Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Воспитание культуры поведения через художественную литературу у детей младшего возраста».
Воспитание
Автор: Прохорова Алла Игоревна   
09.03.2024 12:41

«Воспитание культуры поведения через художественную литературу у детей младшего возраста».«Воспитание культуры поведения через художественную литературу у детей младшего возраста».

Цели: Формирование у детей правильного восприятия литературного произведения, развитие и осознание «нравственного урока», формирование способности активно слушать произведение, находить в нем мораль.

Прохорова Алла Игоревна

Культура поведения – это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определя-ют, что в действиях человека допустимо, а что нет. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.

 

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобще-ния детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С хорошими манерами не рождаются, их, как правило, приобретают в детские годы С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в об-ществе людей нормами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. де-лает своими способы, формы взаимодействия. Выражения отношения к лю-дям, природе, себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Одной из основных задач нравственного воспитания является воспитание культуры поведения.

Художественная литература является для детей не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой. Трудом людей. Со сверстниками, их радостями и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает познакомиться с нормами поведения.

Художественное слово воздействует не только на сознание. Но и на чувства и поступки ребенка. Детская литература раскрывает детям сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров. Герои на своем примере показывают к чему могут привести плохие поступки людей и как нелегко исправить ошибки. Слушая небольшие тексты, ребенок не только увлеченно следит за приключениями героев, он еще и получает урок хорошего поведения. Этот урок очень важен для ребенка потому, что он сам понимает. Сто такое хорошо и что плохо, без нравоучительных лекций, а просто делая выводы на основе прослушанного.

Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев. Закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт.

Формы работы по воспитанию культуры поведения через художественную литературу:

  1. Чтение художественных произведений
  2. Беседа по прочитанному
  3. Повторное чтение
  4. Дискуссия по прочитанному
  5. Проигрывание ситуаций
  6. Выставки книг
  7. Театрализация
  8. Придумывание сказок, рассказов

Мы используем художественную литературу как средство воспитания социально-нравственных норм поведения у детей. Особое внимание при этом, мы обращаем на отбор литературы, проведение бесед по прочитанным произведениям. Это позволяет нам проводить работу по воспитанию культуры поведения у детей целенаправленно и комплексно. Также используется и повторное чтение, которое углубляет представления детей и их чувства. В виду того, что маленький ребенок (3-4 года) не может увидеть главное в содержании художественного произведения, необходимо проводить беседу о прочитанном. Педагогу необходимо заранее продумать какой аспект культурного поведения будет раскрыт перед детьми с помощью данного художественного произведения и подбирать вопросы исходя из этого.

Не нужно ставить перед маленькими детьми слишком много вопросов, так как это мешает им понять главную мысль в произведении, снижает впечатления от прочитанного. Задаваемые вопросы должны побуждать у детей интерес к поступкам героев произведений, их мотивы. Переживания. Вопросы позволяют нам понять душевное состояние ребенка во время чтения художественного произведения, учат детей сравнивать и обобщать.

Для того, чтобы укреплять и развивать чувства ребенка, мы подбираем близкие по содержанию художественные произведения. Те представления, которые дети получают из прочитанных произведений постепенно переносятся в их жизненный опыт.

Художественная литература способствует возникновению у детей эмо-ционального отношения к поступкам героев, а в последствии и к поступкам окружающих их людей и своим собственным поступкам.

При подборе литературы очень важно, чтобы произведения содержали глубокую мысль.

Критерии отбора книг таковы:

  • доступность произведения, соответствие возрастным и психологиче-ским особенностям детей
  • идейная направленность
  • высокий художественный уровень
  • занимательность сюжета
  • педагогические задачи

В младшем дошкольном возрасте начинается первое знакомство ребенка с художественным словом. Оно начинается с ознакомления с малыми фольклорными формами: потешки, колыбельные, прибаутки, считалки, песенки-небылицы, скороговорки.

Также мы знакомим детей с русскими народными сказками: «Курочка Ряба». «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д., рассказами, стихами, сказками современных авторов. Читая эти произведения малышам, мы обязательно выделяем нравственный аспект воспитания.

Обыгрывание сказок позволяет не только выделить нравственный смысл сказки, но и придумать свою концовку. Сказки дают уроки детям на всю жизнь. Вместе с героями сказок дети испытывают чувство доброжела-тельности и справедливости по отношению к тем, кто был несправедливо обижен. В каждой сказке проложена граница между добром и злом. Уничто-жать и побеждать самое страшное зло нравится маленьким детям и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра. Дети предпочитают сказочную ситуацию «обычной», потому что сказочный мир им ближе, понятнее, здесь больше пространства для фантазии. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку дает нам, взрослым людям, возможность сеять в душах детей «вечное» и «доброе».

Любимыми произведениями детей становятся произведения С.Я. Маршака, Б.Житкова, С. Михалкова, К. Чуковского.

Много ценного материала о природе и о добром отношении к ней можно взять из произведений Н.И. Сладкова, В.В. Бианки, Е.И. Чарушина, М.М. Пришвина. Они учат детей внимательно приглядываться к проявлениям к жизни в природе, видеть ее хрупкость, незащищенность, воспитывают у детей уважение, бережное отношение к природе.

В начале ноября у нас в группе проходила неделя под названием «Пи-сатель знакомый с детства», посвященная ознакомлению с творчеством Е.И. Чарушина. В своей работе мы использовали ранее изложенные формы работы, а именно:

  • Чтение произведений Е.И. Чарушина «Томка, Тюпа и сорока»
  • Беседа по прочитанным произведениям с показом иллюстраций, сделанных самим писателем.
  • Викторина по прочитанным произведениям, отгадывание загадок о животных, встречающихся в произведениях Е.И. Чарушина
  • Оформление книжного уголка: размещение репродукций рисунков Е.И. Чарушина, книг автора.

С целью привлечения родителей к данной работе была организована выставка работ «Мир Е.И. Чарушина», на которой были выставлены рисунки и поделки, сделанные родителями вместе с детьми по прочитанным дома произведениям Е.И. Чарушина.

Целью проведения данной тематической недели было познакомить детей с произведениями Е.И. Чарушина, его изобразительным творчеством, воспитание бережного, заботливого отношения к животным, любви к ним, желания заботится о них, защищать.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год