Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Волшебный мир театра» для старшего дошкольного возраста
Театральные занятия
Автор: Попкова Ольга Александровна   
14.10.2024 18:22

Проект «Волшебный мир театра» для старшего дошкольного возрастаПроект «Волшебный мир театра» для старшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №165» г. Перми

Разработала: музыкальный руководитель Попкова О.А. 2022- 2023 учебы год

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)

Характеристика проекта:

Тип проекта: творческий, познавательно-игровой, информационный, практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2022 – 2023уч. год).

Режим работы: во время занятий, на дополнительных занятиях, на индивидуальных занятиях.

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели старших групп 5 и 6, дети, родители.

Возраст детей: 5 — 6 лет.

 

Скачать проект

Продукт проекта: Совместные театрализованные постановки детей и взрослых не только на площадке ДОУ, но и на большой сцене клуба «Юбилейный».

Новизна проекта: использование новых инновационных технологий в работе с детьми таких как Эвритмия, ритмопластика, ритмодекламация, хор рук и т.д.

Актуальность проекта:

Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей в нашем саду, является театрализованная деятельность. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.

После беседы с детьми, выяснилось, что многие еще ни разу не были в театре. Они не представляют, что это такое, кто там работает, для чего он нужен. Дети изъявили желание о нем узнать.

Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания проекта «Волшебный мир театра».

Реализация проекта позволила сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью совместного творчества детей и взрослых. Развитие «актерского мастерства» дошколят через многочисленные образы, звуки, краски помогло не только сформировать творческую личность, но и накопить опыт разных переживаний, развить речь ребенка, обогатить словарь. От выступления к выступлению, в процессе театрализованных игр, слушанья, просмотра спектаклей жизнь детей в дошкольном учреждении наполнилась новым содержанием, яркими впечатлениями, положительными эмоциями от совместной творческой деятельности.

Проблема:

Поверхностные знания детей и родителей о различных видах театра. Недостаточное развитие творческих способностей детей в «актёрском мастерстве».

Цели проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей. Приобщение детей и родителей к театральной культуре. Совместная театральная постановка детей и взрослых.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Дать знания о театре, как виде искусства; представления об особенностях разных театров (оперы, балета, кукол, драмы, сатиры, комедии, юного зрителя).
  2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт (знания детей о театре, его истории, видах, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии). Показать значимость и необходимость каждой профессии в театре.
  3. Закреплять основы поведения в театре.
  4. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
  5. Активизировать и совершенствовать словарный запас, звукопроизношение, навыки связной и выразительность речи.
  6. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
  7. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
  8. Ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т.д.
  9. Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
  10. Приобщать детей и родителей к совместной дизайн — деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.
  11. Способствовать увеличению двигательной активности, направленной на развитие координаций движений, развитие крупной и мелкой моторики.

Развивающие:

  1. Развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
  2. Развивать артистические навыки, познавательные способности детей, сценическое творчество детей и взрослых, способность самостоятельно выбирать жесты, нужную интонацию, выражение лица; подводить к умению самостоятельно импровизировать в создании нового образа, сюжета.
  3. Развивать способность запоминать слова героев.
  4. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
  5. Развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их (ритмопластика).
  6. Развивать творческое содружество в детско-взрослом коллективе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности.
  2. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность.
  3. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.

Для родителей:

  1. Расширить знания родителей о видах театра, правилах поведения в театре.
  2. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении различных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
  3. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей через совместную театрализованную деятельность.

Для воспитателей:

  1. Способствовать творческой активности детей.
  2. Создать условия для формирования у детей творческих способностей.
  3. Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
  4. Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
  5. Развивать потребность в совместной с детьми и взрослыми театральной деятельности, а также в деятельности, направленной на творческое решение по подготовке спектаклей.
  6. Обогатить уголок театрализованной деятельности.

Формы работы с детьми:

  • Беседа о театре и его видах
  • Игровые упражнения
  • Подвижные игры с элементами драматизации
  • Дыхательная гимнастика
  • Театрализованные игры
  • Воображаемые путешествия
  • Проведение спектаклей
  • Организация развивающих и творческих игровых занятий
  • Организация совместных с родителями мероприятий
  • Организация посещений культурных мероприятий.

Методы и приемы:

  • творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное)
  • драматизация детских литературных произведений
  • беседы после просмотра спектаклей
  • упражнения по дикции, ритмике, хореографии
  • театрализованные игры-превращения

- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы, театральные этюды.

Формы работы с родителями:

  1. Совместное изготовление пособий для организации предметной среды.
  2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
  3. Консультирование родителей по ведущим вопросам.
  4. Организация совместных посещений объектов культуры и

культурных мероприятий и т.д.

Развивающая среда включает в себя:

  • различные виды театров
  • реквизиты, декорации для разыгрывания этюдов, сценок и спектаклей
  • костюмы для игр – драматизаций
  • детская художественная литература
  • театральные уголки в группах

Предполагаемый результат проекта:

  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.
  • Повышение знаний о театре и его видах.
  • Улучшение отношений между детьми и взрослыми.
  • Укрепление связи между родителями и воспитателями.
  • Развитие артистических способностей детей и родителей.
  • Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральнойкультуры.
  • Повышение теоретического уровня профессионализма педагогов.

Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.

  • Пополнение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
  • Установление тесного контакта с родителями.
  • Участие в городском конкурсе театральных постановок «По дорогам сказок»
  • Совместные театральные постановки детей и взрослых на базе ДОУ и клуба «Юбилейный».

Этапы проекта:

1-й этап — Предварительная работа (сентябрь-октябрь)

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами театра, чтения стихов, интернет).
  3. Опрос детей и родителей на тему «Что я знаю о театре?»
  4. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.
  5. Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Волшебный мир театра».
  6. Создать развивающую среду по данной тематике (Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей).
  7. Подобрать рисунки, наброски по изготовлению костюмов, реквизитов и декораций к будущим постановкам сказок.
  8. Создать условия для формирования интереса к театральному искусству.
  9. Обсуждение проекта с воспитателями и родителями; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта.
  10. Составить перспективный план мероприятий.
  11. этап — Основная работа (ноябрь-апрель)
  12. Активизирование деятельности участников проекта по реализации темы.
  13. Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.
  14. Познакомить детей с историей возникновения театра, видами и т.д.
  15. Изучение литературы, рассматривание иллюстраций, картинок…
  16. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей, театрализованная деятельность.
  17. Беседы о театре, объяснение театральных понятий, словесные инструкции, чтение художественной литературы;
  18. Демонстрация наглядного материала (иллюстрации, плакаты, презентации, просмотры театральных произведений для детей с использованием ИКТ).
  19. Творческая деятельность (игровое творчество, песенное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
  20. Использование новых технологий в работе с детьми (Эвритмия, ритмопластика, ритмодекламация и др.)
  21. Театрализованные, дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
  22. Упражнения для эмоционального развития детей, по дикции, на развитие мимики, детской пластики;
  23. Репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
  24. Показ театрализованного представления «Снежная королева» (декабрь).
  25. этап — Заключительная работа (Май)
  26. Обобщить полученные детьми знания о театре.
  27. Подведение итогов в реализации проекта.
  28. Создание альбома о театре.
  29. Создание подборки стихов, загадок, рассказов о театре.
  30. Создание атрибутов, костюмов к сказкам (совместно с родителями и детьми); пополнение настольных театров.
  31. Проведение мониторинга исполнения задач проекта.
  32. Участие в городском конкурсе театральных постановок «По дорогам сказок»
  33. На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое театрализованное представление силами детей и взрослых на большой сцене «По дорогам сказок» (май).

Мониторинг выполнения задач проекта «Волшебный мир театра»

Критерии оценки:

1) В ДОУ созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:

  • поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);
  • дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;
  • дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;
  • различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;
  • дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.

2) В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:

  • предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре;
  • педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;
  • в группе имеются различные виды театра: пальчиковый, настольный, кукольный, и т д.

3). Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:

  • используются игры-драматизации в различных видах детской деятельности;
  • игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;
  • на занятиях изготавливаются атрибуты для театральных постановок.

4. ) На занятиях по театрализованной деятельности педагог использует инновационные технологии в работе с детьми такие, как Эвритмия, ритмопластика, ритмодекламация, пантомима, хор рук и т.д.

Выводы:

  1. Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.
  2. В лице родителей мы нашли поддержку в подготовительной работе по изготовлению декораций, атрибутов, костюмов, игрушек и т.д..
  3. Совместная деятельность позволила родителям лучше узнать своего ребенка, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания, потому что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества.
  4. Постановка «Снежная королева» стала победителем краевого фестиваля- конкурса для музыкальных руководителей ДОУ «Зажигают звезды» в номинации «По дорогам сказок», организованным творческой группой ГМО музыкальных руководителей г.Перми.
  5. Постановка «По дорогам сказок» прошла с огромным успехом на большой сцене клуба «Юбилейный» (в зале присутствовало около 200 зрителей)!

Таким образом, проект “Волшебный мир театра” позволил проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, полностью раскрыть у каждого скрытые эмоциональные и творческие возможности.

Перспективы:

  • Создание картотеки театрализованных игр по всем возрастным группам.
  • Пополнение методической копилки сценариями и конспектами непосредственной образовательной деятельности с элементами театрализации.
  • Привлечение родителей для участия в праздничных утренниках, развлечениях, тематических днях и др. в качестве литературных героев.
  • Показ театрализованных постановок для детей детского сада и за его пределами.
  • Продолжение поиска интерактивных форм работы с родителями в области художественно – эстетического развития детей.
  • Разработка пакета рекомендаций по включению родителей в единое образовательное пространство через участие в детских театрализованных праздниках и развлечениях.

Используемая литература:

  • Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра»; «Айрис — пресс», Москва 2007 год.
  • А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
  • Е.В. Мигунова «Организация театральной деятельности в детском саду», Великий Новгород, 2006 год.
  • И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
  • Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
  • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004г.
  • Н.В. Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
  • «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2014 год.
  • Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
  • Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год