Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой направленности «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Занятия с детьми
Автор: Молчанова Ирина Александровна   
06.05.2022 10:33

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой направленности «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»Дополнительная общеразвивающая программа кружковой направленности «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 46 «Жемчужина» г. Южно-Сахалинска

Автор разработки: старший воспитатель МАДОУ № 46 «Жемчужина» И.А. Молчанова

1. Целевой раздел

1. 1.Пояснительная записка

Программа дополнительных образонательных услуг «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» составлен с учетом ФГОС дошкольного образования и разработан на основе; программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы. Программа реализуется на базе МАДОУ 46 «Жемчужина», в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.

Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых; компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

 

Скачать конспект

Актуальность программы

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета, Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно расту щем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности — умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.

Логическое мышление — это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Направленность

Содержание программы направлено на овладение детьми 5-6 лет важнейшего навыка логического мышления — способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Нормативно-правовую основу Программы составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «ОбобразованиивРоссийской Федерации»
  • Распоряжение правительства Российской Федерации от 04. 09. 2014 № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11. 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее-Порядок)
  • Приказ Минтруда Российской Федерации от 05. 05. 2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

От 28. 09. 2020 г.№: 26 Об утверждении СанПиН2. 4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерацииот18. 11. 2015№09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от11. 12. 2006№061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 03. 2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациям и по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).

Настоящая Программа описывает курс подготовки по кружковой деятельности детей от 5 до 6 лет, разработанного на основе обязательного минимума содержания но данному разделу для ДОО с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце программы.

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» представлено различными формами организации познавательной деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к программному материалу, развивают внимание, память., логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Особенности развитии детей старшего Дошкольного возраста

Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность, действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 5 до 6 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В среднем дошкольном возрасте! интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить, уже 5- 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.

Исходя из этих особенностей принцип личностно-ориентированного подхода Г.А. Цукермана, Ш.А. Амонапшили, очень важен при выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур — класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось, понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры (Тихомирова Л.Ф)

Программа кружка в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей старшего возраста развитию логического мышления, курс рассчитан на 1 год. Состав кружка «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» формируется с учётом желания детей и родителей. Количество детей в группе —

Формы и приемы организации образовательного процесса

Основной формой организации обучения организованная образовательная деятель^ соответствии с программой «Логика для д

Формы организации деятельности: 1.Фронтальная

Образовательная деятельность проводится со всей группой детей, внутри которой каждый выполняет задание самостоятельно.

1. Групповая

Совместное выполнение задания несколькими детьми.

2. Смешанная

Сначала дети выполняют задание все вместе, а затем по частям (парами, тройками, звеньями).

Для качественного развития логического мышления предусмотрено: Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие элементарных логических представлений представлены в программе в их содержательном единстве.

Среди методов используются такие как:: беседа, объяснение, игра, выставки, праздники; а также групповые, комбинированные, парные, чисто практические занятия.

К самостоятельным относятся также прохождения каждого блока и в конце года.

В начале каждого загатия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их; обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике: интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины, когда педагог вместе с общающимися выполняет логические задания, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказыв «ая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в формировании наглядно — образного логического мышления.

Применяются такие методы как фонет: печатным материалом, чистоговорки, яз синтез предметов, пальчиковая гимнас материалом, работа с рабочими тетрадям для детей 4-6 лет» и «Солнечные ступеньки».

Технология ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку длянахождениянаилучшегорешенияпоставленнойзадачииливсоздав шейсяситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы:

  • конкурс детских построек на базе дошкольных групп
  • совместная проектная деятельность детей и родителей
  • совместная проектная деятельность детей и воспитателей.

Данная программа направлена на:

  • помощь детям в индивидуальном развитии
  • мотивацию к познанию и творчеству
  • к стимулированию творческой активности
  • развитию способностей к самообразованию
  • приобщение к общечеловеческим ценностям
  • организацию детей в совместной деятельности с педагогом

Основные формы и методы образовательной деятельности:

Основная форма работы-образовательная деятельность в игровой форме;

Формы контроля освоения дополнительной образовательной программы:

  1. Текущий контроль (на протяжении всего года).
  2. Итоговая диагностика (по окончании курса обучения)
  3. Открытые занятия, тля педагогов МАДОУ № 46.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год