Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную деятельность»
Театральные занятия
Автор: Бокова Ирина Михайловна   
30.03.2020 12:22

«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную деятельность»«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

В последнее время все родители стремятся дать своим детям больше знаний: научить читать, писать, считать, участвовать в олимпиадах. Очень часто в погоне за интеллектуальным развитием, мы, взрослые, забываем о эмоционально – духовной сущности детей. У детей нет времени чувствовать, творить. Это приводит к тому, что у многих детей возникают страхи, срывы, наблюдается заторможенность или наоборот, развязность и суетливость. Мы забываем, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

 

Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей приятными впечатлениями, воспитывает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь. Она помогает детям эмоционально и физически разрядиться. Театрализованная деятельность способствует раскрыть творческий потенциал ребенка, формировать доброжелательное отношение к сверстникам, исправлять поведение ребенка, повышать его уверенность к себе и испытывать чувство радости от своей деятельности. Одно из особенностей дошкольного возраста — это повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. В. С. Мухина утверждает, что «эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям». Под эмоциональным неблагополучием расценивается отрицательное самочувствие ребенка. Это неудовлетворенность ребенка общением, прежде всего с родителями и со сверстниками, отсутствие или недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи. Ребенок чувствует себя неуверенным, незащищенным.

Через театрализованную деятельность формируется эмоциональная сфера детей дошкольного возраста. Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.

В младшей группе малыши смотрят драматизации сказок, инсценировки, которые им показывают старшие дошкольники и взрослые. Это создает им радостное настроение. Во второй младшей группе я знакомлю детей с видами театра, развиваю внимание, помогаю прививать навыки отображения различных черт характера. В играх – имитациях обращаю внимание на проявление эмоций персонажей. Как плачет зайка? Как веселился колобок?» Опираясь на свой опыт, могу сказать, что знакомить с эмоциями детей необходимо начинать со среднего возраста. Дети в этом возрасте воспринимают необходимые понятия, обозначающие эмоции. Я не использую в среднем возрасте понятие эмоция, а использую понятие настроение. В средней группе я с детьми уделяю внимание кукольному театру, инсценировкам, спектаклям. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. В этом же возрасте в группе появились: экран настроений, кубик настроений и уголок настроений. В старшем возрасте я вовлекаю всех детей в театрализованные игры и драматизацию. В этом возрасте дети сами ярко способны передавать эмоции главных героев и могут следить и анализировать свои эмоции.

Свою работу я осуществляю по трём направлениям: организация предметно-развивающей среды, работа с детьми, работа с родителями.

В моей группе организован театрализованный центр, в котором располагаются различные виды театра, атрибуты, реквизит, ширма. В нашей коллекции есть:

театр БИ-БА-БО, театр из рулончиков, конусный, магнитный, теневой, театр — пазл, сказки – панорамки, деревянный, театр из ложек, театр из коробок, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, масочный театр.

В работе с детьми я использую театральные игры, с помощью которых я учу детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. У детей развивается наблюдательность, образное мышление, фантазия, воображение, интерес к сценическому искусству. Дети учатся не бояться, раскрепощаться, расслабляться. Каждый ребенок имеет возможность проработать, прожить свои проблемы, получить новые ощущения. Ребенок может быть и актером и режиссером и зрителем, что позволяет почувствовать ребенка значимым в его деятельности. Разумеется, что именно в театрализованной деятельности у ребенка открывается уникальная возможность на фоне положительных эмоций руководить своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, формирует один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к школе. Следовательно, можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Исполняя роль, ребенок может не только передавать вербально и не вербально эмоции героя, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, непременно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания способствуют ребенку испытать восторг теми проявлениями жизни, которые он до этих пор не замечал, и изображать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации косвенно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В этом значительную роль играет положительный эмоциональный фон, который присутствует на каждом театрализованном занятии, а также общая коллективная деятельность. Созданная благоприятная атмосфера способствует проявлению индивидуальности, развитию эмоциональной чуткости, формированию умения управлять собственными эмоциями. Дети сближаются, начинают дружить, позировать друг другу и получают поддержку в любых начинаниях. Выполняя упражнения по культуре речи, помогаю детям развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; учу сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. Дети знакомятся с основами театральной культуры, театральной терминологией, видами театрального искусства, что в дальнейшем поможет детям правильно вести себя в театре, музее.

Следующим этапом театрализованной деятельности является работа с родителями. Я организую работу по изготовления костюмов, атрибутов, привлекаю родителей для участия в совместных инсценировках с детьми.

Театрализованная деятельность помогает сформировать общую культуру ребёнка, приобщить его к духовным ценностям, знакомить детей с литературой, правилами этикета, развить игровое поведение, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развивать навыки публичного выступления и творческого содружества.

Литература:

  • Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  • Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера,
  • 2001. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.
  • Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. институтов / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1985
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 27 (148) выйдет
19 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год