РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
Театральные занятия | |
Автор: Пономарева Надежда Леонидовна | |
09.02.2025 10:19 | |
Пономарева Н. Л. воспитатель МАДОУ «ЦРР-Д/С№ 2», г. Сатка Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГОС ДО). Особое внимание уделяется развитиюту детей коммуникативных компетенций. Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека. Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, развития его коммуникабельности. Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом формирования коммуникативных свойств характера. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Актуальность данного направления определяется тем, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, развития его творческих способностей. С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий изтжизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, расширяет кругозор, благоприятно влияет на развитие психо-эмоциональной сферы. Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик, которые представляют собой системуттворческих игр и этюдов. В содержание занятий обязательно включены: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, упражнения по формированию выразительности исполнения, упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. Пристальное внимание уделяю вопросу организации предметно развивающей среды в группе, стараюсь постоянно вносить разнообразие в её компоненты, структуру. С этой целью были составлены и организованы развивающие игровые зоны, в которых представлены костюмы, маски, дополнительные атрибуты, оформлены картотеки игр на развитие эмпатии, коммуникативных навыков. Особое внимание уделено различным видам театра. С каждым видом театра дети должны знакомиться постепенно, начиная с раннего возраста, где первым видом театра должен быть плоскостной театр на фланелеграфе, затем театр «Би-ба-бо» и настольный театр. На этом этапе важно сформировать интерес к театру, заинтриговать ребёнка, привлечь его внимание. Затем дети познакомить с «театром в лицах», здесь дети впервые могут сами выступить в роли актёров. В младшем возрасте используется конусный театр, плоскостной театр для индивидуальной работы, театр на трубочках. Каждый вид театра сначала демонстрируется педагогом, причём неоднократно показываются театрализованные представления и, только потом привлекаются для постановок дети. На этом же этапе происходит знакомство детей и с возможностью показа представления с помощью ряженья. Следующий вид театра, с которым можно познакомить детей младшего возраста – теневой театр. Очень трудно научить детей играть в теневой театр, поэтому подготовительный этап и совместный этап будут несколько длиннее, чем при знакомстве с другими видами театра. В средней группе вводятся пальчиковый театр, театр марионеток. Пальчиковый театр интересен, прежде всего, тем, что играя в него, ребенок тренирует мелкую моторику. Неважно из чего он изготовлен: материи или соленого теста, дерева или пластика – надевая его на пальчик, ребенок ощущает структуру куклы, ему необходимо совершать манипуляции пальцами и при этом следить, чтотбы кукла оставалась на месте. Как известно «ум находится на кончиках пальцев». Таким образом, пальчиковый театр можно назвать универсальным. Очень важен и интересен этап подготовки декораций, конечно, можно поставить декорации изготовленные настоящим художником, но процесс создания декораций с привлечением детей очень интересен, познавателен для них, он также способствует развитию речи и воображения, активизирует конструктивные способности. Развитие театральной деятельности в дошкольном детстве, накопление эмоционально-чувственногот опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Взаимодействие с ними позволяет обеспечить преемственность в обучении детей, способствует созданию благоприятных условий в развитии детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развить способности и творческий потенциал каждого ребенка. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Участие родителей в театральной тдеятельности с детьми вызывает у много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках. Значимость тданного направления работы можно подчеркнуть словами В.А. Сухомлинского: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных тоткрытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Литература
|