ЭКСКУРСИЯ НА ПРИРОДУ «ДЫХАНИЕ ВЕСНЫ» |
Занятия по теме "Весна" | |
Автор: Волкова Елена Васильевна Севрюкова Любовь Николаевна | |
01.10.2025 22:50 | |
воспитатели ОГБОУ «Чернянская СОШ №4» Структурное подразделение: Детский сад «Аленушка» п. Чернянка, Белгородской области «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…» В. А. Сухомлинский. Цель: закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать у детей понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды. Задачи:
Ход экскурсии: Ознакомление детей с правилами поведения в лесу
Воспитатель: Ребята, мы отправляемся на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают).
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь. Введение в тему экскурсии (создание эмоционального настроя). Снова птицы летят издалека, К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. А. Фет Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне). - Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши). - Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши). Воспитатель: Сегодня на экскурсии мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. По дороге воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе. Напоминает, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево. Остановка 1 «Секреты неживой природы». Воспитатель: Послушайте загадки о весенних месяцах. Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март). Яростно река ревет И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель). Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (Май). Воспитатель: Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее, теплее). - Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет). - Какой весенний месяц самый холодный? (Март). -Самый теплый? Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло). Воспитатель: Хочу пригласить вас сегодня в лес, В добрый лес, могучий лес, Полон сказок и чудес. Если внимательны будете дети Тайны чудесные откроете эти. Воспитатель: Послушайте стихиА. К. Толстого Юный лес в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждёт. Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит, и поёт. Воспитатель: Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. -Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои). -Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести). Остановка 2. «Мир первоцветов». Воспитатель: Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха). Воспитатель: Еще кое-где лежит снег, вы тепло одеты: в куртках, шапках, сапогах, а в нашем лесу уже выросли цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «Двенадцать месяцев». Разве это не чудо? Не ожившая сказка? Эти цветы поднялись из снега навстречу жизни. - Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести). Подснежник — это цветок который растёт ранней весной. Он пробирается сквозь слой снега из-за этого его так и прозвали. Можно ли рвать эти цветы? (Нет). Рвать первоцветы нельзя! Это редкие цветы. Они занесены в красную книгу. Цветами можно только любоваться. Осторожнее ступайте по полянке, чтоб нечаянно не наступить на цветы. Давайте расставим экологические запрещающие знаки, чтобы люди задумались, прежде чем сорвать подснежник. Какие еще растения вы знаете, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха). Остановка 3. «Ребятам о зверятах» Воспитатель: Мы идем дальше. А еще кого мы можем встретить в лесу? (заяц, лиса, белка, медведь, лось, волк). -А кто из этих животных живет в нашем лесу? Воспитатель: Лесные звери не любят показываться на глаза человеку, тем более, весной, когда у них рождаются детеныши. -Кто из животных меняет цвет весной? (заяц-беляк). - Кто просыпается от зимней спячки? (медведи, ежики). - Как вы думаете, чем они, прежде всего, начинают заниматься весной? Воспитатель: Ежи и медведи разрывают пни в поисках личинок жука, разрывают муравейник и съедают самих муравьев, их яйца и куколки. Медведь выживает из дупла лесных пчел. Достает оттуда мед, есть траву, корешки, перезимовавшую клюкву. Но этой пищи медведю мало, поэтому весной он нападает на кабанов, лосей пасущиеся стада животных. Опасен весной медведь и для человека, особенно медведица с новорожденными медвежатами. Лиса весной охотится на мышей, полевок и зайцев, а так же разоряет гнезда птиц-уток, гусей, тетеревов, глухарей и поедает яйца или птенцов. Воспитатель: Что вы знаете о жизни весной других зверей? (рассказы детей). Игры: 1. Игра «Что мы видим» — назвать одним словом, что видят вокруг. (Небо, солнце, деревья). Говорить нужно быстро, не повторять слова, сказанные другими. 2. Игра «Что какое?» Дети по очереди называют предмет и его свойства: небо -голубое, тропинка- длинная, камешек- шершавый, земля -теплая и т. д. 3. Подвижная игра «Перелет птиц». Остановка 4. «Зеленый десант». Когда любуешься природой. То становится на душе светло и радостно. Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому. Дети, давайте вспомним правила поведения в природе. Оглянитесь: может быть, вы увидите вред, который причинили люди, не видящие красоту мира и постарайтесь исправить это. (дети собирают мусор в пакеты. Беседуют о том, чтобы сохранить природу). Подведение итогов экскурсии. Рефлексия. - Понравилась ли вам экскурсия? -Что новое вы сегодня узнали? - Как нужно относиться к растениям и животным и почему? -Зачем нужен лес?
|