Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Влияние сказки на формирование личности ребенка.
Воспитание
Автор: Солопова Наталья Александровна   
17.02.2016 10:31

Влияние сказки на формирование личности ребенкаВлияние сказки на формирование личности ребенка

Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка.

Сказка- один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры.

Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и общей картины мира.

 

В современном обществе сказки не потеряли своей актуальности. Чтение сказок по-прежнему является одним из основных и любимых способов проведения досуга у детей.

Осипова А.А. в своём учебном пособии "общая психокоррекция" предлагает следующую классификацию сказок:

  1. Авторские сказки
  2. Народные сказки
  • Бытовые (пример- "Лиса и журавль")
  • Сказки-загадки (на сообразительность)
  • Сказки-басни (содержат ситуацию и объясняющую ей мораль)
  • Притчи
  • Сказки о животных
  • Мифологические сюжеты
  • Волшебные сказки, сказки с превращениями

Сказка несёт в себе следующие функции:

  • Досуговую- сказка выступает в роли развлечения для детей;
  • Обучающую- сказка для ребенка является одним из способов познания окружающего мира;
  • Социализирующую- сказки помогают ребенку в процессе усвоения взаимоотношений в обществе и приобретения социального опыта;
  • Креативную- сказка способствует развитию образного мышления у ребенка;
  • Лексико-образную- сказка отвечает за формирование языковой культуры человека;
  • Культурно-этническую- сказка отражает исторически сложившийся уклад жизни народа, его традиции и обычаи;
  • Развивающе-терапевтическую- сказка активно используется в качестве средства коррекции различных поведенческих, когнитивных и эмоциональных расстройств у детей и лежит в основе одного из методов психокоррекции- сказкотерапии.

Осипова А.А. полагает, что привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

  1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий; логичность и естественность сказочных событий, благодаря чему ребенок легко усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире;
  2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений;
  3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события.

Главный герой — это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий;

4. Интересность, необычность сюжетных поворотов, что помогает детям активно воспринимать и усваивать содержащуюся в сказках информацию

В системе ДОУ работа со сказками занимает одно из основополагающих мест. Можно выделить следующие способы использования сказки в воспитательном и

обучающем процессах:

  • Чтение сказок с последующим анализом сюжета;
  • Художественное оформление сюжета сказки с помощью различных средств- красок и карандашей, пластилина, оригами и т.д.;
  • Обыгрывание сюжета сказки;
  • Творческая работа со сказкой- переписывание, дописывание, изменение сюжета сказки;
  • Сочинение собственной сказки

С помощью сказок ребенок усваивает социальные и моральные нормы, знакомится с окружающим миром и со сложной системой человеческих взаимоотношений.

Сказки также играют важную роль в формировании нравственных суждений о оценок.

Слушая сказку, 3-4-летний ребёнок стремится выделить "положительных" и "отрицательных" героев, занимая позицию "внутри произведения". Возникает механизм нравственной идентификации и ребёнок через образы героев сказки преобретает важный личностный опыт. В этом возрасте дети как правило

оценивают героев с точки зрения "хороший" и "плохой", не осмысливая ситуацию, а перенося своё отношение на поступки героев, т.е отношение к

герою и определяет его оценку ребёнком.

В 4-5 лет, когда сфомированы такие понятия, как "плохо" и "хорошо", ребёнок оценивает героя на основе содержания его поступков, возникает нравственная

оргументация. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно понимание моральной стороны сказок, формируются представления о таких понятиях, как "дружба", "доброта", "преданность" и др.

В дошкольном возрасте у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. Сказки важны и для эмоционального развития дошкольника. События сказки вызывают эмоциональный отклик у ребёнка, а проигрывание сказочного сюжета помогает ему выразить в доступной форме не только позитивные, но и, в некоторых случаях, накопленные негативные эмоции. Из всего вышеизложенного можно с легкостью заключить, что сказка способствует личностному, умственному, эмоциональному и нравственному развитию в детском возрасте и является важным элементом в жизни каждого ребенка.

Источники:

  • Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. — 6-е изд.. перераб. и доп. -М.: Издательский центр "Академия", 2006.
  • Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. -М.: Сфера, 2002.
  • Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. –– М.: Эксмо-Пресс, 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 12 (133) выйдет
5 апреля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год