Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование бережливого сознания дошкольников посредством бережливых технологий»
Воспитание
Автор: Михайлюк Ирина Вениаминовна   
10.12.2021 10:28

«Формирование бережливого сознания дошкольников посредством бережливых технологий»«Формирование бережливого сознания дошкольников посредством бережливых технологий»

На сегодняшний день мы видим, что система образования в России нуждается в обновлении и модернизации. Поэтому я считаю необходимым внедрять технологии бережливого производства в дошкольную образовательную систему для ее усовершенствования.

Бережливые технологии способствуют формированию бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам детей дошкольного возраста. Так же сохранение времени на более важные образовательные процессы.

Основанием для внедрения бережливых технологий в ДОО стали нормативные документы:

  • Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №2926 от 27. 12. 2018 «Об утверждении плана мероприятий ( «Дорожной карты») по внедрению бережливых технологий в систему образования Нижегородской области на период 2018-2021годы»;
  • Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №1808 от 14. 08. 2018 «О внедрении бережливых технологий в системе образования Нижегородской области»;

Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современная организация рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников, «формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам».

 

Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S.

Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду.

К принципу 5 S относится:

  • «Сортировка», подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;
  • «Соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;
  • «Содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности
  • «Стандартизация" – поддержание порядка
  • «Совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

Принцип 5S: Бережем Время место и себя.

БЕРЕЖЁМ ВРЕМЯ

Принцип действия: посмотрел, вспомнил, повторил в действии.

К принципу «Бережём время относятся»: Правила, схемы, подсказки, алгоритмы: правила посещения туалета, порядок одевания и раздевания, расположение вещей в шкафчике, схема складывания игрушек, схема дежурства и пр.

А так же сокращают время на выполнение необходимого действия

  • учат детей планировать свои действия, работать по правилу, образцу,
  • понимать, исполнять, применять и составлять алгоритмы,
  • анализировать, корректировать свою деятельность, направленную на получение результата,
  • переносить усвоенные способы алгоритмов в новые ситуации, описывать их понятным другим людям языком и средствами.

БЕРЕЖЁМ МЕСТО

К принципу «Бережём своё место» относится: Каждой игрушки свое место это: Правила, маркёры в виде картинок, где что должно находиться.

Сначала РАЗРАБАТЫВАЕМ ПРАВИЛА

  1. Правила бережного обращения с игрушками
  2. Правила расположения игрушек.

Затем ОПРЕДЕЛЯЕМ МЕСТО и готовим условные обозначения

И ЗАКРЕПЛЯЕМ В ДЕЙСТВИИ!

Групповая комната условно разделена на стационарные зоны, каждая из которых отвечает за конкретное направление в развитии ребенка в целом и способствует всестороннему развитию в общем.

БЕРЕЖЁМ ВРЕМЯ + МЕСТО

Хочется представить вашему вниманию «Доску выбора» которую дети активно используют в нашей группе

ДОСКА ВЫБОРА предполагает развитие активности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, позволяющей в конечном итоге ребенку самостоятельно принять решение и выбрать сферу деятельности.

Для того что бы сберечь место и время на «Утреннем круге друзей мы с детьми обсуждаем «Во что ты сегодня хочешь играть?», «Какой материал тебе для этого понадобится?», «С кем бы ты хотел этим заниматься?». Определяем время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью и место (фиксируем на «доске выбора» заканчивают игру сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка). В конце дня на «Вечернем круге друзей» делают анализ результатов своей деятельности и обсуждают «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?»

БЕРЕЖЁМ СЕБЯ –целю данного принципа является: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения, знаний, представлений по вопросам безопасности жизнедеятельности и их осмысленное применение в повседневной жизни.

Формируем навыки безопасного поведения в природе: на воде с растениями и животными

Формируем навыки безопасного поведения в быту: с электричеством, поджарой безопасностью, ПДД.

А также формируем навыки бережливого отношения к своему телу: гигиена и здоровье, вирусы- бережём себя от простуды, встреча с незнакомыми людьми.

Для осуществления данного этапа применяются такие формы работы как: беседы, ИКТ (презентации, интерактивные плакаты), ОД, проектная деятельность, встреча с интересными людьми, квест-игры, акции и пр.

Практический выход -это создание с детьми лэпбуков, кейсов, самодельных книг и пр.

В заключении хочется сказать, что основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.

Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных и школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год