Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Коллективный труд и его значение в воспитании детей»
Труд
Автор: Клембо Марина Михайловна Петрова Наталья Алексеевна   
14.01.2024 14:58

«Коллективный труд и его значение в воспитании детей»«Коллективный труд и его значение в воспитании детей»

Развитие трудовых навыков, помогает решать разнообразные социально коммуникативные навыки и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка. Ребенок – будущий член трудового коллектива и его роль в обществе как гражданина зависит от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общем труде насколько он к нему подготовлен, писал Макаренко.

Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умение трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда. Эти задачи наиболее успешно решаются в коллективном труде детей. В саду используются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела даёт возможность ребёнку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда. «Что один не сделает, сделаем вместе».

 

В подготовительной группе помимо общего труда используют более сложную форму организации детей – объединение их непосредственно в процессе трудовой деятельности.

Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно, мы учитываем ряд условий.

- Вначале мы приобрели необходимое оборудование по труду: тазики, тряпочки, щётки-смётки, щётку для пола, обновили фартучки. Познакомили детей с оборудованием, показали, как надо пользоваться им, уточнили, где должно храниться оборудование. Составили список дежурных так, чтобы более сильный ребёнок был с отстающим. Дежурили дети по одной неделе. Каждый понедельник мы распределяли дежурных по столовой, природному уголку, по занятиям. В процессе работы выявляли недостатки, исправляли их.

- Стремимся воспитать у детей уважение друг к другу, мы всегда, где было возможным обращали внимание на заботу одного ребёнка о другом. Совместный труд укрепил дружбу между детьми, научил их помогать друг другу. Особенно важно, что дети стали ценить труд товарищей.

Мы развиваем у детей стремление трудиться на общую пользу. Каждую пятницу мы проводим в группе коллективный труд. Дети убираются в игровых уголках, протирают игрушки, мебель, и т.д.. Рассказываем, как надо и что надо делать. Во время работы следим, помогают ли дети друг другу.

Так жедети охотно трудятся в уголке ручного труда. К 8 марта в подарок мамам все дети вышивали салфеточки. Вначале мы показывали детям как надо вышивать, как вдеть нитку в иголку, как делать узелки. Не всем детям сразу удавалось это сделать, но постепенно дети справились с этой работой. Все дети у нас вышивали красивые салфеточки и мамы были рады получить от своих детей этот подарок, сделанный своими руками, да и детям было приятно сделать самим. В процессе этой работы дети помогали друг другу. Многим детям понравилось вышивать, и они дома самостоятельно вышивали салфеточку, затем принесли готовые в детский сад в кукольный уголок.

В уголке с природными материалами дети трудятся с большим удовольствием. Вместе делаем поделки, заранее распределяем кто что будет делать, а затем объединяем эти работы. Дети стараются, чтобы не подвести друг друга. Например, сделали работу по сказке «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Три медведя» делали из желудей, семян ясеня, спичек, цветной бумаги, клея, пластилина. Для игры в транспорт делали из спичечных коробков домики, машинки, детям понравилась эта работа, некоторые дети, дома со своими родителями сделали несколько поделок и принесли в детский сад.

В течение всего года мы привлекаем детей к труду на участке. С наступлением тёплых весенних дней, когда подсохла земля, появилась возможность организовать разнообразные виды посильного и полезного для детей труда, копали землю, рыхлили. Так привлекая детей к уборке участка, объясняли зачем нужна эта работа, показали, как надо собирать сухие листья, растения, старались, чтобы все дети участвовали в коллективном труде. Когда осенью участок утопал в листьях, дети трудились почти каждый день, собирали сухие листья, подметали участок, кто-то из детей складывал мусор на носилки, другие относят в отведённое место. В процессе работы дети регулируют свои взаимоотношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, комментируютпроцесс и дают советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сообща, коллективом, вместе отвечать за результат работы. Когда привезли рассаду в детский сад, дети также участвовали в пересадке растений, они делали вместе с нами лунки, поливали, аккуратно клали рассаду в лунку. Дети гордились своим трудом.

Зимой дети коллективно трудились на участке, сгребали снег лопатками на участке, очищали веранду от снега, из снега делали постройки, которые в течение зимы сохраняли. Весь инвентарь хранили в определённом месте, мы приучали бережно относиться к лопаткам, носилкам, граблям, вёдрам, лейкам, убирать на место после работы. Для создания положительного отношения и привычки к труду, важнейшее значение имеет живой пример окружающих, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Мы с детьми наблюдали за трудом дворника как он чисто расчищал дорожки, чтобы людям было удобнее ходить, чтобы красиво было расчищено, когда входишь в калитку. Проводили экскурсии на кухню познакомили детей с трудом повара и помощника повара, дети заметили, какой у них тяжёлый труд – видели какие большие котлы, сковородки, сколько надо приложить труда, чтобы получился суп, котлеты. Ближе познакомили детей с трудом няни, рассказали, как много она успевает за день сделать. Эта беседа произвела большое впечатление, особенно на тех, которые до этого безразлично относились к заботам няни. Дети стали более внимательны, стали с удовольствием помогать.

Нельзя добиться воспитания у детей прочных трудовых навыков без тесной связи с семьёй. Мы неоднократно беседовали с родителями, приглашали их посмотреть, как дети трудятся в детском саду.

Взаимодействие с родителями проходят черезбеседы, консультации, брошюры, разъясняли что труд способствует развитию у детей дисциплинированности, коллективизма, укреплению воли, умению бороться с трудностями. Если детей воспитывают в семье к самостоятельности, к посильному труду, они не на словах, а на деле будут проявлять заботу о родителях, об остальных членах семьи, а в дальнейшем участвовать активно в общественно полезном труде. В группе оформляется стенды «Воспитание у детей трудолюбия», «Труд – как средство нравственного воспитания», ширмы «Обязанности ребёнка дома», «Воспитание и уважение к старшим».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год