НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности «К нам весна шагает быстрыми шагами» |
Занятия по теме "Весна" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Комаровская Мария Владимировна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.08.2025 23:36 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комаровская Мария Владимировна Учитель-логопед ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск СП д/с «Сказка» Цель:
Задачи:
Методы и приемы:
-словесный (вопросы, беседа, обсуждение) Материалы и оборудование: мультимедийная установка; раскраски-цветы, веточка дерева, картины со временами года (зима, весна, лето, осень); магнитная доска, «тучка с капельками», письмо, венок. Репертуар: хоровод «Веснушка-весна» (муз. З. Роот), пьеса «Апрель. Подснежник» П.И. Чайковский (из цикла «Времена года»), фонограмма стука капель дождя, песенка-распевка «Солнышко ясное, здравствуй!», запись пения птиц. Формы организации совместной деятельности
Логика непосредственно-образовательной деятельности
Звучит нежная спокойная музыка М.Р: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и поприветствуем друг друга! Звучит музыкальное вступление к песенке-распевке. М.Р.: Солнышко ясное, здравствуй! Небо прекрасное, здравствуй! Все мои подружки. Все мои друзья, Здравствуйте ребята, как люблю вас я! (Музыкальный руководитель обращает внимание на «загадочное письмо», которое пришло по почте, и предлагает его прочитать.В письме загадка). М.Р.: «Я раскрываю почки в зеленые листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна. Зовут меня… (Весна) Приглашаю в гости вас! Собирайтесь, в добрый час!» Логопед: Чтобы отправиться в гости к весне, нужно знать, как она выглядит. Ребята, посмотрите, перед вами картинки с изображением времен года (на доске 3 картинки времен года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счету картинке изображена весна. И расскажите, почему вы так думаете? (Дети отвечают). Например: на второй картинки изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке, называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: «это весна, потому что тает снег… с сосулек капает вода…прилетели птицы…дети надели весеннюю одежду и т.д.) Игра «Дополни народные приметы». Логопед: Вспомним народные приметы весны: - Увидел грача – весну встречай - Вода потекла, весну принесла. - Без первой ласточки весна не обходится. - Весна красна цветами, а осень снопами. - Кто весною потрудится, тот осенью повеселится. - Кто спит весною – плачет зимою. - Март с водой, апрель с травой. - Апрельский цветок ломает цветок. - Май леса наряжает, лето в гости ожидает. - Коли в мае дождь, будет и рожь. Логопед: Прежде чем мы отправимся к весне в гости, нам нужно сделать гимнастику для язычка. Артикуляционная гимнастика «История весёлого язычка» Логопед: Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую.) От его лучиков звонко закапала капель (цокать язычком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы. «Ку-ку,ку-ку!» - куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д!» - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Все пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка язычок на чудесную полянку («лопатка»). Сел язычок на пенёк («грибок») и огляделся («часики»). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть, выполнить 5 раз). Язычок поспешил домой к маме. М.Р.: Ну, а теперь пора в путь, навстречу Весне-матушке. Весна-красна идет в наш край, стужу-холод уводит, тепло и солнышко приводит. Будем хоровод водить, в игры играть, да матушку Весну прославлять. Хороводная «Вёснушка-весна» муз. З.Роот Фонограмма стука капель дождя. М.Р.: Ребята, слышите, начинается дождь. Но он теплый, весенний. Давайте поиграем с капельками дождя. (М.Р. проводит логоритмическое упражнение-игру – 2 раза) Логоритмическая игра «Капля – раз» М.