Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Эвристическая деятельность детей младшего дошкольного возраста»
Занятия с детьми
Автор: Барабаш Анастасия Александровна   
14.11.2018 10:48

«Эвристическая деятельность детей младшего дошкольного возраста»«Эвристическая деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Барабаш Анастасия Александровна Воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад 14 «Весёлые звоночки» г. Озёры Московская область.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос:

«Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?

Какие знания ему дать в дорогу?»

Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире — важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем — это его естественное состояние.

 

С утверждением ФГОС познавательно – исследовательская деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей
  • склонен наблюдать, экспериментировать
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Одним из приоритетов работы нашего детского сада является — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Цели и задачи основных нормативных документов, запросы современного общества подтолкнули меня на поиски новых инновационных форм и методов, позволяющих открыть новые широкие возможности для развития познавательной активности дошкольников.

Изучив и проанализировав большой пласт научно – методической литературы, я воскликнула как Архимед: ооооо ЭВРИКА!!!, когда открыла для себя одну из форм развивающих технологий «Эвристическая деятельность дошкольников».

Эвристическая деятельность дошкольника – творческая деятельность, в большей или меньшей степени организованная педагогом, в которой ребенок выступает в роли исследователя окружающего мира, направленная на достижение личностных новообразований (знаний, чувств, способностей, опыта – актуально для младшего и среднего дошкольного возраста) и создание им материализованных продуктов (гипотез, суждений, рисунков, макетов, поделок и тд — актуально для старшего дошкольного возраста). (А. В. Хуторской)

Набрав малышей в возрасте от 1, 5 до двух лет передо мной встала задача: адаптация каждого ребенка должна стать успешной и наименее тяжелой.

Как этого достичь?

Конечно же через игру. Эвристическую игру – открывающую игру!

Девиз эвристической игры: КТО ИГРАЕТ, ТОТ УЧИТСЯ.

эвристическая игра для малышей – это:

  • процесс самопознания и изучения
  • развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации
  • поддержание детского любопытства и внимания в течение длительного периода времени.

Эвристическая игра дает детям (до 3-х лет) возможность свободно играть с бытовыми и природными объектами в контролируемой среде. Ключевой компонент эвристической игры – то, что главным является ребенок, а взрослые лишь оказывают ему поддержку, напрямую не вмешиваясь в происходящее.

Я разработала и внедрила в практику работы с малышами 8 эвристических игр, которые разделены по блокам: открытия каждый день или подражаем взрослым (Дамская сумка, «Взрослая» работа, Накрываем стол для друзей, уборка, Каляки — маляки); исследуем мир вещей (Корзинка сокровищ, Опыт на подносе, Волшебные бутылки, Исследование звуков)

Мною разработаны 4 основных правила для успешного проведения эвристической игры:

  1. Эвристические игры предлагаются ребенку в такие режимные моменты как: приход ребенка в детский сад (7. 30 – 8.00); постепенный уход детей домой (17. 00 – 17. 30), на прогулке. Количество играющих детей не должно превышать 10 человек.
  2. Перед началом игры материал распределяется на несколько зон для игр.
  3. Используется бОльшая часть игровой комнаты.
  4. Нет никакого повода руководить детьми в игре, необходимо правильно ее сопровождать: воспитатель не доминирует, а служит живым примером как и что можно сделать с помощью вещей и материалов. Игра начинается так: дети смотрят на идею, действия других и подражают им, что бы потом на основе этого развивать свои собственные идеи.
  5. Эвристические игры предлагаются детям не сразу, а постепенно. В течение года игры дополняются новыми предметами и материалами, неизвестные детям, которые в последствии вызывают острый интерес к игре и служат придумыванию новых сюжетных линий постороения игры

Конечно, внедрение эвристических игр детей повлекло за собой создание развивающей предметно – пространственной среды:

Наша новая предметно – пространственная среда подчиняется следующим требованиям:

  • она безопасна (к этому мы вернемся чуть позже)
  • содержит как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию
  • удовлетворяет потребность ребенка в новизне, неисчерпаема, информативна
  • она комфортна для ребенка и взрослого (трансформируема, доступна, полифункциональна).

Материалы для эвристической игры следующие:

Для осязания: вещи с гладкой и шероховатой поверхностью, различным весом, понятной и простой формы, или бесформенные.

Для слуха: вещи, которые звенят, бренчат. А так же те, которые громыхают, трещат, дребезжат.

Для зрения: вещи различных цветов, форм, яркости.

Предлагаю использовать…

Природные материалы: шишки, большие перья, большая галька, бутылочные пробки, большие каштаны, мячики из шерсти и т.д.

Предметы из дерева: маленькие ящики, деревянные цилиндры, различные трещетки, кольца для салфеток, кубики, короткие деревянные бруски, кастаньеты, катушки, деревянные ложки, крупные деревянные бусинки и т.д.

Щетки: маленькая обувная щетка, малярная щетка и т.д.

Предметы из металла: маленькая сбивалка, связка колокольчиков, крышки для банок, маленькие воронки,, чайное ситечко, сигнальный свисток, металлические банки и т.д.

Предметы из различных материалов: шерстяной мячик, маленький плюшевый мишка, резиновая трубка, кожаный кошелек, маленькая матерчатая кукла, маленькая кожаная сумка с застежкой молнией, резиновый мячик, хлопковая лента, маленький блокнот, маленькая картонная коробка и т.д.

Безопасность: повседневные материалы для эвристических игр, разумеется, не изготовлены специально для детей. Поэтому материалы могут использоваться только под усиленным контролем взрослого.

«Корзина сокровищ» – это основная и одна из первых эвристическаих игр для детей до 3 — х лет. Расскажу о ней подробнее.

Заполненная безопасными домашними предметами (например, прищепка, деревянная ложка, фонарик, пластмассовый стаканчик) корзина предлагается ребенку, когда дети приходят в детский сад. Дети вынимают предметы, чтобы исследовать их, в то время как взрослый сидит рядом, чтобы обеспечить комфорт и безопасность или помочь по мере необходимости.

Как только малыш познакомился с предметами, он начинает интересоваться тем, что можно с ними сделать. Детьми движет естественное любопытство и желание взаимодействовать с предметами. Эвристическая игра позволяет детям понять, как работают те или иные вещи

Остальные игр описаны в картотеке разработанных эвристических игр, она имеет вид книжки — Гулливера. Это своего рода небольшое пособие для меня, а также обмен опытом с моими коллегами – педагогами, в книге представлено описание игр, а рядом расположены фотографии, которые являются иллюстрациями нашей деятельности с детьми.

Для родителей (а они являются активными участниками в реализации данного опыта работы) на одном из родительских собраний я презентовала пособие для родителей книжку – Лиллипут, на развороте могут познакомиться с играми, оставить свои комментарии, предложения, впечатления, рисунки, и т.д.

Такая форма работы с родителями оказалась, как показывает практика, очень интересной как для самих родителей, так и для меня, как воспитателя. Родители с энтузиазмом включились в эту работу и предлагали свои идеи, новые компоненты для игр, делились своими впечатлениями, спрашивали совета и т.д.

Эвристическая деятельность меня захватила и увлекла, впереди интересная работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и конечно же я буду продолжать работать в этом направлении.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год