«Театр в жизни дошкольника с особыми образовательными потребностями» |
Театральные занятия | |||
Автор: Вострилова Алла Олеговна Карасева Вера Владимировна | |||
28.12.2024 06:11 | |||
«Театр в жизни дошкольника с особыми образовательными потребностями»
Воспитатели МДОБУ «Детский сад №4» Инклюзивное образование (фр. inclusif — включающий в себя, лат. include-заключаю) – это включение, адаптация людей с инвалидность в обычную общественную жизнь. За последние несколько лет термин «инклюзивное образование» становится все более упоминаемым в обществе. Процент детей с особенностями развития в нашей стране, к сожалению, неумолимо растет. И поэтому сейчас в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных, идет активная работа по включению детей с особыми потребностями в полноценную социальную жизнь. Инклюзивное образование более широкий и глубокий процесс, в котором на всех этапах работы с детьми должны соблюдаться определенные условия. Здесь нужен более гибкий подход, чтобы учесть потребности всех участников социума, в том числе и их родителей.
Воспитание и образование «особенных» детей надо начинать с раннего возраста. Так как базовые навыки общения и поведения формируются как раз в юном возрасте в процессе социализации с другими детьми. Ребенку с определенными отклонениями (физическими или психическими) достаточно тяжело самостоятельно адаптироваться к нормальной общественной жизни, если создавать ему искусственную среду, которая достаточно сильно отличается от обычной. Это как раз относиться к домашнему обучению или отказе родителей водить ребенка в детский сад. На сегодняшний день система образования в нашей стране готова принять только детей со стандартными возможностями, наряду с этим дети с ограниченными, нестандартными возможностями оказываются за пределами обычной системы образования, им тяжело влиться в процесс обучения полноценно. Эту и многие другие проблемы должно решить инклюзивное образование. Благодаря инклюзивному образованию у детей с особенностями развития есть возможность проходить обучение, не расставаясь со своей семьей. Для этого в нашем детском саду организована специальная театральная студия, которая помогает детям и их родителям интегрироваться в процесс образования. Вообще тема инклюзивного образования на сегодняшний день для многих по-прежнему сложная и непонятная. Но то, что включение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычную повседневную жизнь дает хорошие результаты в их развитии и социализации, остается фактом. Одним из наиболее эффективных способов вовлечения «особенных» детей в повседневную жизнь является творчество, в частности театр. Ведь в основе театра лежит игра. Дети особенно органичны именно в театральном пространстве, они думают и ощущают все по-другому. Развиваются коммуникативные способности детей с ограниченными возможностями, тем самым здоровым детям проще принять их и главное понять. Помимо коммуникативных навыков развивается память, логика, фантазия, дисциплина. Поддержка воспитателя здесь тоже важна. Мы на базе нашей театральной студии стараемся предлагать детям выбирать самим, а не навязывать свое. Если у ребенка будет интерес, то хороший результатобеспечен как в самой постановке, так и в развитии детей. Актуальность: Театрализованная деятельность в детском саду – это самый доступный вид искусства для детей. Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей. Она позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В условиях дошкольных образовательных организаций общеразвивающего вида применяется более широкий подход к инклюзии, который предполагает включение каждого ребенка в образовательный процесс, в котором каждый воспитанник чувствует себя комфортно. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим и физическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. На базе нашего детского сада мы организовали театральный кружок «Орфей», в котором принимают участие дети с ООП и их родители. Наша цель: Создание благоприятных условий для инклюзии детей с ООП в общество здоровых детей через театрализованную деятельность. Задачи:
Шаги-достижения: Первый шаг – подготовительный, включающий организацию театральных игр и наблюдение за детьми, за проявлением интереса к театральной деятельности. Изучение литературы по организации инклюзивной театральной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. Второй шаг – основной (просмотр детских фильмов, спектаклей, прослушивание аудио-сказок, оформление уголка для родителей «Мы играем в театр»; организация сюжетно-ролевых игр с детьми; приобретение и изготовление с помощью родителей различных видов театров и театральной атрибутики (теневой, кукольный, ростовой, пальчиковый, магнитный виды театров). Проведение игр на выражение эмоций, развитие мимики, разучивание текстов, потешек, стихотворений, чтение детских литературных произведений, просмотр видеоматериалов об истории возникновения театра, посещения с детьми и родителями детских спектаклей, изготовление вместе с родителями театральных костюмов, декораций и непосредственное участие их в спектаклях; совместное участие музыкального руководителя (репетиции праздников, постановок мюзиклов, музыкальных сказок). Третий шаг-заключительный. Это показательные выступления. Совместно с музыкальным руководителем, при поддержке родителей, поставили мюзикл «Муха-Цокотуха» и музыкальную сказку «Волк и семеро козлят на новый лад». С этой сказкой мы участвовали в конкурсе «Театральная юность Минусинска – 2023» и получили диплом третьей степени. Результат: Проводя анализ своей работы, можем отметить, что между детьми устанавливается доверительный контакт. Дети в игре стараются отражать характер героев, эмоционально передавать их настроение. Речь детей стала более четкой и грамотной. Родители помогают в организации спектаклей (приобретение и пошив костюмов, атрибутики, участие в спектаклях). Подводя итог, можно сказать, что инклюзивное образование — это безусловно сложный процесс, как для воспитателей, педагогов, так и для обучающихся. Но благодаря совместной работе результат превосходит ожидания. Данный вид образования развивается и показывает положительную динамику при включении всего общества. В результате совместных действий происходит образование новых идей, обмен мнениями. Это очень важно для профессионального развития каждого из участников процесса. Список использованных источников
|