Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка»
Театральные занятия
Автор: Маишева Виктория Павловна Баштовая Анна Владимировна   
05.11.2025 17:11

«Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка»«Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка»

Авторы:

  • Маишева Виктория Павловна,
  • Баштовая Анна Владимировна.

Аннотация: Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

«Театр – это волшебный мир,
в котором ребенок радуется,
а играя, познает окружающее…»
О.П. Радынова

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Театр — это мощнейший инструмент для развития речи детей 3 лет, причем в увлекательной и естественной для них форме. В этом возрасте ребенок переживает так называемый «лексический взрыв» и активно осваивает грамматику, а театр становится для этого идеальной средой.

 

Работу по театрализованной деятельности необходимо начинать с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогают воспитателю в работе по безболезненной адаптации детей.

Использовать игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекает ребёнка, помогает ему легче привыкнуть к коллективу, побуждает к общению с воспитателем и с детьми.

Воспитатель учит с детьми песни, потешки: «Петушок, петушок» колыбельные с куклами, «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка», рассказывает сказки, народные песенки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Используете в работе с детьми наиболее эффективны виды театра:

Кукольный театр (пальчиковый, настольный, варежковый): Ребенок может сам управлять персонажем. Это развивает мелкую моторику, которая тесно связана с речью.

Театр теней: Простой и загадочный, отлично стимулирует воображение и словарь.

Игры-драматизации: Это самый доступный и эффективный вид театра. Вы не ставите спектакль, а просто играете в сказку. Пример: Читаете «Теремок». Ребенок становится то мышкой, то зайцем. Он говорит простые реплики: «Кто-кто в теремочке живет?», «Я мышка-норушка, а ты кто?».

Настольный театр (игрушки из киндер-сюрпризов, картонные фигурки, куклы-перчатки): Можно разыгрывать сюжеты прямо на столе. Яркие куклы, которые надеваются на руку. Дети часто боятся больших ростовых кукол, но куклы би-ба-бо обычно вызывают восторг. Воспитатель может говорить за куклу, вовлекая детей в диалог.

Просмотр коротких интерактивных спектаклей: в театрах, ориентированных на малышей, артисты часто вовлекают детей в действие: просят повторить движение, ответить на вопрос, помочь герою.

Пример организации деятельности:

Тема: "Игра-драматизация по сказке "Репка"

1. Подготовительный этап:

Чтение сказки: Воспитатель (родитель) эмоционально читает сказку, рассматривает с детьми иллюстрации.

Беседа: Задает вопросы: "Кто первым пришел тянуть репку?", "А кто потом?", "Как мышкин писк помог?"

Повторение и обыгрывание: Используются настольные или пальчиковые театры, чтобы дети запомнили последовательность героев.

2. Основной этап (постановка):

Распределение ролей: В 3 года не стоит проводить строгий кастинг. Чаще распределяются по желанию или с помощью считалочки. Если ребенок стесняется, он может быть "зрителем" — это тоже важная роль.

Создание обстановки: Делается "репка" из желтой бумаги или ткани, расставляются стульчики-"домики". Костюмы — условные: шапочка-маска с ушками или просто бейджик с картинкой.

Игровой процесс: Воспитатель (родитель) берет на себя роль «Рассказчика» и направляет действие. Он говорит за автора, а дети-актеры выполняют действия и произносят свои короткие реплики: "Идет дедка...", "Тянет-потянет...", "Зовет бабку...", "Иду-иду!".

3. Заключительный этап:

«Аплодисменты!»: Обязательное завершение — благодарность актерам и зрителям.

Обсуждение (очень краткое): "Вам понравилось? Кто был самым сильным? Дружно ли мы тянули репку?"

Театрализованная деятельность вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.

Основная трудность в театрализации — это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

Театр для трехлетнего ребенка — это не просто развлечение. Это развивающая среда, где речь оживает, наполняется смыслом и эмоциями. Через игру и подражание ребенок осваивает все богатство родного языка гораздо быстрее и эффективнее, чем через прямые обучающие занятия.

Список использованных источников:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М., 2003
  2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности. Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал: №7 2009
  3. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду — ТЦ Сфера, 2009
  4. Лямина Г.М Развитие речи ребёнка раннего возраста. М.: Айрис-пресс, 2005
  5. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: ООО "Издательство АСТ", 2004
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 41 (403) выйдет
7 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год