Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование интегративного театра в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
Театральные занятия
Автор: Ломакина З.В. Смоловская И.В. Федосова С.Ю   
22.12.2019 21:26

Использование интегративного театра в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗИспользование интегративного театра в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ

  • учитель-дефектолог — Ломакина З.В.
  • учитель-дефектолог — Смоловская И.В.
  • учитель-дефектолог — Федосова С.Ю.

МДОУ «Детский сад № 87» г. Ярославль

В соответствии с ФГОС ДО для дошкольников важно создать условия для принятия детьми самостоятельных решений, инициативы, выражение своих чувств и мыслей. В связи с этим особое значение в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста приобретает интегративный

театр.

Разрабатывая методику проведения интегративного театра, мы определили три основных этапа работы. 1 этап — подготовительный, 2 этап — основной и 3 этап — заключительный.

В ходе подготовительного этапа педагоги детского сада определяют состав детей, которые будут участвовать в театральном действии. Это могут быть все дети одной группы или дети из разных групп, имеющие сходные проблемы.

 

Важным моментом подготовительного периода является выбор произведения. Для интегративного театра мы выбираем в основном сказки, содержание которых достаточно хорошо знакомо и понятно детям. Действия, происходящие в сказке должны быть динамичны, просты и интересны детям. При этом мы строго не придерживаемся авторского текста. Неизменной должна оставаться основная линия и идея произведения. При этом могут быть добавлены герои, действия, новые повороты сюжета. Это будет зависеть от поставленных задач.

Сценарий театрализованного представления составляется всеми участниками педагогического коллектива. Воспитатели и каждый из специалистов имеют возможность предложить свое видение текста, в зависимости от того, какие задачи необходимо решить в процессе действия.

В ходе подготовительного этапа, мы тщательное продумываем музыкальное сопровожде-ние, которое является одним из основных элементов всех театральных постановок. В качестве музыкального материала мы используем живую музыку, записи и синтезированное музы-кальное оформление. Все это вместе составляет целостный музыкальный образ происходящего действия.

Важным моментом подготовки является выбор декораций и атрибутов. По нашему мнению они не должны быть излишне сложными, громоздкими, их изготовление не должно отнимать много рабочего времени педагогов. Тем не менее, декорации должны помочь детям ощутить атмосферу сказки, почувствовать себя её героями. Как правило, мы используем то, что есть в костюмерной детского сада, добавляя отдельные детали. Чтобы в ходе действия не терять времени на переодевания, сложных детских костюмов не используем. Детям надеваем только отдельные элементы костюма, например платочки, шапочки, «ушки», чтобы облегчить вхождение в образ, не допуская отвлечения от главного действия.

В ходе подготовительного этапа проводится предварительная работа с взрослыми участ-никами театрального действия. Под руководством музыкального руководителя, логопеда и пси-холога они решают специальные этюды, творческие задания работают над выразительностью ре-чи.

Предварительная подготовка детей к конкретному театрализованному представлению практически не требуется. Мы допускаем чтение произведения, беседу по его содержанию. На му-зыкальных занятиях могут быть разучены отдельные песенки, игры или танцы, которые включа-ются в театральное действие. По ходу сюжета в них вовлекаются все дети. Любое заучивание текстов, прямая отработка конкретных действий должны быть исключены. В ходе интегративного театра ребенок не передает заученный текст и действия, он сам реально проживает разыгрываемые события, сочувствует персонажам, находит решения в создавшихся ситуациях. Это одно из отличий интегративного театра от сказок — драматизаций.

Второй, основной этап работы — это непосредственное проведение сказки. Накануне мы объявляем детям о том, что завтра они пойдут в театр, где встретятся со сказкой. Важным момен-том данного этапа является ритуал вхождения в сказку. С самых первых шагов дети должны по-чувствовать необычность происходящего, настроится на совместную деятельность. Чтобы по-пасть в сказку, дети, например, проходят темный «тоннель», в конце которого горит яркая свеча или лампа. По нашему мнению такое вхождение с одной стороны сразу создает сказочную атмо-сферу, с другой помогает решать проблему страха замкнутого пространства или страха темноты. В качестве ритуала вхождения может использоваться любое коллективное действие или упражнение: дети протягивают руки к волшебной лампе, спускаются в дупло сказочного дуба — великана, проходят через страницы волшебной книги и т.п.

