Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогическая статья «Создание в группе ситуации выбора детьми самостоятельной деятельности»
Занятия с детьми
Автор: Козлова Елена Николаевна   
30.05.2018 12:53

Педагогическая статья «Создание в группе ситуации выбора детьми самостоятельной деятельности»Педагогическая статья «Создание в группе ситуации выбора детьми самостоятельной деятельности»

В психолого-педагогических исследованиях авторы рассматривают выбор как форму проявления детской субъектности, которая ориентирована на потребность ребенка быть свободным. Процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.

В соответствии c ФГОС ДО один из принципов дошкольного образования ориентирует педагогов на «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (п. 1. 4. 2 ФГОС ДО).

 

Скачать конспект

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» неоднократно упоминается необходимость предоставления дошкольникам разнообразных выборов: игровых материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Существует большое количество вариантов организации выбора, которые можно использовать применительно к детям дошкольного возраста.

«Экран выбора» — один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей.

Предлагаем свой вариант модели экрана выбора деятельности и участников-партнеров для совместных дел в средней группе под названием «Я хочу». Основная цель данного пособия — научить ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор ребенком тех дел, которыми он будут заниматься.

Во время Утреннего сбора и в течение дня детям предоставляется возможность выбора Центров активности и участников совместной деятельности в них.

На «Экране выбора» с помощью знаков-символов ребенок отражает свое желание, свой выбор, свои планы на день, которые, по его мнению, являются важными.

«Экран выбора» представляет звездное небо. Звезда – это ребенок. В центре звезды находится кармашек для фотографии ребенка. Дети сами выбирают вид деятельности в течение одного дня, в разное время суток (утром (в группе), днем (на участке группы (на прогулке), вечером (в группе или на участке)) — вставляют карточку в соответствующий кармашек. Каждый лучик звезды имеет свое обозначение:

Первый лучик – это «Утро» со знаком-символом

и с кармашками, куда ребенок вставляет картинку с символом, обозначающим выбранный им центр, где ему было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью в утренний отрезок времени.

Второй лучик – это «День» с таким обозначением

и с кармашками для вставки знака-символа, обозначающего выбранный ребенком центр активности в дневное время.

Третий лучик – это «Вечер» со знаком

и с кармашками для обозначения детьми центров в вечернее время суток.

Четвертый и пятый лучики – это кармашки для фотографий детей с кем бы хотел играть ребенок в центрах активности. Это «Мои друзья». Таким образом, ребенок выбирает своего партнера для совместной деятельности.

Для обозначения центров активности используем следующие знаки-символы:

  • Центр ряжения
  • «Центр музыки»
  • «Центр занимательной математики»
  • «Центр сюжетно-ролевых игр»
  • «Центр безопасности»
  • «Центр дежурства»
  • «Центр экспериментирования» или «Лаборатория»
  • «Центр социально-эмоционального развития»
  • «Центр природы»
  • «Центр двигательной активности»
  • «Центр конструирования»
  • «Центр патриотического воспитания»«Моя родина»
  • «Центр книги»
  • «Уголок уединения» или центр отдыха
  • «Центр творчества»
  • «Игротека»

Перед тем, как начать работу с экраном выбора «Я хочу» воспитатель во время утреннего группового сбора приглашает детей сесть в кружок, чтобы выбрать им центр и партнера по деятельности, задавая такие вопросы: «Во что ты сегодня (утром, днем, вечером) хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»

Использование экрана выбора помогает:

  • педагогам:
  • выявить предпочтения, интересы детей, их увлечения к разным видам деятельности
  • организовывать самостоятельную деятельность детей, учитывая их интересы и обогащая центры соответствующими пособиями, материалами и игрушками, внося соответствующие изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы
  • планировать образовательную деятельность с детьми, поддерживая детскую инициативу
  • детям:
  • правильно делать самостоятельный и осознанный выбор
  • не конфликтовать, не ссориться, а договариваться, уступать друг другу
  • чувствовать себя комфортно среди сверстников.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (141) выйдет
31 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год