Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье.
Труд
Автор: Соколова Виктория Дмитриевна   
30.01.2024 18:57

Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье.Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье.

Наше время – это век информационных технологий. Научно-технический прогресс заметно изменил быт, уровень жизни и облик современной семьи. «Потребность семьи в труде детей изживает себя, исчезает сфера возможного приложения их сил в семейном быту и этот процесс будет усиливаться по мере дальнейшего внедрения в быт техники и развития сферы обслуживания». В обиход людей внедрились разнообразные гаджеты, упрощающие общение людей и получение различного рода информации через всемирную сеть Интернет. Также появились техника и различного вида устройства, облегчающие жизнь современного человека. Но, не смотря на это, значение труда в жизни человека трудно переоценить. Данная проблема на сегодняшний день, как никогда актуальна в информационном веке. Потому что на рынке труда требуются ответственные, целеустремленные, трудолюбивые, быстро обучаемые и разносторонне развитые люди. Труд, как и прежде, является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, духовного, нравственного и эстетического развития.

Трудовое воспитание успешно осуществляется тогда, когда ему уделяют внимание не только воспитатели детского сада, но и родители дома, только взаимодействие всех взрослых, занимающихся воспитанием ребенка, может дать хороший результат.

 

Существует многообразие возможностей трудового воспитания ребенка в семье, так как трудом пронизана вся повседневная жизнь взрослых в семье, и поэтому привлечение ребенка к помощи взрослым и постепенное выделение для ребенка его трудовых обязанностей происходит естественно и логично. Только очень важно, чтобы родители и все взрослые члены семьи осознавали значение трудового воспитания ребенка с малых лет. При этом важно понимать, что процесс воспитания должен быть систематическим, постоянным, он должен осуществляться всегда с учетом возрастных особенностей ребенка, его интересов и эмоционального отношения к трудовым поручениям.

Самым главным методом вовлечения детей в труд в семье — совместная деятельность детей и взрослых. Мотив собственно трудовой деятельности формируется у ребенка не сразу, а вот желание быть рядом со взрослым, подкрепленное потребностью в чувстве защищенности, эмоциональной близости со взрослым, познавательными интересами, всегда «живет» в ребенке и эффективно влияет на его социальное развитие.

В процессе трудового воспитания постепенно приходится решать противоречие между тем, что ребенку нравится делать и тем, что он должен делать независимо от того, нравится ли ему это содержание труда. Но очень важно давать ребенку возможность заниматься любимым трудом, поддерживать эту любовь, обучать навыкам выполнения, учить детей делать все ответственно, добросовестно, формировать в нем уверенность в своих способностях.

Именно семья является самым главным и значимым местом воспитания ребенка. В семье у детей закладываются у основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки. Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка, так как зарождаются основы личности, формируется базовая структура мотивов, появляются новые социальные потребности. Ребенок осваивает определенную систему социальных ценностей, моралей, норм и правил поведения в обществе, что является благоприятными мотивами для вовлечения ребенка в детскую трудовую деятельность. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться.

Существуют некоторые особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье:

  1. Родители должны показывать достойный пример. Если мама и папа постоянно спорят, кто сегодня пойдёт выносить мусор или моет посуду, то и малыша будет сложно приучить к трудолюбию.
  2. Трудовое воспитание должно начинается с ранних лет. Обычно, детям не нравится убирать за собой игрушки. В этом случае, делайте это вместе. У всех игрушек должно быть своё место: книги на полке, мягкие игрушки в корзине.
  3. Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не препятствуйте. Даже если ребёнок плохо помыл тарелку или слишком медленно одевается. Наберитесь терпением, а также поручите крохе определенные простые обязанности.
  4. Хвалите ребёнка за любое сделанное дело. Малышам очень важно понимать, что они молодцы. Восхищение родителей — лучшая награда.
  5. Не нужно заставлять ребёнка заниматься трудовой деятельностью. Лучший вариант — совместная трудовая работа. Превратите обыкновенную уборку в игру, соревнование.
  6. Доверьте малышу регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье.
  7. Малышу необходимо понимать результат своих действий. Объясняйте ему, для чего он выполняет тот или иной труд: если не кормить рыбок, то они погибнут, а цветы без воды завянут.
  8. Какие-то поручения могут быть не понятны ребёнку, поэтому взрослым нужно показать малышу, как именно выполнять работу. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы ребёнок понял. Запасайтесь терпением и повторяйте столько раз, сколько потребуется.
  9. Контролируйте малыша. Если ребёнок выполнил работу не качественно, а родители потом за него доделывают или переделывают, то в дальнейшем малыш будет отлынивать от выполнения поручений, зная, что за него и так все сделают.

Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к ребенку придут и первое познание радости собственного труда – дела, сделанного для общего блага.

Как же следует правильно организовывать труд ребенка в семье? Существуют определенные правила, при соблюдении которых труд воспитывает:

  1. Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше он будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание.
  2. Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к деятельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с детства не привык заниматься нужным и полезным делом.
  3. Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой. Начало трудового урока всегда является трудным, так как ребенок испытывает робость, нерешительность, боязнь. Чтобы побороть нерешительность ребенка в труде, родителям необходимо показать, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда же умение сформировано, взрослым остается лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой работы и одобрение старательности и прилежания в работе.
  4. Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая позиция родителей укрепляет веру ребенка в свои силы, учит его работать добросовестно. Можно давать следующие постоянные трудовые поручения детям: ухаживать за домашними животными и растениями; вытирать пыль на подоконниках и мебели; помогать накрывать на стол и убирать со стола; отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и держать их в порядке; производить уборку в своей комнате; помогать в уборке и мытье посуды; следить за своим игровым местом. Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится практически заботиться о членах своей семьи, учиться действенной любви и дружбе.
  5. Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление.

Такие правила воспитатель должен обсуждать с родителями на родительских собраниях, консультациях, индивидуально и коллективно. С той только разницей, что конкретные, отрицательные примеры нужно обсуждать в индивидуальном порядке. Родители часто могут не знать, как и какие поручения нужно и можно давать ребенку дома. В этом и нужна помощь воспитателя, именно педагог может организовать открытые показы родителям методов обучения детей трудовым действиям.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год