Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитание
Автор: Николаева В. П. Соавторы: Ананьева Ю. П.; Юркина Е.А.   
16.03.2022 15:57

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Николаева В. П.
  • Соавторы: Ананьева Ю. П.; Юркина Е.А.

ДОУ210 «Солнечный зайчик», г. Чебоксары

Аннотация: Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Оно должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства. Таким образом, актуальность заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

 

Ключевые слова: экономическое воспитание, семья, труд, деньги.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше они узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Работа в детском саду по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.

Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. С целью знакомства людьми разных профессий дошкольниками совершили экскурсии в магазины, аптеки, почту, школу, сбербанк. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. В группе создан книжный уголок, где подобраны сказки, пословицы и поговорки экономического характера, оформлены: уголок по финансовой грамотности дошкольников, выставка работ детей «Моя копилка», выставка рисунков «Семейный бюджет». Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. В сюжетно-ролевой игре происходит моделирование настоящей житейской ситуации: изготовление и реализация готовой продукции, осуществляется купля и продажа и товаров. Если объединить реальную и учебно-игровую деятельность, то это дает положительный результат для освоения детьми дошкольного возраста трудных экономических представлений.

Схема воспитанники-родители включает в себя анкетирование с целью выявления проблемы по экономическому воспитанию. По ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало проводились тестирование, консультации, семинары-практикумы, а также совместные праздники и развлечения: «Ярмарки», «Лучшая реклама на свою продукцию» и т.д.

Работу по экономическому воспитанию с воспитанниками мы разделили на 4 блока. На первых ступенях работы блока «Потребности» дети получают представление о материальных и духовных потребностях человека, правильного отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Данная цель осуществлялась с проведением следующих игр в группе: «Материальные потребности», «Вкусно и полезно», «Духовные потребности», «Выставка вещей», «Туристический поход», и других. 2 блок: «Обмен и деньги. Спрос и предложение. Цена». Задачами блока являются: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости. Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Например, одна семья вырастила много яблок, а другая много груши. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи была и груши, и яблоки. Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.

3 блок «Производитель и ресурсы». Ознакомление детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения. Ознакомление с понятиями «товар», «потребитель» и «производитель». Например, изготовила карту-путешественника и постепенно «путешествуя» по городу Чебоксары. Дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами. Дети начинают осознавать, что жить без продукции заводов и фабрик человек не может.

Проведение практических занятий по теме «Что кому нужно, что кем производится?»

Продолжение ознакомления детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий; расширение представлений детей о ресурсах, о процессе производства знакомых товаров, о цепочках производителей. Например, решение задачи «Как появляется бумага» (опираясь на уже имеющиеся представления детей, постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в бумагу.

4 блока «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика».

Необходимо подвести детей к пониманию ограниченности ресурсов. В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря. Примерами служит поведение взрослых в детском саду и дома. Например, уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить.

Выяснение с детьми возможности удовлетворения всех потребностей.

Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка, поможет его нравственному становлению.

Литература

  1. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001. — №4, с. 24-26
  2. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
  3. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с. 75.
  4. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, — СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год