Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»
Театральные занятия
Автор: Чупалова Елена Вячеславовна   
20.01.2025 15:33

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»

Выполнила воспитатель: Чупалова Е.В. Г. Чита 2025г. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» Г. Чита, ул. Подгорбунского 45

Аннотация. В статье рассмотрена роль воспитателя в подготовительной группе детского сада с акцентом на театрализованную деятельность как важный инструмент социализации детей. Описываются различные формы театрализованных мероприятий, такие как импровизированные спектакли, кукольные театры и теневой театр. Подчеркивается значимость таких занятий для развития творческого мышления, уверенности, коммуникативных навыков, эмпатии и мелкой моторики у детей. Уделяется внимание процессу подготовки, включая создание костюмов и декораций, что способствует коллективной работе и развитию ответственности. Общение и обсуждения в процессе занятий помогают формировать критическое мышление и духовное обогащение.

Ключевые слова: воспитатель, подготовительная группа, театрализованная деятельность, социализация, импровизация, кукольный театр, теневой театр, творческое мышление, социализация, коммуникативные навыки, эмпатия, коллективная работа.

Работа воспитателя в подготовительной группе детского сада, особенно когда речь идет о театрализованной деятельности, превращается в удивительное путешествие, полное открытий и незабываемых моментов. Театр для наших детей становится не просто развлечением, но и важным инструментом социализации.

 

Каждое утро начинается с того, что мы приветствуем друг друга, делимся впечатлениями о прошедшем дне и готовимся к новым свершениям. Детей в нашей группе всегда привлекали сказки и рассказы, поэтому театрализованная деятельность органично вошла в наш образовательный процесс. Мы не просто учим роли и разыгрываем сцены, мы создаем среду, в которой каждый ребенок может выразить себя, раскрыть свои таланты и почувствовать себя частью коллектива.

Одной из наших любимых форм работы стали импровизированные спектакли. Например, мы проводим "Утренние инсценировки", где дети могут выбрать любую понравившуюся сказку. Они разрабатывают сценарий, придумывают реплики, а я лишь слегка направляю их и помогаю организовать процесс. Такая деятельность не только развивает творческое мышление, но и учит детей работать в команде, слушать и слышать друг друга.

Когда дети начинают создавать свои маленькие театральные постановки, мы наблюдаем удивительные изменения. Те, кто раньше был застенчив и скован, постепенно начинают чувствовать себя увереннее, их глаза загораются интересом. В театре нет строгих рамок и ограничений, каждый может быть самим собой, попробовать себя в разных ролях — и это очень помогает в социализации.

Кроме того, мы уделяем внимание разнообразию театральных жанров. Иногда это кукольные театры, которые дети готовят своими руками. Каждому участнику группы достается своя кукла. Они с любовью и заботой занимаются её "созданием", придумывают характер и манеры. В процессе подготовки у детей улучшается мелкая моторика, развиваются фантазия и воображение. Взаимодействуя друг с другом через игру, они учатся распознавать эмоции, развивают эмпатию и способность сопереживать.

Как-то раз мы устроили тематическую неделю теневого театра. Это оказалось потрясающим опытом! Дети с восторгом наблюдали, как при помощи простого фонарика и бумаги можно создавать целые миры и истории. Мы затемняем комнату, ребёнок выступает с отрывком, а затем делится своими ощущениями. Такой формат помог нам решить множество проблем внутри группы: снялись напряжение и робость, наладилось общение между детьми.

Не могу не упомянуть о кукольном театре, который мы проводим не только внутри группы, но и для родителей. Это важное событие в жизни детей. Забыть выражения их лиц, когда они выступают перед зрителями, невозможно. Родители поражаются тому, как их дети раскрываются на сцене, насколько они становятся более общительными и уверенными в себе.

В рамках подготовки к таким выступлениям мы уделяем особое внимание репетициям. Мы учим детей работать с текстом, понимать его подтекст, развиваем навыки дикции и мимики. Все это способствует не только улучшению речевых навыков, но и укреплению межличностных отношений в коллективе. Дети учатся договариваться, поддерживать друг друга в случае неудач, развивают терпимость и толерантность.

Отдельное место в нашей театральной деятельности занимает создание костюмов и декораций. Это командная работа, которая требует креативности и ответственности. Создавая маленькие шедевры своими руками, дети учатся ценить труд и результат усилий каждого из участников. Они активно включаются в процесс, предлагают свои идеи, что делает наше творчество по-настоящему коллективным.

Важно отметить, что в процессе театрализованных занятий мы обязательно проводим беседы и обсуждения. Мы говорим о смысле каждой постановки, обсуждаем моральные и этические аспекты сказок и историй, которые выбраны для показа. Это помогает детям формировать собственное мнение, критически мыслить и обогащаться духовно.

