Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Театрализованная деятельность в детском саду
Театральные занятия
Автор: Авдонькина Анастасия Александровна   
23.10.2024 06:43

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду

Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика.

 

Театр представляет собой один из наиболее доступных форм искусства для детей. Он эффективно решает множество задач в области педагогики и психологии, связанных с художественно-эстетическим образованием и воспитанием. Этот вид искусства способствует формированию эстетического восприятия, нравственным принципам, развитию коммуникативных навыков, воли, а также улучшению памяти, воображения и речи. Кроме того, театр создает позитивное настроение и помогает справляться с конфликтами через игровые ситуации. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Музыкально-театрализованная деятельность является одной из самых действенных форм музыкального воспитания, которая помогает в формировании творческой личности ребёнка. Через такую деятельность в игровой форме дети получают обширные знания о мире вокруг, развивают свою память и воображение. Они испытывают различные эмоции и, что особенно важно, учатся создавать что-то новое.

Используя музыкально-театрализованную деятельность в системе обучения детей дошкольного возраста, решается комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях в соответствие с ФГОС ДО.

Театрализованные занятия способствуют формированию эстетического восприятия и закладывают основы музыкальной культуры у детей, что является важной частью их духовного развития в дальнейшем.

Для того чтобы создать подходящие условия для театрализованных игр, специалисты дошкольных учреждений применяют разнообразные методы и формы взаимодействия с детьми.

Основная цель данной работы – развитие творческих способностей, интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование культурных ценностей средствами театрализованного искусства.

Определены следующие задачи:

  • воспитание у дошкольников устойчивого интереса к театрализованной деятельности

развитие монологической и диалогической речи, совершенствование интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря;

  • развитие навыков коммуникативного общения и игрового взаимодействия в театрализованных играх
  • поэтапное освоение детьми различных видов театра с учетом их возрастных особенностей
  • знакомство с правилами кукловождения, развитие умения соотносить движение куклы и слова

- совершенствование исполнительских умений в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций.

Театрализованная игра служит важным инструментом для достижения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Она помогает развивать умение сопереживать и испытывать сочувствие к персонажам и их действиям. Такие игры также содействуют пониманию литературных текстов, расширяют знания о мире вокруг и знакомят с социальной и природной средой. Кроме того, театрализованные игры гармонично сочетаются с другими видами детской деятельности, такими как изобразительное искусство, художественное слово, музыка и физические занятия.

Дети дошкольного возраста проявляют творческий подход к образам персонажей, используя различные техники, такие как лепка, аппликация, рисование и конструирование. Они также начинают знакомиться с основами актерского мастерства, применяя мимику, пантомиму, интонацию, ритмические элементы, четкость речи и движения. Безусловно, педагог является образцом для учеников. Его умение читать выразительно, передавать интонацию и использовать характерные жесты существенно влияет на то, как дети воспринимают и осваивают различные средства выразительности.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  • мотивация к включению детей в театрализованную деятельность; — доступность, содержательность и разнообразие театрализованных игр
  • использование в играх-драматизациях знакомого литературного материала
  • создание предметно-развивающей среды в группах в соответствии с возрастом воспитанников

- обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения образов.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно – ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые стихи и песенки являются хорошим материалом для малышей. Действие в этом возрасте должно быть непродолжительным. С целью устранения внутренней скованности детей полезно проводить маленькие этюды, в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной и музыкальной установок. Детям очень нравится имитировать игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках.

Работа по театральной деятельности в старшей группе строится поэтапно: 1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки; 2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки; 3) на третьем этапе дети выполняют рад творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.); 4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п]. Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов. Врезультате были найдены интересные методические приемы:

  • предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его; прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с теми же персонажами
  • предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей — Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки

- предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей — строго медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка.

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

Методы работы по организации игр – драматизаций: 1) метод моделирования ситуаций — предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов; 2) метод творческой беседы — предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога; 3) метод ассоциаций — дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

В ходе театрализованных игр дети получают возможность углубить свои знания о мире вокруг. Такие занятия способствуют развитию их психики, помогают скорректировать поведение и формируют чувство коллективизма и ответственности за других. Дети учатся проявлять нравственные качества и развивают свою креативность, самостоятельность и поисковую активность. Участие в таких играх приносит детям радость, вызывает интерес и увлекает их.

Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.

Имеет определённые формы организации: занятие, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение, кружковая работа.

В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

Волшебный мир театра в детском саду – это не просто развлечение, а мощный инструмент развития личности ребенка, способный заложить фундамент для его будущей гармоничной и счастливой жизни. Это волшебная дверь, открывающая пусть в мир фантазии, творчества и самовыражения, где каждая сказка оживает, а каждый ребенок становится актером, режиссером и даже немного волшебником.

Театр воспитывает в нас умение замечать красоту в окружающем мире и в людях, наполняет сердца энергией, побуждая стремиться к добру и прекрасному. Детский спектакль становится кульминацией совместной работы детей, педагогов и родителей, представляя собой одну из самых удивительных возможностей задержать драгоценные мгновения счастья. Поймать радость от игры на сцене могут все: родители, с гордостью наблюдающие за выступлениями своих детей, педагоги, осознающие значимость труда и достижений, и сами воспитанники, чье исполнение способствует формированию целеустремленных личностей. Это действительно стоит того! Театрализованная игра, по своей психологической структуре, служит основой для будущей серьезной деятельности – жизни.

Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности. Даже если родители не участвуют лично (к примеру находятся на работе) все равно ощущается их подготовка и забота о своих детях (изготовление реквизита, костюмов)

К подготовке разучиванию ролей можно использовать такие развивающие игры для детей как пальчиковые, именно пальчиковые игры и упражнения — это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Через музыку познаётся и красота природы, присутствующая во всех сказках. В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы.

Благодаря совместной деятельности в ходе применения музыкально-театральной деятельности на музыкальных занятиях укрепляются взаимоотношения между детьми, воспитателем, музыкальным руководителем и родителями. Дети становятся более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.

Вывод. Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии музыкально-театральной деятельности на музыкальных занятиях — на процесс музыкального воспитания.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год