Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект организованной образовательной деятельности «Март – ранняя весна»
Занятия по теме "Весна"
Автор: Ковригина Светлана Николаевна   
31.03.2021 17:22

Конспект организованной образовательной деятельности «Март – ранняя весна»Конспект организованной образовательной деятельности «Март – ранняя весна»

образовательная область «Познавательное развитие» подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Воспитатель: Ковригина Светлана Николаевна высшая квалификационная категория Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цент развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка» городского округа Ступино Московской области

Основная образовательная область «Познавательное развитие»

Интегрированное занятие «Март – ранняя весна»

Цель: формировать познавательную активность детей в процессе ознакомления с весенними явлениями в природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (ПР), речевое развитие (РР), социально-коммуникативное развитие (СКР), физическое развитие (ФР), художественно-эстетическое развитие (ХЭР).

Программные задачи:

 

Скачать конспект

Образовательные:

  • уточнить и систематизировать знания детей о приметах ранней весны, учить их выделять и называть (ПР)
  • закрепить представления детей о весенних месяцах (ПР)
  • формировать целостную картину мира, расширять кругозор (ПР)
  • закреплять умение пользоваться мнемокарточками
  • обогащать и активизировать словарь детей по лексическим темам «Ранняя весна», «Весна» (РР)
  • учить детей высказывать свои мысли развернуто, полными предложениями, развивать связную речь (РР).

Воспитательные:

  • воспитывать культуру и коммуникативные качества личности ребенка в общении со сверстниками и взрослыми (СКР)
  • воспитывать эмоционально-волевые качества личности (самостоятельность, целеустремленность, сопереживание) (СКР)
  • воспитывать у детей уважительное отношение к высказываниям сверстников (СКР).

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы (ПР)
  • развивать воображение, внимание, память (ПР)
  • развивать двигательную координацию, контроль за своими действиями (ФР)
  • развивать общую и мелкую моторику (ФР).

Словарь: «ранняя весна», «Бокогрей», «Зимобор», «Капельник» «долгожданная», «солнечная», «радостная», «шумная», «первоцветы».

Методы и приемы, используемые на занятии:

  • словесные методы: объяснение, разъяснение, описание, беседа, вопросы, художественное слово
  • наглядные методы: мнемокарточки, иллюстрации первоцветов, ИКТ (картинки весенних месяцев)
  • проблемно-поисковые: проблемный, эвристический, загадки
  • игровые методы и приемы (дидактические игры и упражнения, карточки-подсказки)
  • методы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая
  • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (проблемная ситуация, игровая мотивация, поощрение, похвала)
  • приемы ТРИЗ и РТВ (сравнение «Хорошо-плохо», мозговой штурм)
  • методика бескнижного обучения и психомоторного раскрепощения В.Ф. Базарного (использование коромысел с иллюстрациями первоцветов, свободного перемещения по групповому пространству, смена разных видов деятельности)
  • упражнения на развитие общей и мелкой моторики, на согласование речи и движений (речевая разминка, эмоциональная разминка, пальчиковые гимнастики, физкультминутка).

Совместная деятельность детей и взрослых (предварительная работа):

  1. Наблюдения за весенними изменениями в природе.
  2. Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, разгадывание загадок по лексическим темам «Весна», «Ранняя весна».
  3. Разучивание речевых разминок, артикуляционных упражнений, пальчиковых гимнастик, физкультминуток по лексической теме «Весна».
  4. Занятия по изодеятельности: рисование «Весна в лесу», аппликация «Подснежник».
  5. Работа с кругами Луллия (д/и «Когда это бывает?», д/и «Приметы весны»).
  6. Д/и «Хорошо-плохо» (солнце, сосулька), «Какой, какая, какие», «Четвертый лишний».

Материалы:

  • коромысла с иллюстрациями ( «Первоцветы»)
  • конверт с письмом
  • мультимедийный экран (картинки весенних месяцев)
  • музыкальная фонограмма «Капель»
  • мнемокарточки «Приметы весны», мнемотаблица «Март»
  • массажный мячик.

Ход занятия

1. Подготовительная часть: организационный момент

Воспитатель: ребята, подойдите ко мне. Встаньте в круг и повторяйте за мной. (дети встают в круг на ковре)

  • Речевая и пальчиковая гимнастика «Улыбнемся» (в кругу)

Ты да я, да мы с тобой (сжимают и разжимают кулачки)

Дружно, весело живем, (сжимают и разжимают кулачки)

Утром рано мы встаем, (поочередно соединяют пальцы рук)

В детский садик мы идем. (поочередно соединяют пальцы рук)

Любим дружно мы играть, (поочередно загибают пальцы на руках)

Не ругаться, не кричать. (поочередно загибают пальцы на руках)

Улыбнёмся всем скорей, (раскрывают ладони)

И начнётся день светлей! (разводят руки в стороны)

  • Эмоциональная разминка (в кругу)

Воспитатель: вот и настал новый день. Мне очень хочется, чтобы он принес нам хорошие впечатления, радостные моменты. Чтобы вы сегодня узнали много нового и интересного. Сделайте глубокий вдох носом и выдох ртом. И еще раз.

1. Вступительная часть

Воспитатель: ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Сейчас я загадаю вам одну из них. Вы ее послушаете, и кто догадается, о чем она поднимет руку и скажет.

Воспитатель:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает? (весна)

Правильно, это весна. Давайте еще одну загадку послушаем.

