно, ласково гладили друг друга. Еслималышстесняется гладить сверстника, помогите ему: действуйтерукойребёнка, обхватив её в запястье. «Веселая гусеница» (реквизит: воздушные шарики на каждую команду, из расчета – на 1 меньше количества человек в команде). Участники команды встают в шеренгу, закрепляют между собой по одному надутому воздушному шарику. Задание: размахивая руками, пройти из пунктаА в пункт Б, не потерять шарики, при этом можно петь любую веселую песню хором. «Тачка» Команды делят игроков на пары. Один из участников пары должен лечь на землю, а другой взять его за ноги (получается своеобразная тачка). После этого пары передвигаются к старту: первый игрок на руках, а другой обычным шагом, но держа своего партнера за ноги. Пары обеих команд выстраиваются перед стартовой линией шеренгой и, по сигналу судьи, бегут к финишу. Побеждает команда, которая первая собирается у финиша в полном составе. «Обруч» Все должны встать в круг и сцепиться за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками нескольких участников. По сигналу начинают пролезать в обруч, не расцепляя рук.
|