Знакомство детей с трудом художника посредством игровой деятельности |
Труд | |
Автор: Колчина Елена Николаевна | |
11.07.2025 06:40 | |
Ведущая педагогическая идея: Игровая деятельность, являясь ведущей для старшего дошкольного возраста, выступает не просто методом, а уникальным механизмом активного присвоения и эмоционально-ценностного осмысления мира профессий, в частности, профессии художника. Через игру ребенок не только получает знания, но и эмоционально проживает, осмысливает и формирует ценностное отношение к творческому труду. Цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста содержательные первичные представления о труде художника как о творческой и социально значимой профессии, посредством целенаправленной игровой деятельности. Задачи: 1. Познавательно-информационные:
2. Развивающие (игровые и когнитивные):
3. Воспитательные (ценностно-ориентационные):
Материалы и оборудование: Для организационного момента и беседы: Иллюстрации/фотографии, изображающие художников за работой (портретист, пейзажист, иллюстратор и др.). Репродукции известных картин (пейзажи, портреты, натюрморты) доступные для детского восприятия (например, И. Левитан "Золотая осень", В. Серов "Девочка с персиками", И. Хруцкий "Цветы и фрукты"). Набор инструментов художника (мольберт, палитра, кисти разных размеров, тюбики с красками, баночка для воды – настоящие или макеты). "Волшебный сундучок" или мешочек для сюрпризного момента. Для дидактических игр: Карточки с изображением различных профессий и их инструментов (для игры "Что кому нужно?"). Карточки с изображением различных настроений (веселое, грустное, спокойное и т.д.) для игры "Палитра настроений". Для практического упражнения: Листы бумаги формата А4 (на каждого ребенка). Гуашь или акварельные краски, кисти (разные по толщине), баночки-непроливайки для воды, влажные салфетки. Клеенки на столы, фартуки/специальные халаты для детей. Для подвижной игры: Цветные карточки/ленточки (красная, синяя, желтая, зеленая). Для чтения художественной литературы: Книга со стихотворением (например, С. Маршак "Цветные краски", В. Берестов "Художник"). Для оформления: Музыка для фона (спокойная, классическая или звуки природы). Элементы для создания "творческой мастерской" (мольберты, имитация галереи для развешивания работ). Предварительная работа: Рассматривание картин, с изображением художников и мастерских:
Беседы материалах и мастерских художника. Чтение сказок и рассказов, где упоминаются художники.
Организация выставки детских рисунков. Знакомство с основными цветами и оттенками. Длительность занятия: 25-30 минут (для старшей группы). Ход занятия I. Организационный момент (3-4 минуты) Приветствие: Воспитатель: "Доброе утро, мои юные исследователи! Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга улыбками и хорошим настроением!" (Дети здороваются, обмениваются улыбками). Воспитатель: "Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла! (Показывает "волшебный сундучок" или мешочек). В нем что-то очень интересное, но чтобы узнать, что это, нужно отгадать загадку:" "В руках у него кисти, краски, Рисует он волшебные сказки. Пейзажи, портреты, натюрморты – Все это – его любимые работы. Кто это?" Дети: "Художник!" Воспитатель: "Правильно! Это художник! (Достает из сундучка кисть и палитру). Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? А может быть, и попробуем сами стать художниками?" Дети: "О художнике! Да!" Воспитатель: "Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир искусства и узнаем много нового о такой интересной профессии, как художник. Мы узнаем, чем он занимается, что ему для этого нужно, и, конечно же, сами попробуем себя в роли настоящих творцов!" Рассматривание и обсуждение картин И. Левитан "Золотая осень", В. Серов "Девочка с персиками", И. Хруцкий "Цветы и фрукты"): Воспитатель: "Посмотрите, пожалуйста, на эти картины. Что на них изображено? А кто нарисовал все это? Кто создает такую красоту?" Дети: "Художники!" Воспитатель: "Верно! Художник – это человек, который создает произведения искусства: рисует картины, пишет портреты людей, изображает природу, красивые предметы. Он помогает нам увидеть мир по-новому, заметить красоту вокруг нас." II. Основная часть (18-20 минут) Проведение беседы "Мир художника": Воспитатель: "Ребята, а что же нужно художнику для работы? Без чего он не сможет создать свои шедевры?" (Показывает инструменты). Дети: "Кисточки, краски, бумага, карандаши." Воспитатель: "Молодцы! А как называется большая доска, на которой художник закрепляет свой холст или бумагу, чтобы ему было удобно рисовать? (Показывает мольберт). Это мольберт! А на чем художник смешивает краски, чтобы получить нужный цвет?" (Показывает палитру). "Правильно, палитра! Художник – настоящий волшебник, он может превратить белый лист в целый мир, смешивая разные цвета." Воспитатель: "А чем отличается художник от, например, строителя? Или доктора?" (Акцент на создание красоты, выражение чувств, творчество). Дети высказывают свои