Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Игры с правилами в дошкольном возрасте
Занятия с детьми
Автор: Голубцова Марина Анатольевна   
18.02.2020 23:37

Игры с правилами в дошкольном возрастеИгры с правилами в дошкольном возрасте

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Н. К. Крупская

С точки зрения ребенка, игра — это получение максимального удовольствия от жизни.

С точки зрения специалиста, игра- это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться.

С точки зрения родителей, игра -это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.

В чем воспитательная ценность игр с правилами?

В исследовании Е. Е. Кравцовой (1996) определено, что игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми. Такие игры способствуют становлению нормативной регуляции поведения – контролю выполнения правил, стремлению к успеху в достижении результата, способности «пережить неудачу» и принять успех сверстника (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, 1999).

 

В исследовании А. В. Третьяк (2006) доказано, что в играх с правилами происходит развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которое характеризуется эмоционально-положительной направленностью, самостоятельностью организации в соответствии с правилами игры и нормами общения, творческой активностью.

Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером), то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.

Почему детям важно научиться играть в игры с правилами?

В чем особенность игр с правилами?

Сущность данного вида игр составляет наличие открытых правил, состязательных отношений между играющими и результата – выигрыша.

В самостоятельной деятельности детей игра с правилами появляется к старшему дошкольному возрасту, но основа для нее закладывается гораздо раньше.

В образовательном процессе детского сада используются следующие игры с правилами:

Настольные

Подвижные

Игры-состязания

Командные (коллективные)

Типы игр с правилами

игры с правилами «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото, гусёк);

игры с правилами, основанные на умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты);

игры с правилами, основанные на физической компетентности ребенка (например, подвижные игры соревновательного типа);

Какие существуют виды правил?

  • Нормативные правила (или нормативные способы регуляции совместной деятельности, реализующие моральный принцип справедливости «играть надо честно») – формы жребия, очередность.
  • Собственно игровые правила (конкретные предписания, определяющие действия участников в каждой игре — регламент действий участников).
  • Правила установления выигрыша — определения победителя, которые позволяют зафиксировать первенство одного из играющих ( «Тот, кто раньше всех…тот выигрывает», «Кто больше всех…, тот выигрывает»).

Структура игры

 Выбор игры (выбор воспитателя, по желанию детей)

 Сбор детей на игру (по условному сигналу, с помощью «зазывалок», с помощью посыльных)

 Обсуждение правил игры

Установка на выигрыш (постановка задачи)

Распределение функций между участниками (очередность, жеребьевка, считалка)

 Игровой цикл (ход игры)

 Завершение цикла игры, определение выигравшего;

 Переход к новому игровому циклу.

Общая схема процесса развертывания игры с правилами

  • Играющие занимают paвные исходные позиции, то есть функционaльные места в игрe распределяются с paвной для всех вoзможностью.
  • Развopaчивается игровой цикл, то есть реализуются конкретные дeйствия, предполагаемые игpoй.
  • Завершается цикл опpeделением выигравшего.
  • Для повторения игрового цикла внoвь определяются исхoдные пoзиции играющих.

Распределение функций между участниками

Виды жеребьёвок:

Метка

Палка

На кулачках

С предметом (-ами)

Виды считалок:

  • Считалки – жеребьёвки, с выбором (деление на пары или команды);
  • Заумные считалки;
  • Считалки-числовки;
  • Считалки-заменки (замена последней строчки);

Этапы формирования игры с правилами

1. этап: начальный этап, осваиваемый ребёнком в младшем

дошкольном возрасте — реализация поочерёдного взаимодействия со сверстником, например, катание машинки друг другу. Средством формирования на этом этапе является образец, продемонстрированный взрослыми. На этом этапе ребёнок добровольно подражает образцу, ему предложенному, и в этом заключается соблюдение правила.

2. этап: освоение детьми специфической характеристики игры с правилами-установки на выигрыш. Средством формирования на этом этапе служит совместная игра взрослого с детьми, включающая уже полную схему игры с правилами. Играя с детьми, взрослый отчётливо выделяет для детей принципиально важные моменты построения игры: реализация цикла, фиксация выигрыша, переход

к следующему циклу и т. д.

3. этап: создание условий для придумывания детьми правил

самостоятельно, и соглашения относительно их соблюдения, с сохранением при этом всех специфических черт игр с правилами (выигрыш, цикличность и т. д.).

Становление совместных игровых действий по правилу у детей 2,5 – 4 лет.

Задачи формирования игры:

- формировать общие схемы взаимодействия, умение произвольнодействовать по 1-2 простым правилам.

Стратегия поведения взрослого:

-втягивать детей в игру выступая заинтересованным участником, задающим образец действий и одновременно ведущим игру, подающим сигнал к действию.

Тип игры с правилами:

  • простые подвижные игры с действиями по правилу (сигналу)

игры с поочерёдными простыми результативными действиями с игровым предметом.

Эффективная тактика формирования игры с правилами

в работе с детьми 2,5 — 4 лет:

  • включать в игру 1-2 детей или небольшие подгруппы (по желанию)
  • занимать в игре позицию участника, проявляющего интерес к игровым действиям и их результатам
  • использовать эмоциональные образцы игрового взаимодействия взрослых или старших детей

усиливающие привлекательность игры для ребёнка.

