Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников |
Театральные занятия | |
Автор: Левичева Ольга Александровна, Франк Евгения Григорьевна | |
15.08.2025 08:22 | |
Язык является одним из фундаментальных факторов развития ребёнка. В силу родного языка ребёнок интегрируется в общество и обретает возможности для взаимодействия с другими людьми. Речь способствует взаимопониманию, формирует мировоззрение и убеждения, а также играет ключевую роль в познании окружающей действительности. В современном мире родители, зачастую перегруженные своими обязанностями, пренебрегают значением целенаправленного развития речи у детей. В домашних условиях ребёнок проводит недостаточно времени в общении со взрослыми, предпочитая одиночные развлечения – компьютерные игры, просмотр телевизора или игру с игрушками. Редкие случаи прослушивания сказок и рассказов от родителей, а также полное отсутствие систематических занятий по развитию речи, приводят к следующим проблемам у ребёнка к моменту поступления в школу:
Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением работы в детском саду. Для достижения этой цели используются разнообразные методики, включая дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов, считалок и потешек, а также проведение образовательной деятельности по развитию речи. Бесспорно, театральная деятельность занимает одно из центральных мест в развитии речи дошкольников. Театрализованные игры оказывают существенное влияние на речевое развитие детей, способствуя активизации речи посредством расширения словарного запаса и совершенствования артикуляционного аппарата. Театральная деятельность оказывает существенное влияние на развитие ребенка, способствуя:
Театр является эффективным инструментом эмоционально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность способствует развитию у детей уверенности в себе, помогает им преодолеть стеснение и застенчивость. Театр – это наиболее распространённый вид детского творчества, близкий и понятный ребёнку. Он глубоко укоренен в детской природе и проявляется спонтанно благодаря своей связи с игрой. Ребёнок стремится воплотить свои фантазии и впечатления от окружающего мира в живые образы и действия. Вступая в образ, он играет различные роли, подражая тому, что ему интересно, и испытывая при этом сильные положительные эмоции. Организация театральной деятельности в детском саду может быть осуществлена на всех этапах режима дня:
Театральная деятельность также может быть интегрирована в работу различных студий и кружков детского сада. Результаты театральной работы – инсценировки, драматизации, спектакли – могут стать частью праздничных мероприятий. В целом, театрализованная деятельность является эффективным инструментом для развития творческого потенциала детей, формирования коммуникативных навыков, а также для обогащения образовательного процесса в детском саду. Театрализованная деятельность у детей не возникает спонтанно. Ключевую роль в её развитии играет воспитатель и весь педагогический коллектив. Необходимым условием является то, что сам воспитатель должен обладать навыками выразительного чтения и повествования, умением наблюдать и внимательно слушать. Кроме того, он должен быть готов к перевоплощению в различные образы, владея основами актёрского мастерства и режиссуры. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребёнка. Театрализованная игра играет значительную роль в речевом развитии детей, способствуя совершенствованию диалогов и монологов, а также освоению выразительности речи. Она оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие: дети знакомятся с различными чувствами и настроениями героев, учатся выражать их внешне, осознают причины определённого эмоционального состояния. Театральная игра служит средством самовыражения и самореализации ребёнка. Игра является для ребёнка наиболее доступным и увлекательным методом осмысления и переработки информации, а также развития способности к воображению. Умение вживаться в роль героя произведения, сопереживать его переживаниям и точно воспроизводить обстановку, в которой разворачиваются события, во многом определяется личным опытом ребёнка. Чем богаче и разнообразнее впечатления ребёнка об окружающем мире, тем более развитым будет его воображение, чувственность и способность к абстрактному мышлению. Для успешного исполнения роли ребёнку необходимо владеть широким спектром изобразительных средств: мимикой, пластикой тела, жестами, выразительной интонацией голоса и богатой лексикой. Игра способствует всестороннему развитию личности ребёнка, формируя его сознание. В процессе игры ребёнок усваивает жизненные принципы, проживая судьбы своих героев, сопереживая им, анализируя их мотивы и поступки, а также извлекая уроки из совершённых ошибок. Театрализованные игры позволяют детям активно взаимодействовать с персонажами: отвечать на вопросы кукол, выполнять их просьбы, давать советы. Вступая в образ, ребёнок идентифицирует себя с персонажем и проживает его жизнь. По этой причине драматизация и театральные постановки являются наиболее распространёнными формами детского творчества. Дети самостоятельно придумывают сюжеты, импровизируют роли, инсценируют литературные произведения. Такое словесное творчество отвечает интересам и потребностям самих детей, являясь для них естественным и понятным способом самовыражения. В ходе драматизации реплик персонажей происходит незаметное обогащение словаря и фонетических характеристик речи ребенка. Принятие новой роли, особенно участие в диалогах, требует от ребенка ясной и понятной артикуляции мыслей. Это приводит к совершенствованию его диалогической речи: улучшается грамматическая структура предложений, активизируется использование словарного запаса, который в свою очередь непрерывно пополняется. Известный всем нам писатель ДжанниРодари утверждал: «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку». Развитие речи неразрывно связано с формированием мыслительных процессов и воображения у ребенка. Постепенное овладение навыками составления простых, но содержательных и интересных рассказов, грамотного построения фраз с точки зрения грамматики и фонетики, а также композиционного оформления содержания способствует развитию монологической речи. Это имеет первостепенное значение для успешной подготовки ребенка к обучению в школе. В дошкольном возрасте происходит постоянное расширение словарного запаса ребенка. Однако качественное преобразование этого запаса напрямую зависит от взаимодействия и участия взрослых. Формы занятий по театрализованной деятельности включают в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); отдельные упражнения по этике; игры драматизации. Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются: Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов- моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно- творческой деятельности); Метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); Метод ассоциаций (даёт возможность будить воображение и мышление ребёнка путём ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию) приёмы. Занятия строятся с помощью таких методических приёмов работы, как:
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, переход игры на другой, более сложный творческий уровень и упражнения; этюды. В процессе организации театрализованной игры развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуют формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом, развивая и активизируя свою речь. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следить, чтобы и дети также общались друг с другом. Итак, возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речи дошкольников достаточно широки. Они позволяют добиться совершенствования выразительности речи ребёнка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников. Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребёнка разных видов театрализованных игр. Театрализованная деятельность одна из самых эффектных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, стараясь говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жесты, поза, интонация, модуляция, голос). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
|