Р.: Капля-раз, капля-два, Капля медленно сперва. (дети медленно стучат (прохлопывают) ритм) Стала капля ударять, Капля каплю догонять. (ритм постепенно убыстряется) А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! (быстро стучат или прохлопывают ритм в соответствии с текстом) Логопед: Посмотрите ребята! А ведь из тучки капали волшебные капельки, с буквами. Наверно, из этих капелек можно составить весенние слова. Давайте попробуем! Проводится игра «Тучка» (составление «весенних» слов из букв) Логопед:С тучкой мы поиграли, и ей пора лететь дальше. Но без ветерка она не сможет улететь. Давайте мы подуем на нее вместо ветерка. Упражнение на дыхание «Ветерок» Логопед: А вот прилетел и ветерок. Он поможет нас перенести на полянку. Глазки закрывайте, Немного помечтайте. (звучит нежная спокойная музыка) С ветерком я подружусь, На полянке окажусь. Логопед: Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась.(слайд) М.Р.: Прекрасное время года – весна! А как она красива! Весна – начало жизни, пробуждение природы от зимнего сна. Весна всегда вдохновляет поэтов, художников, композиторов. Поэты сочиняли прекрасные стихи. Вот послушайте стихотворение о весне. М.Р. читает стихотворение о весне. К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. Черные проталины На полях видны. Видно очень теплые Ноги у весны. - Ребята, может кто-то из вас знает стихи о весне? Расскажите!(дети рассказывают стихи о весне по желанию) М.Р.: Композиторы описывали увиденное с помощью музыки. Давайте и мы послушаем музыку и посмотрим весенние пейзажи. Звучит фонограмма пьесы «Апрель. Подснежник.»П.И.Чайковского (из цикла «Времена года»). Просматривают слайды на тему «Весенняя природа». М.Р.: Ребята, скажите, чьё произведение сейчас прозвучало? А как оно называется? Какое настроение передает эта музыка? (ответы детей). Действительно, в музыке слышно, как, набирая силу, весна вступает в свои права и на первых проталинках появляются первые цветы… Какие? (дети называют первые цветы весны: первоцветы, тюльпаны, подснежники.) Давайте вместе покажем, как распускаются подснежники! Логоритмическое упражнение «Белые цветы» Дети приседают на корточки, изображая цветы, медленно встают. М.Р.: Наши белые цветки (ладони правой и левой рук соединены, разъединять пальцы рук) Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, (руки «цветок», вращать кистями) Лепестки колышет. М.Р.: Как тепло и светло стало вокруг, чествуется приближение Весны! Вы слышали? Весна-красна! Принеси урожай в наш край! (звучит запись пения птиц, выходит весна) Логопед-«Весна»: Я – Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью, С радостью, с великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным. Здравствуйте люди добрые! Кланяется. Дети здороваются и образуют круг вокруг Весны. Дидактическое упражнение «Комплименты» М.Р.: Весна, разреши тебе сделать комплименты! Дорогая гостья, ты такая душистая, как запах ландышей. Весна, ты яркая, как ясное солнышко; Звонкая, как весенняя капель; Чудесная, как волшебная сказка; Цветущая, как сказочный сад; Свежа, как летний ветерок; Весёлая, как птичьи песни; Долгожданная, как праздник день рождения; Теплая, как мамины руки! Весна благодарит за хорошие слова. Логопед-«Весна»:А вы хотели бы со мной поиграть?(ответы детей) Дидактическая игра «Скажи ласково» Логопед-«Весна»: У меня есть цветущая веточка. К кому она прикоснется, тот весеннее слово назовет ласково. Слова: ручей, капель, сосульки, небо, облако, цветок, ветер, птица … Логопед-«Весна»: А еще у меня есть вот такой замечательный весенний веночек. И я хотела бы вас научить еще одной игре «Весенние слова». Сейчас вы под музыку вы будете передавать венок по круг. Как только музыка остановится и у кого окажется венок, тот должен будет повторить мое слово, которое я скажу, а перед ним поставить нужное слово «Весенний». Проводится игра со словами: день, погода, солнце, настроение, месяцы, гроза, лес, трава, одежда, деревья … Логопед-«Весна»: Ай да молодцы! В знак моей благодарности, я хотела бы вам подарить раскраски «Весенние цветы». Ну, а мне пора. До свидания, детвора! (Прощается и уходит) М.Р.:Наша встреча подходит к концу и мне хотелось у вас узнать: что больше всего запомнилось, понравилось на занятии.(ответы детей) М. Р.: Сегодня мы хорошо позанимались, и я хочу сказать вам спасибо.
|