Ребенок:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит, к нам пришла весна.

Воспитатель: а вы рады, что пришла весна? (ответы детей) Весна – это хорошо или плохо? Объясните почему.

  • Д/у «Хорошо-плохо? (ответы детей)
  • Беседа

Воспитатель: какими словами можно сказать про весну? Какая она? Нам поможет этот мячик.

  • Д/у «Весна какая?»

(Дети передают друг другу мячик и говорят: солнечная, ранняя, красивая, радостная, долгожданная, зеленая, шумная и т.д.)

Ребята, молодцы, сколько красивых определений подобрали. А весенние месяцы вы хорошо знаете? (ответы детей) Давайте подойдем к нашему экрану, сядем за столы, и вспомним названия весенних месяцев. Садитесь. (на мультимедийном экране появляются по очереди картинки весенних месяцев)

Капельник пришел,

Капель привел,

Солнышко сияет,

Как месяц называют? (март)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришел... (апрель)

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (май)

Воспитатель: молодцы, и весенние месяцы назвали. Все они очень разные и не похожие друг на друга. А теперь закройте глаза и послушайте. Что за звуки вы услышите? (фонограмма «Капель) Открывайте глаза. Что за звуки вы слышали? Что они вам напоминают? (ответы детей)

Весна начинается со звонкой капели. Давайте немного отдохнем. Встаньте в проходы у столов.

  • Пальчиковая гимнастика «Капель»

Кап-кап-кап, весна настала (пальчики здороваются)

Кап-кап-кап, сосульки тают (пальчики здороваются)

Побежали ручейки (большим и указательным пальцем перебирают)

Прилетели к нам грачи (ладони соединяются, большие пальцы переплетены, взмахи ладонями)

Дети садятся за столы.

2. Основная часть

Раздается стук в дверь. Почтальон приносит письмо.

Воспитатель: Почтальон принес нам письмо. Давайте его прочитаем.

Воспитатель вскрывает конверт и читает письмо.

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лесовичок. Мне очень нужна ваша помощь. В конце осени я прячусь в своем укрытии под корнями могучего дуба от зимних метелей и холодов. В своем подземном домике я провожу всю зиму. А сейчас я сижу и не знаю, пришла ли весна или еще нет. Помогите мне понять, пора ли мне выходить из своего укрытия. Не замерзну ли я? Напишите мне письмо. С нетерпением буду ждать вашего ответа. Лесовичок».

Воспитатель: Что же делать? Как мы можем помочь лесовичку? По каким приметам он сможет догадаться, что пришла весна? И когда он сможет выйти из своего укрытия? (ответы детей)

Какой сейчас у нас весенний месяц? (март) Давайте вспомним про этот месяц стихотворение, которое разучивали накануне. А поможет нам эта таблица. Кто хочет прочитать стихотворение? (заслушивают 2-3 ребенка)

Март сосульки свесил с крыши

И капелью зазвенел.

Солнце в небе выше, выше

Все хлопочут, много дел.

Скоро снег совсем растает

Выйдут в поле трактора.

Черный грач весну встречает

Громкой песней кра-кра-кра.

Март – ранняя весна. Вспомните его народные названия ( «Зимобор», «Бокогрей») Я хочу познакомить вас с еще одним названием марта – «Капельник». Почему про него так говорят? (ответы детей) А еще про него говорят: «Март неверен – то плачет, то смеется». Как вы это понимаете? (часто меняется погода)

Воспитатель: Март обманчив. То теплом нас согревает, то вьюгами и метелью морозит. У меня есть карточки, где нарисованы все приметы весны. Давайте поиграем и найдем приметы, которые характерны только для марта месяца. Выходите на ковер.

  • Д/и «Назови примету марта» (по мнемокарточкам)

Дети выходят и по очереди называют приметы ранней и поздней весны. Складывают карточки на два подноса «Ранняя весна», «Поздняя весна».

Воспитатель: молодцы. Давайте немного отдохнем.

  • Физкультминутка «Весна пришла»

Весна, весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)

Тепло на крыльях принесла! (взмахи руками)

И вот на самом солнцепеке (руками тянемся вверх)

С поднятой гордо головой (голову поднимаем вверх)

Расцвел подснежник голубой (ладошками сделать цветок)

Он не боится холодов, (обнимаем себя и показываем холод)

За ним придут цветы другие (ходьба на месте)

Он первенец среди цветов! (круговой взмах руками)

Воспитатель: Подснежник – первый появляется ранней весной. По-другому его называют первоцветом. Найдите подснежники у нас в группе. (на коромыслах, на стенах) А какие первоцветы вы знаете? Найдите их. (дети рассматривают картинки на коромыслах: подснежник, мать-и-мачеха, ландыш, сон-трава) Какой из этих цветов не растет ранней весной? (ландыш)

  • Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»

4. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Хорошо, что вы знаете приметы ранней весны. Как вы думаете, может Лесовичок уже выходить из своего укрытия, или ему нужно немного подождать? (ответы детей) Так что же мы можем написать ему в нашем письме? А давайте отправим ему картинки-приметы поздней весны, чтобы он точно знал, когда придет теплая весна, и ему можно будет выходить из своего укрытия. Договорились? (ответы детей)

Подведение итога занятия

Воспитатель: А теперь давайте вспомним

- чем мы занимались на занятии? – что нового узнали?

- какие приметы ранней весны вы знаете?

Можете отдохнуть и поиграть.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год