Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогическая статья «Создание в группе ситуации выбора детьми самостоятельной деятельности»
Занятия с детьми
Автор: Козлова Елена Николаевна   
30.05.2018 12:53

Педагогическая статья «Создание в группе ситуации выбора детьми самостоятельной деятельности»Педагогическая статья «Создание в группе ситуации выбора детьми самостоятельной деятельности»

В психолого-педагогических исследованиях авторы рассматривают выбор как форму проявления детской субъектности, которая ориентирована на потребность ребенка быть свободным. Процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.

В соответствии c ФГОС ДО один из принципов дошкольного образования ориентирует педагогов на «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (п. 1. 4. 2 ФГОС ДО).

 

Скачать конспект

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» неоднократно упоминается необходимость предоставления дошкольникам разнообразных выборов: игровых материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Существует большое количество вариантов организации выбора, которые можно использовать применительно к детям дошкольного возраста.

«Экран выбора» — один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей.

Предлагаем свой вариант модели экрана выбора деятельности и участников-партнеров для совместных дел в средней группе под названием «Я хочу». Основная цель данного пособия — научить ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор ребенком тех дел, которыми он будут заниматься.

Во время Утреннего сбора и в течение дня детям предоставляется возможность выбора Центров активности и участников совместной деятельности в них.

На «Экране выбора» с помощью знаков-символов ребенок отражает свое желание, свой выбор, свои планы на день, которые, по его мнению, являются важными.

«Экран выбора» представляет звездное небо. Звезда – это ребенок. В центре звезды находится кармашек для фотографии ребенка. Дети сами выбирают вид деятельности в течение одного дня, в разное время суток (утром (в группе), днем (на участке группы (на прогулке), вечером (в группе или на участке)) — вставляют карточку в соответствующий кармашек. Каждый лучик звезды имеет свое обозначение:

Первый лучик – это «Утро» со знаком-символом

и с кармашками, куда ребенок вставляет картинку с символом, обозначающим выбранный им центр, где ему было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью в утренний отрезок времени.

Второй лучик – это «День» с таким обозначением

и с кармашками для вставки знака-символа, обозначающего выбранный ребенком центр активности в дневное время.

Третий лучик – это «Вечер» со знаком

и с кармашками для обозначения детьми центров в вечернее время суток.

Четвертый и пятый лучики – это кармашки для фотографий детей с кем бы хотел играть ребенок в центрах активности. Это «Мои друзья». Таким образом, ребенок выбирает своего партнера для совместной деятельности.

Для обозначения центров активности используем следующие знаки-символы:

  • Центр ряжения
  • «Центр музыки»
  • «Центр занимательной математики»
  • «Центр сюжетно-ролевых игр»
  • «Центр безопасности»
  • «Центр дежурства»
  • «Центр экспериментирования» или «Лаборатория»
  • «Центр социально-эмоционального развития»
  • «Центр природы»
  • «Центр двигательной активности»
  • «Центр конструирования»
  • «Центр патриотического воспитания»«Моя родина»
  • «Центр книги»
  • «Уголок уединения» или центр отдыха
  • «Центр творчества»
  • «Игротека»

Перед тем, как начать работу с экраном выбора «Я хочу» воспитатель во время утреннего группового сбора приглашает детей сесть в кружок, чтобы выбрать им центр и партнера по деятельности, задавая такие вопросы: «Во что ты сегодня (утром, днем, вечером) хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»

Использование экрана выбора помогает:

  • педагогам:
  • выявить предпочтения, интересы детей, их увлечения к разным видам деятельности
  • организовывать самостоятельную деятельность детей, учитывая их интересы и обогащая центры соответствующими пособиями, материалами и игрушками, внося соответствующие изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы
  • планировать образовательную деятельность с детьми, поддерживая детскую инициативу
  • детям:
  • правильно делать самостоятельный и осознанный выбор
  • не конфликтовать, не ссориться, а договариваться, уступать друг другу
  • чувствовать себя комфортно среди сверстников.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год