Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дидактические игры для детей дошкольного возраста, теория и практика использования
Занятия с детьми
Автор: Ушакова Екатерина Борисовна   
16.11.2018 18:36

Дидактические игры для детей дошкольного возраста, теория и практика использованияДидактические игры для детей дошкольного возраста, теория и практика использования

Автор:

Ушакова Екатерина Борисовна. Воспитатель. ГБДОУ детский сад № 90 Красносельского района г Санкт-Петербурга

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая и проживая ситуации из жизни, готовясь ко встрече с реальным миром людей, с отношениями в нём, желая занять своё место в этом мире.

 

Скачать конспект

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых, — самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия;

4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра — это игра только для ребёнка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дид. игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дид. игры
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение кол-ва играющих
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями.

Проведение дидиктических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры
  • объяснение хода и правил игры
  • показ игровых действий,
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и,значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

"Дидактические игры детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра «Звуки-буквы»

Задачи:

-способствовать развитию звуко — буквенного анализа; развитию фонематического слуха.

  • Закреплять знания о гласных звуках и буквах
  • Формировать умение соотносить звук и букву.
  • Закреплять умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в слове.

Материал: большие карточки – схема слова, маленькие карточки красного (гласные звуки, зеленого (мягкий согласный) и синего цвета (твердый звук).

Ход игры: детям раздаются большие и маленькие карточки. Воспитатель произносит слово. Дети определяют где в слове находится нужный звук, какой он (гласный –согласный (твердый- мягкий)) и определяют место звука в схеме слова на большой карточке.

Дидактическое пособие. Панно «Звуки-буквы».

Задачи:

  1. Формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка
  2. Обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, его основных качественных характеристик.
  3. Продолжать работу по определению позиции контрольного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
  4. Формировать умение делить слова на слоги.

Данное дидактическое пособие может использоваться как на занятии, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Дидактическая игра «Умные машинки».

Цель: повысить эффективность педагогического процесса; способствовать развитию памяти, логического мышления у детей.

Задачи:

  • закреплять знания о составе изученных чисел
  • формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).

Оборудование: карточки с цифрами-колесами; карточки с машинками Ход игры: дети берут карточку-машинку, далее они подбирают колеса, которые показывают нужный состав числа.

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду., М., Просвещение, 1991.
  2. Венгер Л.А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка", М., Просвещение, 1988г.
  3. Голецыова О. "Игры в детском саду", М., 1966г.
  4. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах Верховкина М., ред.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год