| Сенсорное воспитание дошкольников |
| Воспитание | |
| Автор: Долгорукова Галина Викторовна | |
| 09.12.2025 17:53 | |
|
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е.И. Удальцевой, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, Е.И. Радиной и др. Однако, как отмечалось А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей. М. Монтессори предложила систему «сенсорной гимнастики», главная цель в ней учить различать детей цвета и оттенки, формы и величины, различать разные звуки (как гудит шмель, пищит комар, тикают часы, шуршат листья). А.П. Усова и К.П. Сакулина создали систему сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Одним из основных приемов сенсорного развития ребенка являются -развивающие игры. Развивающие или дидактические игры — это разновидность тематических занятий, которые выстроены в соответствии с принципами педагогики и являются средством самообразования. Иногда требуются подготовительные этапы для введения в курс занятия или получения теоретической базы, они помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений. Например, к характеристикам относится форма, цвет, размер, обьем, положение в пространстве, изменение со временем, тактильные свойства, запах, вкус и другое. Помимо развития всех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой моторики рук. Оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям. Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры доступно и в домашних условиях, так что занятия можно продолжать за пределами ДОУ. Например родители во время прогулки в парке могут закрепить цвета, формы, размеры и многое другое. Это отличная альтернатива скучной и неинтересной ходьбе по уже знакомым тропинкам. Такие беседы разнообразят досуг, обогатят словарный запас, вызовут интерес к диалогической речи. В своей работе я использую следующие виды дидактических игр: 1. Игры для сенсорного развития:
2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей Дидактическая игра дает возможность в процессе сенсорного воспитания развивать ребенка и эстетически: через использование в игре наблюдений, природного дидактического материала, картин, музыки ребенок учится удивляться, восхищаться совершенством красок, форм, звуков. А это в конечном итоге помогает нам развивать художественные, музыкальные, конструктивные способности детей. Большинство используемых в работе дидактических игр, были взяты из системы, предложенной Л. А. Венгер в своем пособии: «Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предметов». Например: Дидактическая игра «Воздушные шары» Дидактическая задача: способствовать формированию у детей цветовых представлений, побуждать детей соотносить цвета разнородных предметов. Игра рассчитана на первоначальное ознакомление детей с семью цветами спектра (задача запомнить названия перед детьми не ставится). Дидактическая игра «Мозаика. Цвета и формы». Дидактическая задача: Побуждать детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу (задача запомнить названия геометрических фигур перед детьми не ставится). Дидактическая игра «Матрешки или пасочки. Что там?». Дидактическая задача: способствовать закреплению умения устанавливать соотношение трех предметов по величине, использовать это умение при выполнения действий с предметами (составление матрешки). Дидактическая игра «Соберем овощи с грядки». Дидактическая задача: Совершенствовать восприятие формы предметов; упражнять детей узнавать, различать и называть знакомые овощи в цветном и контурном изображении. В своей практике я использовала много занятий, которые полностью состояли из дидактических игр (пример такого занятия см. в Приложении). Ожидаемым результатом своей работы я вижу ребенка, который умеет:
Результативность дидактических игр обеспечиваются специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения дидактических игр: Учет специфики овладения детьми сенсорных эталонов:
Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности — в действиях с предметами в игре, рисовании, пении, занятиях со строительным материалом и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ — фото). Наблюдения за детьми в процессе свободной деятельности, беседы с родителями позволят отследить, как дети используют полученные знания в повседневной жизни. Вывод Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в развитии воспитании дошкольников, дидактическая игра — наиболее приемлемый и эффективный способ передачи знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности. Подготовила статью воспитатель ГБДОУ ЛНР «АЯСКВ №7 «Солнышко» Долгорукова Галина Викторовна.
|



Сенсорное воспитание дошкольников