Неподходящая тактика-

- включать всех детей группы во фронтальную игру как в

обязательное занятие;

  • занимать отстранённую позицию организатора и контролёра за действиями детей

- использовать только вербальные объяснения правил игры без демонстрации игрового поведения.

Освоение общей схемы игры с правилами детьми 4 – 5 лет.

Задачи формирования игры:

-формировать представление о выигрыше, установку на него, умение использовать правила определения выигрыша, умение взаимно контролировать соблюдение правил в игре.

Стратегия поведения взрослого:

- выступать заинтересованным участником игры, равноправным партнером демонстрируя стремление к выигрышу, задавая образец контроля за соблюдением правил.

Тип игры с правилами:

- настольные игры на удачу, максимально освобождённые от

сюжетного контекста (лото, «гусёк»);

- игры с результативными действиями на ловкость с элементами удачи, где легко сопоставляются результаты участников для определения выигрыша.

Эффективная тактика формирования игры с правилами

с детьми 4,5 — 5,5 лет:

  • участвовать в игре, занимая позицию заинтересованного партнёра
  • для формирования установки на выигрыш втягивать детей в совместную деятельность, используя игры на удачу
  • в используемых играх сводить к минимуму сюжетный контекст (сюжетное поле для «гуська», сюжетные картинки в лото), который уводит детей в сюжетную игру и затушёвывает специфические особенности игры с правилами

- в каждой новой игре специально подчёркивать правила

установления выигрыша, акцентировать момент определения результата (кто выиграл, кто проиграл) в каждом коне игры;

  • включаясь в игру, играть с детьми несколько конов подряд, чтобы дети могли усвоить правила перехода от одного цикла к другому с перераспределением функций, а также, чтобы большинство участников побывали в позиции как выигравшего, так и проигравшего и никто не чувствовал себя ущемлённым

-в игре с детьми использовать при перераспределении функций между циклами главным образом правило: «Кто выиграл, тот... (ходит первым, становится ведущим и т. п.)», подчёркивая тем самым значимость выигрыша для дальнейшей игры, используя его как внутренне присущую игре с правилами награду победителю, дающую ему преимущественные права в следующем коне.

Неподходящая тактика:

- занимать позицию лишь организатора игры, предоставляя

детям лишь игровой материал;

- вводить представление о выигрыше, используя сразу

смешанные типы игры с правилами, требующие физической

и умственной компетенции;

  • стараться усилить привлекательность игры с правилами для детей не за счёт её самой, а за счёт обрамляющего её сюжета
  • в новых играх останавливать внимание детей на конкретных правилах действия, требовать их соблюдения без выделения правил определения и момента выигрыша
  • прекращать совместную игру с детьми после первого кона

считая это достаточным и предоставляя их самим себе;

- в ходе перераспределения функций при переходе от одного

цикла игры к последующему предлагать детям только правило очерёдности ( «Все будут ведущими по очереди» или «Сейчас Петя ходит первым, а в следующий раз Маша будет первой» и т. п.), снижая тем самым установку на выигрыш и его ценность для детей.

Пути усложнения игры с правилами у детей 5 – 7 лет.

На 6 г.ж. у детей повышается значимость выигрыша, формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Взрослый, участвуя в игре, демонстрирует детям, как можно изменять игровые правила. Необходимость в изменении правил появляется тогда, когда в наборе для настольной игры отсутствует один из необходимых элементов (например, кубика, при помощи которого определяется количество шагов фишки в играх гусёк). Для стимулирования правилотворчества детям может быть предложен новый незнакомый материал, при этом воспитатель занимает позицию «незнающего правил». Эффективным средством является объединение в одном наборе элементов разных игр (например, карточек от лото и кубика от игры гусёк). Придуманные детьми правила являются более ценными для них, чем готовые правила, усиливают взаимный контроль их соблюдения.

В любом возрасте детям должен быть предоставлен материал и время для самостоятельных игр с правилами без непосредственного участия взрослого. Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них, возможности взаимодействовать со сверстниками и организовать свой досуг.

В процессе создания новых игр существуют средства:

  • полифункциональный игровой материал, стимулирующий творческую активность детей (отсутствие существенного элемента в игре);
  • Внесение незнакомого игрового материала;
  • Разнообразить правила действия с дидактическими целями (ход в игре по сумме двух бросков кубика, удваивать сумму выпавших очков, сокращение сроков выполнения действий);
  • Усложнение правила игры за счет внесения в них «запретов»

Использовать в игре с правилами новые формы организации ее участников;

  • Вводить в уже известную игру элементы творческой активности (усложнять придуманными детьми новыми правилами).
  • Стимулирование развития «правилотворчества» и создание игр «с нуля».

Систематическая работа по формированию игры с правилами, не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становятся особенно важными, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой – проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.

Литература:

1. МихайленкоН. Я., КоротковаН. А «Игры с правилами в дошкольном возрасте»

Академический Проект Москва 2002г

2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Марковой Т.А. — М.: Просвещение, 1982. -128с.

3. Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» — СПб.: Издательство «Союз», 2002. -336 с.

4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. -192 с.

5. Калинченко, А. В., Микляева, Ю. В., Сидоренко, В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.

6. Скоролупова, О. А., Логинова, Л. В. ИГРАЕМ?. ИГРАЕМ! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий», 2006. – 110 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год