Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Сюжетно-ролевая игра — средство развития полоролевой идентичности дошкольников»
Воспитание
Автор: Черных Наталья   
13.03.2016 07:49

«Сюжетно-ролевая игра — средство развития полоролевой идентичности дошкольников»«Сюжетно-ролевая игра — средство развития полоролевой идентичности дошкольников»

Шинкарёва Н. А. Черных Н. А. Г. Иркутск 2015г.

Пол является одним из универсальных биологических отличий между мужчинами и женщинами и представляет собой анатомическую и физиологическую данность, то есть совокупность биологических признаков, которые являются предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу, мужскому или женскому. Помимо внешних отличий, существует определенное разделение социальных ролей, форм деятельности, разграничения в поведении и психологических характеристиках индивидов. Эти отличительные черты между полами, безусловно являются ценностью человечества как вида и необходимы для реализации самой важной функции, ради которой мы пришли в этот мир – продолжить жизнь в наших детях. Детский возраст является сензитивным периодом для формирования этих убеждений.

 

В современном мире существует большая проблема в том, что человечество стало забывать роли и функции соответствующие мужскому полу и соответствующие женскому полу, их отличие друг от друга. Заметна тенденция смешения мужских и женских качеств, а в некоторых аспектах даже их замена: мужчины приобрели женские особенности, а женщины приобрели мужские особенности. Эта своего рода «эволюция» заставляет задуматься и незамедлительно принять меры для восстановления представлений о социальных ролях, присущих женскому и мужскому полу.

Необходимо уже в детском саду внедрять и использовать различные способы для формирования «правильных» полоролевых представлений. Одним из способов решения такой задачи, является сюжетно-ролевая игра.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [66]

Т. А. Думитрашку, анализируя психолого-педагогическую литературу, делает вывод, что мальчики пяти лет начинают играть в «войну», «пограничников», «солдат», «космонавтов» и прочие мальчишеские сюжетно-ролевые игры. Когда мальчик подражает пограничникам, он передает в игре свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно выполнено. Такие игры воспитывают, как говорят исследователи «мужественность». [27]

Е. О. Смирнова акцентирует наше внимание на том, что возраст 4-5 лет является расцветом сюжетно-ролевой игры, в ней формируется эмоциональный мир ребенка, а игровые переживания оставляют глубокий след в сознании. Повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. [63]

Также Д. Б. Колесов считает, что суть полового воспитания состоит в овладении нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов. Он определяет половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола». [36]

О. П. Нагель и О. В. Румянцева утверждают, что для формирования основ мужественности у дошкольников, современным педагогам важно определиться со стратегией воспитания мальчиков, осознать особенность типа поведения. Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, старикам, и в первую очередь желание и способность защищать. Основная роль в этом отводится сюжетно-ролевой игре, как ведущей на этом возрастном этапе. [52]

Как говорит Н.Я. Михайленко, игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой [48. ].

Многие работы и наблюдения отечественных исследователей таких как: Л. В. Градусовой, А.Т. Коркки, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванковой, Р.Б. Стеркиной, О.М. Гостюхиной, показывают что, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», детский сад, больницу, магазин. [25]

Д. Б. Эльконин полагает, что именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. [79]

От содержания игры Д. Б. Эльконин отличал сюжет игры. Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением его кругозора. Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально-исторических, географических и конкретно-бытовых условий жизни, дети играют в различные по своим сюжетам игры [79].

Как указывал Д. Б. Эльконин, структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры включает следующие компоненты:

  1. Роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя.
  2. Мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизнь; содержание этой ситуации составляет замещение предметов (игрушки).
  3. Игровые действия; т. к. ребенок имеет дело не с теми предметами, которые использует взрослый, то с ними нельзя работать так, как работает взрослый. [80]

Ещё Д. Б.Эльконин выделяет следующие уровни развития игровой деятельности:

  1. Уровень предметных действий. На данном уровне, происходит действие с предметами.
  2. Уровень функциональных ролей. Возможно соотношение действие реальному.
  3. Уровень межличностных отношений. Внешние социальные отношения.
  4. Уровень нравственных межличностных отношений. Уровень внутренних, моральных отношений. [80]

Как отмечал Л. С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, возникают предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре. [22]

