| Информационно-педагогическая помощь семье дошкольника в воспитании ребенка |
| Воспитание | |
| Автор: Сумина Олимпиада Рысовна | |
| 26.11.2025 22:23 | |
|
Статья на тему дошкольное воспитание. Воспитатель: Картунова И.В. Современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по повышению и укреплению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть подростков удаляется от своих родителей. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат в среде педагогов и учащихся, самих учащихся, образовательного учреждения и семьи.
Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому образовательные учреждения должны быть ведущими и направляющими организациями по отношению к семье. Безусловно, детский сад и школа должны определять и направлять воспитательную политику. Семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнёр. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения семей, в которых воспитывается один ребёнок, увеличилось количество семей, где воспитанием занимается один родитель, 3% семей являются многодетными, 1% многодетных семей входит состав семей неполных. Профессиональный статус родителей свидетельствует о том, что 39 % всех родителей – рабочие, 26% — служащие, 4% — педагоги, 3% — работники МВД, 6% — врачи, медработники, увеличилось и количество домохозяек — 9%, большая часть, которых вынуждена, заниматься домашним хозяйством из-за сокращения кадров на предприятиях. Велика среди родителей доля временно не работающих — 1,3 %, пенсионеров и инвалидов — 0,2 %. Есть семьи, в которых временно не работают оба родителя. Низкий уровень доходов, отсутствие социальных перспектив, сокращение рабочих мест приводит к тому, что многие родители вынуждены искать работу в больших городах, чтобы каким-то образом содержать семью. Количественный показатель таких семей постоянно растёт. Отсутствие родителей и, даже при наличии родителей дома, нежелание их заниматься воспитанием детей в полной мере повышают вероятность совершения правонарушений подростками. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная информационно-педагогическая, просветительская помощь для решения задач родителей в области семейного воспитания. Задачи родителей в области семейного воспитания: Знать методику воспитания высоконравственной личности, здорового человека; иметь представление о правовой культуре, культуре безопасности жизнедеятельности; формировать целеустремлённость, готовность жить в обществе; владетьзнаниями в области психологии и физиологии ребенка на разных возрастных этапах его развития. Создавать в семье духовные условия для формирования личности ребёнка; подготовке к самовоспитанию и саморазвитию. Владеть педагогическими приёмами при девиантном (отклоняющемся от норм и правил поведения в обществе, семье) поведении ребенка; оказывать помощь в социализации личности; осуществлять воспитательный процесс вместе с педагогами, осуществлять трудовое воспитание. Информационно-педагогическая работа с родителями может осуществляться в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ребенку — ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка. Основная задача педагога, осуществляющего информационно-педагогическую помощь-активизировать, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Информационно-просветительская работа с родителями направлена на предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. Родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении и личности ребенка. Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена также на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей. Эта работа может осуществляться, как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне отдельных общеобразовательных учреждений. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.) Психологическое просвещение в условиях ДОУ чаще носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идёт о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребёнка. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений Основными условиями, необходимыми для реализации информационно-педагогической помощи между ДОУ и семьей, являются следующие:
-ориентация педагога на работу с детьми и родителями. Информационно-педагогическую работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов: продумывание содержания и форм работы сродителям; проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы. Большую роль играет установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе, воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка, также подбираютсяформы сотрудничества. Все формы информационно-просветительской работы с родителями подразделяются на: коллективные (массовые), индивидуальныеи наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные. Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные — играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ; работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
|



Информационно-педагогическая помощь семье дошкольника в воспитании ребенка