предположения. Воспитатель: "Правильно! У каждого своя важная работа. Строитель строит дома, доктор лечит, а художник дарит нам красоту и радость!" Проведение дидактической игры "Что кому нужно?": Воспитатель: "У меня есть карточки с разными профессиями и карточки с инструментами. Давайте поиграем! Я показываю инструмент, а вы называете, кому он нужен. Или я называю профессию, а вы находите нужные инструменты." (В игре обязательно присутствуют карточки, связанные с художником). (Пример: воспитатель показывает молоток – дети: "Строителю!", показывает градусник – дети: "Доктору!", показывает кисть – дети: "Художнику!"). Воспитатель: "Молодцы, вы отлично знаете, какие инструменты кому принадлежат!" Чтение художественной литературы: Воспитатель: "А сейчас я прочитаю вам очень красивое стихотворение о том, как художник работает с цветами." Стихотворение В. Берестова "Художник": Художник рисует и день, и ночь, Ему надо краскам скорей помочь! Чтоб краскам не было скучно лежать, Он их на бумагу пускает гулять! Красная краска – это заря, Желтая краска – в небе звезда. Синяя краска – это река, Зеленая краска – трава, облака... Художник рисует, художник поёт, Он нам красоту и добро несёт! Воспитатель: "О чем это стихотворение? Что делает художник с красками? Какие цвета он использует?" (Обсуждение, эмоциональный отклик детей). Физкультминутка "Художник": Воспитатель: "А теперь давайте превратимся в настоящих художников и разомнемся!" (Дети встают, имитируют движения): "Мы кистью по холсту ведем" (Махи руками в стороны, вверх-вниз) "Палитру с красками берем" (Наклон туловища, имитация взятия палитры) "Смешаем синий, желтый цвет – получим мы зеленый!" (Круговые движения руками) "На мольберт глядим, творим" (Руки перед собой, взгляд вдаль) "Вот наш пейзаж, вот он готов!" (Развести руки в стороны, показать работу) "Изобразим мы всех котов!" (Повороты, движения как кот) "Мы портрет рисуем маме" (Имитация рисования портрета) "А теперь бежим к поляне!" (Бег на месте). Практическое упражнение "Юный художник": Воспитатель: "Молодцы, художники! А теперь пришло время самим попробовать себя в этой чудесной профессии. Проходите, пожалуйста, в нашу "Творческую мастерскую" (Дети подходят к столам, где подготовлены материалы). Надевайте фартуки, чтобы не испачкаться. Представьте, что вы – настоящие художники. Сегодня каждый из вас будет рисовать свою картину. Вы можете нарисовать то, что вам подскажет ваше сердце, что вы видите вокруг себя, или что вам очень хочется изобразить. Может быть, это будет яркий цветок, или весеннее солнышко, или ваш любимый зверь." Воспитатель: "Помните, художник очень аккуратен со своими инструментами и бережно относится к краскам. Как мы будем держать кисть? Как набирать краску? Как мыть кисть? (Проговаривание правил работы с красками). (В процессе работы воспитатель подходит к каждому ребенку, поощряет, помогает при необходимости, задает наводящие вопросы: "Что ты рисуешь? Какой цвет ты выбрал для этого? Что ты хочешь показать своей картиной?"). (Звучит тихая, спокойная музыка). Подвижная игра "Галерея живописи": Воспитатель: "Ребята, наши картины готовы! Давайте представим, что наша группа – это настоящая художественная галерея! Вы – теперь не только художники, но и живые картины!" (Дети встают в разных позах, изображая свои картины. Воспитатель предлагает "посетителям" галереи – другим детям – пройтись и "полюбоваться" "картинами", отмечая те, что понравились, и почему. Можно предложить угадать, что изображает "живая картина", если дети показывают конкретный предмет или настроение.) Воспитатель: "Какие замечательные и разнообразные картины у нас получились! Настоящий талант!" III. Заключение (3-4 минуты) Подведение итогов: Воспитатель: "Ребята, наше путешествие в мир искусства подходит к концу. Кого мы сегодня узнали? (Художника). Что делает художник? (Рисует, создает красоту). Какие инструменты ему нужны? (Кисти, краски, палитра, мольберт, холст). Понравилось ли вам быть художниками?" Дети: "Да!" Воспитатель: "Сегодня вы все очень старались, были настоящими творцами и показали, как много вы умеете!" Оценка работы детей: Воспитатель: "Я хочу отметить, что каждый из вас приложил максимум усилий. У вас получились очень красивые, яркие и выразительные картины! Вы все молодцы, настоящие художники! (Вывешивает работы детей на доску или специальное место, создавая мини-выставку). Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась!" (Индивидуально отмечает 2-3 работы за необычность, старание, выразительность). Выдача небольшого задания на дом: Воспитатель: "Чтобы стать настоящим художником, нужно много тренироваться и внимательно смотреть вокруг. Дома вы можете рассказать своим родителям, кем вы были сегодня на занятии и что вы делали. А еще, если захотите, нарисуйте дома что-то очень красивое, что поднимет настроение вашим близким. И не забудьте рассказать им о профессии художника!" Воспитатель: "Спасибо вам за чудесное творческое утро! До свидания, юные таланты!" (Дети прощаются с воспитателем).
|