Педагоги и специалисты детского сада продумывают содержание различных частей занятия – спектакля. По ходу сказки дети проходят по её маршруту, переходя от одного действия к дру-гому. Конкретное содержание выполняемых действий и заданий не всегда связано с авторским текстом. Они могут соответствовать лишь общей идее сказки, или образу того или иного героя. Конкретное содержание заданий носит, как правило, коррекционную направленность и, в зависимости от особенностей детей, в ходе их решаются задачи формирования и развития основных психических процессов: памяти, внимания, мышления, задачи речевого развития, совершенствования эмоционально-волевой сферы детей. Сложность заданий зависит от возраста детей и их возможностей. Одна и та же сказка может быть использована как для детей младшей группы, так и в старших группах, но с разным уровнем сложности. Так, например, в сказке «Гуси-лебеди» младшие дошкольники выполняют задание печки — чтобы раздуть огонь в печке дети дуют на угольки, развивая при этом речевое дыхание. А старшие дошкольники должны решить задачу, сколько надо положить дров в печку, чтобы её затопить. В сказке «Репка» малыши помогают бабушке развесить бельё на верёвочку. В этом задании у ребят развивается мелкая моторика. Старших дошкольников в этой сказке бабушка просит помочь ей «дошить» одеяло, продолжить узор. Данное задание направлено на развитие анализа, синтеза.

Оттолкнувшись от содержания сказки, заинтересовав ребенка необычным персонажем, мы имеем возможность в ходе сказочного действия, включать разные доступные детям виды дея-тельности: изобразительную, конструктивную, речевую, музыкальную.

Учитывая особенности детей с задержкой психического развития, мы используем только такие задания, которые входят в зону их ближайшего и актуального развития. Чтобы ребенок пол-ностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы все действия были понятны и доступны ка-ждому ребенку. Поэтому не случайно планируя задания в процессе интегративного театра, мы используем основные подходы технологии разноуровневого обучения.

В ходе сказки мы предлагаем детям выполнять различные двигательные упражнения: пройти через узкий мостик, перепрыгнуть по кочкам через болото, пролезть под «сваленным деревом», забросить шишки в домик белке. Наиболее интересными на наш взгляд являются движения — импровизации: дети, в движениях, превращаются в легких бабочек, волшебные цветы, снежную метель и т.д.

Чтобы не разрушить очарование сказки, взрослые участники не должны выходить за рамки взятого на себя сказочного образа. В ходе сказки дети должны воспринимать взрослых не как педагогов, а как равноправных партнеров. Поэтому не следует делать детям излишних замечаний, призывать их к порядку и дисциплине, а решать любые затруднения или конфликты только в образе персонажа. Все действия взрослых должны соответствовать сказочной ситуации или образу. Если дети попадали в сказку, выполняя сказочный ритуал, взрослые тоже должны его выполнять. Если это не возможно, мы старались найти этому действию подходящую замену.

Важной отличительной особенностью сценария интегративного театра от любого другого театрализованного представления является некоторая его непредсказуемость. Педагоги не имеют возможности предвидеть все повороты сказочного действия, все события, они могут предложить детям только основную канву и ключевые события сказки.

Чтобы закрепить первые положительные результаты и дать детям возможность перенести их в повседневную жизнь, мы используем приемы косвенного внушения. Например, сказочная яблонька предлагает детям выпить воды из волшебного колодца, которая поможет им стать дружными, колобок угощает детей пирожком смелости и т. п.

Последний этап сказочного действия должен соответствовать её началу. Дети не могут просто выйти из зала, они должны повторить ритуал вхождения в сказку, или найти адекватную замену данному ритуалу, воспользоваться предложением взрослых участников сказки.

