Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»
Театральные занятия
Автор: Чупалова Елена Вячеславовна   
24.01.2025 15:33

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»

Выполнила воспитатель: Чупалова Е.В. Г. Чита 2025г. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» Г. Чита, ул. Подгорбунского 45

Аннотация. В статье рассмотрена роль воспитателя в подготовительной группе детского сада с акцентом на театрализованную деятельность как важный инструмент социализации детей. Описываются различные формы театрализованных мероприятий, такие как импровизированные спектакли, кукольные театры и теневой театр. Подчеркивается значимость таких занятий для развития творческого мышления, уверенности, коммуникативных навыков, эмпатии и мелкой моторики у детей. Уделяется внимание процессу подготовки, включая создание костюмов и декораций, что способствует коллективной работе и развитию ответственности. Общение и обсуждения в процессе занятий помогают формировать критическое мышление и духовное обогащение.

Ключевые слова: воспитатель, подготовительная группа, театрализованная деятельность, социализация, импровизация, кукольный театр, теневой театр, творческое мышление, социализация, коммуникативные навыки, эмпатия, коллективная работа.

Работа воспитателя в подготовительной группе детского сада, особенно когда речь идет о театрализованной деятельности, превращается в удивительное путешествие, полное открытий и незабываемых моментов. Театр для наших детей становится не просто развлечением, но и важным инструментом социализации.

 

Каждое утро начинается с того, что мы приветствуем друг друга, делимся впечатлениями о прошедшем дне и готовимся к новым свершениям. Детей в нашей группе всегда привлекали сказки и рассказы, поэтому театрализованная деятельность органично вошла в наш образовательный процесс. Мы не просто учим роли и разыгрываем сцены, мы создаем среду, в которой каждый ребенок может выразить себя, раскрыть свои таланты и почувствовать себя частью коллектива.

Одной из наших любимых форм работы стали импровизированные спектакли. Например, мы проводим "Утренние инсценировки", где дети могут выбрать любую понравившуюся сказку. Они разрабатывают сценарий, придумывают реплики, а я лишь слегка направляю их и помогаю организовать процесс. Такая деятельность не только развивает творческое мышление, но и учит детей работать в команде, слушать и слышать друг друга.

Когда дети начинают создавать свои маленькие театральные постановки, мы наблюдаем удивительные изменения. Те, кто раньше был застенчив и скован, постепенно начинают чувствовать себя увереннее, их глаза загораются интересом. В театре нет строгих рамок и ограничений, каждый может быть самим собой, попробовать себя в разных ролях — и это очень помогает в социализации.

Кроме того, мы уделяем внимание разнообразию театральных жанров. Иногда это кукольные театры, которые дети готовят своими руками. Каждому участнику группы достается своя кукла. Они с любовью и заботой занимаются её "созданием", придумывают характер и манеры. В процессе подготовки у детей улучшается мелкая моторика, развиваются фантазия и воображение. Взаимодействуя друг с другом через игру, они учатся распознавать эмоции, развивают эмпатию и способность сопереживать.

Как-то раз мы устроили тематическую неделю теневого театра. Это оказалось потрясающим опытом! Дети с восторгом наблюдали, как при помощи простого фонарика и бумаги можно создавать целые миры и истории. Мы затемняем комнату, ребёнок выступает с отрывком, а затем делится своими ощущениями. Такой формат помог нам решить множество проблем внутри группы: снялись напряжение и робость, наладилось общение между детьми.

Не могу не упомянуть о кукольном театре, который мы проводим не только внутри группы, но и для родителей. Это важное событие в жизни детей. Забыть выражения их лиц, когда они выступают перед зрителями, невозможно. Родители поражаются тому, как их дети раскрываются на сцене, насколько они становятся более общительными и уверенными в себе.

В рамках подготовки к таким выступлениям мы уделяем особое внимание репетициям. Мы учим детей работать с текстом, понимать его подтекст, развиваем навыки дикции и мимики. Все это способствует не только улучшению речевых навыков, но и укреплению межличностных отношений в коллективе. Дети учатся договариваться, поддерживать друг друга в случае неудач, развивают терпимость и толерантность.

Отдельное место в нашей театральной деятельности занимает создание костюмов и декораций. Это командная работа, которая требует креативности и ответственности. Создавая маленькие шедевры своими руками, дети учатся ценить труд и результат усилий каждого из участников. Они активно включаются в процесс, предлагают свои идеи, что делает наше творчество по-настоящему коллективным.

Важно отметить, что в процессе театрализованных занятий мы обязательно проводим беседы и обсуждения. Мы говорим о смысле каждой постановки, обсуждаем моральные и этические аспекты сказок и историй, которые выбраны для показа. Это помогает детям формировать собственное мнение, критически мыслить и обогащаться духовно.

