Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Применение кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Занятия с детьми
Автор: Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна   
27.03.2022 05:10

Применение кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с ОВЗПрименение кинезиологических упражнений и биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.Ж. Руссо

Здоровье человека – это один из приоритетов политики государства, который основывается на принципах гуманистического характера. Одной из актуальных задач образования является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

 

Формирование культуры здорового образа жизни необходимо начинать с раннего детства, так как это является ведущим фактором, позволяющим полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность. Современный педагог владеет психолого-педагогическими технологиями, позволяющими работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников, а способствовать его укреплению, через применение здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех технологий по степени влияния на здоровье детей.

Родоначальником понятия «здоровьесберегающие технологии» является Никита Константинович Смирнов и включает все направления работы педагогов по сохранению, формированию и укреплению здоровья воспитанников.

Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей детей, индивидуальности их развития, учет интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Нарушения речи у детей могут быть связаны не только биологическими, но и социально-психологическими факторами, обусловленными психической депривацией. Поэтому преодоление речевых нарушений необходимо проводить с позиции психолого-педагогического подхода.

Приоритетными задачами в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога являются содействие становлению и развитию личностных качеств, эмоционально-волевых особенностей детей, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей.

Необходимое условие для реализации этих задач – формирование и совершенствование речи воспитанников в различных ее формах, используя разнообразные методы и приёмы.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов (пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика и т.д.) выявил возможность и необходимость использования в коррекции речевой патологии у детей способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, таких как

биоэнергопластика и кинезиология,

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координаций движений, и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие — слуховой информации, постановку целей и построение программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Через кинезиологические упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, то есть помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью.

Для поддержания интереса к упражнениям в свою работу включаем кинезиологические сказки.

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок). Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»). В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны). И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упражнения «Кошка» левой рукой со словами).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упражнения «Кошка» в быстром темпе).

Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом (выполнение упражнения «Кошка» с одновременной сменой позиции.

И тут Снежок нашел на траве кольцо (упражнение «Кольцо»

поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять (Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).

И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упражнение «Кошка»).

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упражнение «Ладушки-оладушки» правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).

Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упражнение «Лезгинка» положение правой и левой: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить рук; ускоряя скорость).

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упражнение «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упражнение «Кошка»).

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды

(упражнение «Звездочки» правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома, уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

Использование кинезиологических сказок и упражнений развивает не только межполушарные связи, но и оказывает положительный эффект: улучшает память, внимание, речь, снижает утомляемость, активизируют познавательные процессы.

Еще одним методом здоровьесберегающих технологий является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти с включением упражнений на развитие силы голоса и выдоха.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны и раскрепощены, позволяют активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это активизирует интеллектуальную деятельность воспитанников, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес воспитанников, поддерживает положительный эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия. Мотивацией к выполнению упражнений служит различная атрибутика (красная рукавичка, перчатки с изображением героев, игрушки — говорушки).

Выполнение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики способствует более быстрому достижению положительных результатов в развитии артикуляционной, мелкой, общей моторики.

Эффективность использования данных видов здоровьесберегающей деятельности состоит в том, что они:

  • повышают работоспособность ребенка,
  • активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность в процессе обучения,
  • благотворно воздействуют на психику воспитанника, на его физическое и психическое здоровье.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год