По мысли Л.С. Выготского в сюжетно-ролевых играх происходит "реализация нереализуемых в жизни" стремлений ребенка к участию в жизни взрослых, осуществляется своеобразный выход накопившейся у него потребности встать на место взрослого, быть им. Однако осуществление и развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения группе детей просто не удается развернуть игру, а каждый ребенок группы не получит в таком случае подлинного удовлетворения от игры. С другой стороны, игра в силу своего коллективного характера побуждает детей к овладению различными формами речевого общения. Она не только мобилизует их речевые ресурсы, но значительно пополняет запас речевых средств, обогащает и совершенствует их. [21]

Т.А. Репина полагает, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Формирование качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста происходит в игре, в которой создаются условия для изучения моделей реального мужского поведения и развития качеств мужественности. Именно поэтому игре должно уделяться больше внимания при организации работы с мальчиками и особенности организации таких игр должны быть методически разработаны [57].

Влияние игры на развитие произвольности ребёнка широко изучалось в отечественной психологии такими психологами как: Л.И. Божович, ЕА Бугрименко, А.В. Запорожец, АН. Леонтьев, З.В. Мануйленко, З.М. Истомина, Д.Б. Эльконин. Ими было доказано и показано, что игра упорядочивает не только поведение, но и внутреннюю жизнь ребёнка, делает её более осмысленной и осознанной. [14]

Г.Н. Волков отмечает в своих исследованиях: «Игра — удивительно богатая сфера деятельности детей. В народной педагогике ее роль ценится невероятно высоко... Первые уроки жизни — здесь. Групповые интересы и взаимодействия. Межличностные отношения. Богатство общения. Лучшая из школ жизни». [19].

По мнению Э. Эриксона большое значение в формировании положительной половой идентичности имеет сюжетно–ролевая игра, которая является центром научного сотрудничества «Интерактив плюс» ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игры дети старшего дошкольного возраста познают окружающий их мир. Игра способствует установлению положительных стереотипов качеств мужественности и женственности и позволяет заложить основы эмоционально позитивного отношения к будущей роли мужчины или женщины, папы или мамы. [78]

Исследования Л. А. Абрамяна, показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции. [2]

Р.И. Жуковская, сделала вывод о необходимости проведения игр-занятий, которые стали бы важным этапом в становлении самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников. [28]

Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Он рассматривает игру как особый тип деятельности, отношение личности к окружающей действительности: «игра – это осмысленная деятельность, то есть, совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива.». Единство мотива и цели в игровой деятельности – важнейшая характеристика. Мотивы игры, по мнению Рубинштейна, определяют её сущность и заключаются в многообразных переживаниях сторон действительности, важных для ребёнка: «игре чужда корыстная казуистика опосредований, в силу которых действие побуждается каким-нибудь побочным его результатом, вне прямого отношения к предмету, на который оно направлено.» [58]

По мнению психологов: Р.А. Иванковой, Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, наибольшее значение в воспитании взаимоотношений придается в сюжетно-ролевой игре. [33]

Н.А. Ветлугина и Т.Г. Казакова выделяют сюжетно-ролевую игру как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей. [18]

По определению Я.Л. Коломинского, игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослого и отношения между ними. [40]

По мнению А. Н. Леонтьева, особенность ее заключается в том, что мотив игры лежит в содержании игрового действия (дети играют для того, чтобы играть). [44]

В исследованиях А. П. Усовой, показано что зарождение сюжетов относиться ещё к пред школьному возрасту, где сюжеты отрывочны, нелогичны и неустойчивы, но задают основу ролевой игры. В старшем возрасте развитие сюжета идёт от исполнения ролевых действий к ролям – образцам, где ребёнок пользуется не только игровыми атрибутами, но и разнообразными внутренними средствами изображения: мимикой, жестами, речью, действиями и отношениями. [69]

К. Гросс считал, что игра — это упражнения, определяемые инстинктами в целях их усовершенствования. Т.е., особые формы игры — особые формы инстинктов. К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. [26]

Ф. Шиллер рассматривал игру как эстетический импульс.