Театрализованная деятельность, как способ социализации детей, представляет собой уникальный и эффективный подход к развитию личности и социального взаимодействия в детском возрасте. Это обусловлено тем, что театральное искусство не только развивает творческие способности и эмоциональную сферу, но и значительно способствует интеграции ребенка в общество. Как отмечает Д. Б. Эльконин, «театрализованная деятельность в полной мере раскрывает потенциал детской личности, помогает развивать важные социальные навыки, такие как эмпатия, сотрудничество и коммуникативность» [1].

С самого раннего возраста дети стремятся к игре и самовыражению, что делает театрализованную деятельность естественной формой обучения и развития. В процессе участия в театральных постановках дети учатся взаимодействовать друг с другом, учитывая мнение и позицию партнера по сцене. Это процесс развивает важные навыки, которые необходимы в повседневной жизни вне сцены. На эту тему известный педагог и психолог Л. С. Выготский писал: «Игра — это не просто развлечение, это процесс социального обучения, позволяющий детям переносить жизненные ситуации на игровое поле и находить в них пути решения» [2].

Погружение в театральную среду способствует улучшению речевых навыков, обогащению словарного запаса и общей грамотности ребенка. Разыгрывая роли и заучивая тексты, дети учатся правильно строить свои мысли и выражать их вербально. К. Д. Ушинский считал, что «воздействие искусства слова на личность ребенка более эффективно, если ребенок не просто слушает, а активно принимает участие в сценическом действии» [3].

Однако театрализованная деятельность способствует не только развитию индивидуальных способностей, но и формированию коллектива. Дети, работающие над постановкой, узнают, что успех зависит от вклада каждого участника. Это учит ответственности и уважению к чужому труду. А. Н. Леонтьев указывает, что «формирование навыков коллективного взаимодействия через театральное творчество может играть ключевую роль в социализации детей и подростков» [4].

Важно отметить, что театрализованная деятельность оказывает значительное влияние на эмоциональное развитие детей. Играя различные роли, дети имеют возможность проживать разные чувства и ситуации, которые они, возможно, не встречали в реальной жизни. Это помогает им стать более чуткими и толерантными к окружающим. В. Н. Мясищев уточнял: «Эмоциональная сфера личности обогащается через театральную деятельность, что позволяет лучше понимать эмоции как свои, так и других людей» [5].

Разнообразие театральных жанров дает возможность каждому ребенку найти что-то свое, уникальное. Кто-то предпочитает драму, а кто-то — веселую игру, кто-то выступает на сцене, играя роль, а кто-то занимается кулисной работой. Это позволяет детям с разными личностными типами и интересами находить свое место в общем процессе и чувствовать свою значимость.

Кроме того, участие в театральных постановках может помочь справиться с боязнью публичных выступлений, повысить уверенность в себе и научиться управлять своим волнением. Психологи утверждают, что дети, регулярно участвующие в спектаклях, в дальнейшем демонстрируют более высокий уровень самооценки и уверенности в себе. Видный исследователь детской психологии Г. С. Костюк отмечает, что «эмоциональная устойчивость и уверенность, приобретенные в детстве через театральную деятельность, становятся мощным ресурсом для взрослой жизни» [6].

Спектакли и театральные игры являются эффективным средством социализации еще и потому, что они способствуют интеграции детей с ограниченными возможностями в коллектив. Для них участие в драматическом действии может стать способом преодоления барьеров и нахождения точки соприкосновения с миром вокруг них. А. В. Запорожец в своих работах подчеркивал, что «инклюзивные театральные проекты развивают не только детей с ограниченными возможностями, но и всех участников, формируя атмосферу понимания и поддержки» [7].

Нельзя не упомянуть о важности педагогического руководства в процессе театрализованной деятельности. Педагог должен не только направлять и поддерживать детей, но и создавать условия для свободного самовыражения и творчества. Об этом свидетельствует Р. И. Жуковская: «Умение педагога управлять коллективом, создавая доброжелательную атмосферу, является основным условием успешной социализации через искусство» [8].

В заключение важно подчеркнуть, что театрализованная деятельность является многоаспектным и глубоко интеграционным процессом, обеспечивающим гармоничное развитие детей. Путем участия в театральных постановках дети не только самовыражаются, но и обучаются взаимодействию, что становится важным этапом на пути их социализации. Театральное искусство становится той средой, где ребенок познает мир и себя, учится быть частью коллектива и проявлять свою индивидуальность.

Список литературы

  1. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – Москва: Просвещение, 1978.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва: Педагогика, 1991.
  3. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. – Москва: Педагогика, 1990.
  4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Москва: Смысл, 2005.
  5. Мясищев, В. Н. Психология отношений. – Ленинград: ЛГУ, 1960.
  6. Костюк, Г. С. Психология и педагогика в обучении. – Киев: Радянська школа, 1989.
  7. Запорожец, А. В. Психология развития. – Москва: Просвещение, 1986.
  8. Жуковская, Р. И. Искусство педагогики. – Санкт-Петербург: Астерион, 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год