Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Игры, стимулирующие развитие взаимодействия со сверстниками в ДОУ.
Занятия с детьми
Автор: Крамаренко Наталья Михайловна Алехина Ирина Михайловна Скуратова Галина Васильевна Михалева Юлия Сергеевна   
16.10.2025 09:07

Игры, стимулирующие развитие взаимодействия со сверстниками в ДОУ.Игры, стимулирующие развитие взаимодействия со сверстниками в ДОУ.

Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития. Детские годы оказывают исключительное влияние на последующее развитие и творческие достижения человека. Все приобретения детства очень значимы, и богатство их содержания будет зависеть от нас, взрослых. С самого рождения малыша окружают заботливые и любящие взрослые – родители, бабушки, дедушки. Взрослый для маленького ребёнка — основной источник информации, посредник между ним и окружающим миром. С помощью взрослого ребёнок начинает овладевать моральными нормами поведения, формируется его отношение к миру, общие и индивидуальные психологические черты, малыш усваивает культурные нормы и правила поведения, накапливает опыт социальных отношений. Но рано или поздно у каждого ребёнка появляется потребность в общении со сверстниками. Дошкольный возраст – ответственный период в становлении человека как личности в системе его взаимоотношений в коллективе детского учреждения. Накопленный ребенком опыт первых отношений со сверстниками становится фундаментом для его дальнейшего развития как части общества.

Несомненным препятствием к формированию положительных детских взаимоотношений считается недостаточное развитие коммуникативных умений и навыков. Маленький ребёнок ещё неспособен оценивать свои чувства и поступки других, что негативно сказывается на его восприятии себя и своей роли в социуме. Уже с первых месяцев жизни младенцы выражают удовольствие при виде сверстника и, оказавшись рядом, некоторое время могут разглядывать друг друга. Дети постарше с интересом исследуют детали одежды другого малыша. Но контакты младенцев, как правило, случайны, происходят спонтанно и не имеют социальной направленности. Так, например, возникновение интереса к сверстнику у ребёнка полутора-двух лет и его попытки найти с ним контакт часто заканчивается неудачей. Существует проблема, которая тревожит взрослых: ребёнок не хочет делиться своими игрушками, сладостями с другими, часто может толкнуть, дёрнуть, ударить.

Да и сам малыш часто становится «жертвой» негативных действий со стороны других детей, у него забирают игрушки, обсыпают песком. Малыши второго года жизни охотно рассматривают фотографии, картинки в книжках с изображениями сверстников, наблюдают за действиями других детей, подражают им, стараются обратить на себя внимание. Опыт работы с детьми позволяет утверждать, что самые ранние контакты возможны, но они ещё неустойчивы и без влияния взрослого быстро распадаются. Дружба между детьми является уникальным явлением, где проявляются важнейшие качества человека, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии. Отношения в детстве неустойчивы, подчинены часто сменяющемуся эмоциональному состоянию, а взрослые могут повлиять на характер и уровень их протекания на всех стадиях взросления. В дошкольном возрасте огромную роль отводят игре, так как она является основным видом деятельности в этот период. Игра учит ребёнка познавать мир, получать новые впечатления. В игре детей объединяет общая цель и те усилия, которые они прикладывают для ее достижения, тем самым они разделяют общие интересы и переживания между собой. Как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, игровая деятельность развивает умственные и физические способности детей, такие как воображение, память, внимание, дисциплинированность, выдержка, ловкость рук, творчество, умение манипулировать игрушками и предметами-заместителями. В игре дети приобретают социальный опыт, соответствующий своему возрасту. Поэтому взаимодействие малышей надо специально организовывать. Игровая ситуация, побуждает ребёнка к проявлению инициативы, расширяет воображение и способствует разрешению конфликтных ситуаций и налаживанию отношений между детьми. Для разрешения детского конфликта подбираются специально разработанные игры, чтобы с помощью взрослого дети могли установить позитивные контакты со сверстниками. Успешнее всего общение происходит между двумя детьми. Даже в коллективе, в детском саду, важно помочь ребёнку «обрести» друга. Попробуйте устроить игру так, чтобы интерес малыша к сверстнику привёл к позитивным результатам, а музыка поможет вам в этом. Предлагаемые музыкальные игры позволяют сформировать у малыша доброжелательный интерес к сверстнику, эмоционально-положительные действия будут способствовать развитию умения играть рядом и вместе с другими детьми. Кроме того, они окажут положительное влияние на развитие внимания, памяти, произвольности; смогут стимулировать двигательную и певческую активность.

Игра «Качели»

Малыши стоят лицом друг к другу и, взявшись заоберуки, покачиваются из стороны в сторону, перенося вес теласоднойноги на другую, подпевая взрослым: Ой-да, ой-да, на качели сели. Ой-да, ой-да, песенку запели. А потом ещё раз быстро раскачались. Все у нас, все у нас весело смеялись. Взрослый помогает детям, обхватив кисти ручекмалышейсвоими руками, задавая ритм, темп и направление движений. Детям будет легче и веселее играть вместе, если каждыймалышпопробует поиграть в эту игру сначала с взрослым, азатемужесо сверстником. Хвалите детей, делая акцент на том, чтоонииграют вместе, напоминайте, чтобы они смотрелидругдругувглазки и не расцепляли ручек.

Игра «Подружись»

Взрослый предлагает малышам показать, как онидружат, любят друг друга. Дети стоят напротив и под пениевзрослогогладят друг друга по головке: Дети берутся за руки и не спеша передвигаются покомнате: Песня кончилась, малыши обнимаются. Взрослыйследитзатем, чтобы дети бережно, ласково гладили друг друга. Еслималышстесняется гладить сверстника, помогите ему: действуйтерукойребёнка, обхватив её в запястье.

«Веселая гусеница»

(реквизит: воздушные шарики на каждую команду, из расчета – на 1 меньше количества человек в команде).

Участники команды встают в шеренгу, закрепляют между собой по одному надутому воздушному шарику. Задание: размахивая руками, пройти из пунктаА в пункт Б, не потерять шарики, при этом можно петь любую веселую песню хором.

«Тачка»

Команды делят игроков на пары. Один из участников пары должен лечь на землю, а другой взять его за ноги (получается своеобразная тачка). После этого пары передвигаются к старту: первый игрок на руках, а другой обычным шагом, но держа своего партнера за ноги.

Пары обеих команд выстраиваются перед стартовой линией шеренгой и, по сигналу судьи, бегут к финишу. Побеждает команда, которая первая собирается у финиша в полном составе.

«Обруч»

Все должны встать в круг и сцепиться за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками нескольких участников. По сигналу начинают пролезать в обруч, не расцепляя рук.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 38 (400) выйдет
17 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год