К.В. Зворыгина установила, что игра, имеет структуру интеллектуальной деятельности и протекает по типу решения игровых задач. Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщенности реального и игрового опыта ребенка. Разработанный ею комплексный метод руководства формированием игры явился эффективным средством, обеспечивающим поэтапное развитие вое более обобщенных способов осуществления игровых действий у детей раннего и младшего дошкольного возраста. [31]

Д. И. Фельдштейн также указывает на ведущую роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольника. В ней развивающиеся чувства любви к родным, сочувствия близким, дружеской привязанности обогащаются, изменяются, становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровой деятельности у дошкольника возникают основные психологические новообразования — ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, т. е. с общественной точки зрения; развиваются личностные механизмы поведения — контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. В игровой деятельности формируется система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов, в которой общественные по содержанию мотивы деятельности (стремление сделать что-то полезное для других людей) приобретают значительно большую побудительную силу, чем мотивы личной пользы или интерес к внешней, процессуальной стороне деятельности. [71]

Исследователь Коффка рассматривает игру, как другой мир ребенка. Все то, что относится к ребенку, — есть игровая действительность. То, что относится к взрослому, есть серьезная действительность. Одна и та же вещь в игре имеет один смысл, вне этого — другой смысл. В детском мире господствует логика желаний, логика удовлетворения влечения, а не реальная логика. В жизнь переносится иллюзорность игр. [42]

А.В. Запорожец считает игру первой доступной для дошкольников формой деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. Т.е. в игровой деятельности осуществляется моторное развитие ребенка. [30]

Таким образом, согласно взглядов К. Гросса, Ф.Шиллера, Е. В. Зворыгина, А. П. Усовой — игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослого и отношения между ними.

Содержание сюжетных игр в среднем дошкольном возрасте обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Педагог организует игры, опираясь на известное ребенку содержание.

Источник литературы:

  1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника. [Текст] /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989.
  2. Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.. [Текст]// Дошкольное воспитание. – 1965. — №5.
  3. Волков, Г.Н. Этнокультурная направленность ценностных ориептаций. [Текст] / Волков Г.Н. // Гсгарят. 2006. — №1. — С. 12-18.
  4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.. [Текст] // Вопросы психологии. 1996. №6
  5. Выготский Л.С. Детская психология. [Текст] – Том 4, Москва 1984 –с. 224
  6. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие. [Текст] / Л. В. Градусова:
  7. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. [Текст] // Киев, 1916.
  8. Т.А. Думитрашку // Вопросы психологии.. [Текст] 1991.? № 1. С. 22, 27.
  9. Жуковская, Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1988. — №10.
  10. Запорожец, А.В.. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.. [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М., 1985. – 212 с.
  11. Зворыгина, Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.. [Текст] // Дошкольное воспитание. 1989г. №5. С.- 31-40.
  12. И в а н к о в а. P.A. Нравственное воспитание дошкольников в игре. [Текст] // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Сборник научн. трудов НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. М., 1983. — С. I04-III.
  13. Колесов, Д. В. Беседы о половом воспитании. [Текст]. / Д. В. Колесов. М.: Педагогика, 1986. — 60 с.
  14. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Пособие. [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн. "Народная асвета", 1999. — 340 с.
  15. Коффка К. Основы психического развития. [Текст] / А. Коффка. М.-Л., 1934. 230 с.
  16. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры.. [Текст] // Психологическая наука и образование. — М., 1996. — №3.
  17. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. [Текст] Пособие для воспитателя. — Издательство: «Линка-Пресс», 2009. — 96 с.
  18. Нагель О.П., Репринцева Г.А. Организация предметно-пространственной развивающей среды детского сада с позиций системно-деятельностного подхода. [Текст] // 2013 – №12 (2). – с.145-150.
  19. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т.А. Репина. – М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 152 с.
  20. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии. [Текст]/ С.Л. Рубипштейи. -СПб.: Питер, 2005. -720 с.
  21. Смирнова, Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной.. [Текст] //Вопросы психологии, 1996, №6.
  22. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека.. [Текст] / Сост. О.В. Сухомлипская. -М.: Педагогика, 1990. -288 с.
  23. Усова А.А. Обучение в детском саду. – М.:. [Текст] «просвещение», 1981.
  24. Фельдштейн Д.М. Психология развития личности в онтогенезе.. [Текст] М.: Педагогика, 2005 — с.568.
  25. Эриксои, Э. Детство и общество. [Текст] / Э.Эриксон. — СПб.: Лепато: ЛСТ, 1996. -592 с.
  26. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. [Текст] Избр. Психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2001 — с.416
  27. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. [Текст] // Вопросы психологии 1971. №4.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год