Театрализованная деятельность, как способ социализации детей, представляет собой уникальный и эффективный подход к развитию личности и социального взаимодействия в детском возрасте. Это обусловлено тем, что театральное искусство не только развивает творческие способности и эмоциональную сферу, но и значительно способствует интеграции ребенка в общество. Как отмечает Д. Б. Эльконин, «театрализованная деятельность в полной мере раскрывает потенциал детской личности, помогает развивать важные социальные навыки, такие как эмпатия, сотрудничество и коммуникативность» [1].

С самого раннего возраста дети стремятся к игре и самовыражению, что делает театрализованную деятельность естественной формой обучения и развития. В процессе участия в театральных постановках дети учатся взаимодействовать друг с другом, учитывая мнение и позицию партнера по сцене. Это процесс развивает важные навыки, которые необходимы в повседневной жизни вне сцены. На эту тему известный педагог и психолог Л. С. Выготский писал: «Игра — это не просто развлечение, это процесс социального обучения, позволяющий детям переносить жизненные ситуации на игровое поле и находить в них пути решения» [2].

Погружение в театральную среду способствует улучшению речевых навыков, обогащению словарного запаса и общей грамотности ребенка. Разыгрывая роли и заучивая тексты, дети учатся правильно строить свои мысли и выражать их вербально. К. Д. Ушинский считал, что «воздействие искусства слова на личность ребенка более эффективно, если ребенок не просто слушает, а активно принимает участие в сценическом действии» [3].

Однако театрализованная деятельность способствует не только развитию индивидуальных способностей, но и формированию коллектива. Дети, работающие над постановкой, узнают, что успех зависит от вклада каждого участника. Это учит ответственности и уважению к чужому труду. А. Н. Леонтьев указывает, что «формирование навыков коллективного взаимодействия через театральное творчество может играть ключевую роль в социализации детей и подростков» [4].

Важно отметить, что театрализованная деятельность оказывает значительное влияние на эмоциональное развитие детей. Играя различные роли, дети имеют возможность проживать разные чувства и ситуации, которые они, возможно, не встречали в реальной жизни. Это помогает им стать более чуткими и толерантными к окружающим. В. Н. Мясищев уточнял: «Эмоциональная сфера личности обогащается через театральную деятельность, что позволяет лучше понимать эмоции как свои, так и других людей» [5].

Разнообразие театральных жанров дает возможность каждому ребенку найти что-то свое, уникальное. Кто-то предпочитает драму, а кто-то — веселую игру, кто-то выступает на сцене, играя роль, а кто-то занимается кулисной работой. Это позволяет детям с разными личностными типами и интересами находить свое место в общем процессе и чувствовать свою значимость.

Кроме того, участие в театральных постановках может помочь справиться с боязнью публичных выступлений, повысить уверенность в себе и научиться управлять своим волнением. Психологи утверждают, что дети, регулярно участвующие в спектаклях, в дальнейшем демонстрируют более высокий уровень самооценки и уверенности в себе. Видный исследователь детской психологии Г. С. Костюк отмечает, что «эмоциональная устойчивость и уверенность, приобретенные в детстве через театральную деятельность, становятся мощным ресурсом для взрослой жизни» [6].

Спектакли и театральные игры являются эффективным средством социализации еще и потому, что они способствуют интеграции детей с ограниченными возможностями в коллектив. Для них участие в драматическом действии может стать способом преодоления барьеров и нахождения точки соприкосновения с миром вокруг них. А. В. Запорожец в своих работах подчеркивал, что «инклюзивные театральные проекты развивают не только детей с ограниченными возможностями, но и всех участников, формируя атмосферу понимания и поддержки» [7].

Нельзя не упомянуть о важности педагогического руководства в процессе театрализованной деятельности. Педагог должен не только направлять и поддерживать детей, но и создавать условия для свободного самовыражения и творчества. Об этом свидетельствует Р. И. Жуковская: «Умение педагога управлять коллективом, создавая доброжелательную атмосферу, является основным условием успешной социализации через искусство» [8].

В заключение важно подчеркнуть, что театрализованная деятельность является многоаспектным и глубоко интеграционным процессом, обеспечивающим гармоничное развитие детей. Путем участия в театральных постановках дети не только самовыражаются, но и обучаются взаимодействию, что становится важным этапом на пути их социализации. Театральное искусство становится той средой, где ребенок познает мир и себя, учится быть частью коллектива и проявлять свою индивидуальность.

Список литературы

  1. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – Москва: Просвещение, 1978.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва: Педагогика, 1991.
  3. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. – Москва: Педагогика, 1990.
  4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Москва: Смысл, 2005.
  5. Мясищев, В. Н. Психология отношений. – Ленинград: ЛГУ, 1960.
  6. Костюк, Г. С. Психология и педагогика в обучении. – Киев: Радянська школа, 1989.
  7. Запорожец, А. В. Психология развития. – Москва: Просвещение, 1986.
  8. Жуковская, Р. И. Искусство педагогики. – Санкт-Петербург: Астерион, 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 2 (364) выйдет
19 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год