Заключительный этап интегративного театра связан с необходимостью детей дошкольного возраста, эмоционально отреагировать на пережитое, выразить свои впечатления, возникшие чувства любыми доступными им способами. Мы предлагаем детям нарисовать картину, вылепить героев из пластилина, при этом дети сами выбирают сюжет, содержание своей работы. Для нас наиболее важными являются не техника и качество выполнения, а чувства и ощущения детей, возникающие в ходе работы. У родителей нет возможности самим увидеть сказку, так как интегративный театр не предполагает наличие зрителей, поэтому мы предлагаем родителям побеседовать о том, что произошло в сказке, что чувствовали дети, что им понравилось. Можем показать видеозапись.

Таким образом, интегративный театр — это форма коррекционно — развивающей ра-боты, которая заключает в себе несколько этапов и длится не один день.

Список литературы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  2. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. — М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  3. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошко-льных учреждений/. — М.: ВЛАДОС, 2001.
  4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: «Академия разви-тия», 1996
  5. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. — СПб.: Речь, 2007.
  6. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.

Конспект интегративного театра по сказке «Гуси -лебеди»

(старшая группа)

Программное содержание:

Развитие навыка произвольности внимания:

  1. Развитие произвольности внимания, умения концентрироваться на происходящем.
  2. Формирование умения переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.

Коррекция и развитие познавательных функций:

  1. Развитие активного восприятия (слухового, зрительного, тактильного).
  2. Формирование творческого воображения.
  3. Развитие кратковременной словесной памяти.
  4. Развитие основных мыслительных операций (анализа, установления закономерности).

Развитие речи и речевого дыхания.

  1. активизация и обогащение словарного запаса.
  2. Развитие умения формулировать свои мысли.
  3. отработка правильного диафрагмального дыхания.
  4. Развитие координации дыхания, речи и движения.

Развитие двигательной сферы.

  1. Развитие координации движений
  2. Развитие правильной осанки и коррекция плоскостопия.
  3. Совершенствование разных видов ходьбы.

Психотерапевтическое и воспитательное воздействие.

  1. Снижение эмоционального напряжения.
  2. Создание общего положительного фона настроения.
  3. Снятие чувства страха.
  4. Сплочение группы через соотнесение своего внутреннего ритма и желания с ритмом и же-ланием других.
  5. Развитие чувства сопереживания чужой беде, желание самому оказать помощь.
  6. Воспитание добрых чувств, уверенности в своих силах.

Ход сказки:

Дети вместе с воспитателем отправляются в сказочное путешествие в волшебную страну ска-зок. За минуту до занятия включается музыка, дети слышат первые сказочные звуки. Тихим и мяг-ким голосом воспитатель дает инструкцию, передавая особый настрой, вводя детей в режим ак-тивного восприятия. Далее проводится ритуал входа в волшебную сказку, дети попадают туда, проходя через Волшебный Тоннель. Страна сказок спит.

«А хотели бы пожить в этой сказке? Побыть ее героями», — у Волшебной лампы превращений, дети становятся героями сказки «Гуси лебеди» — сестрицей Аленушкой, деревенскими мальчиш-ками и девчонками, а воспитатель – бабушкой соседкой. Дети вместе с бабушкой отправляются на лужок, поиграть в волшебную игру «Гори, гори ясно!». Во время игры налетели гуси-лебеди и унесли Иванушку.

Посоветовавшись, ребята вместе с бабушкой отправляются на поиски Иванушки. Вначале дети идут по волшебной лесной дорожке: по мягкой травке, по горячему песочку, по теплой воде. На пути они встречают «умирающую» яблоньку. Почему она такая грустная. «Яблонька, яблонька, не видела ли ты куда гуси – лебеди полетели?» Молчит. Почему так плохо яблоньке? Что нужно сделать, чтобы яблонька ожила. «Полить!», — отвечают дети. Ищут в лесу родник, находят. Чтобы драгоценную воду не разлить, нужно сделать общую чащу. Напившись, яблонька оживает и в благодарность «дарит» детям Волшебное заклинание, которое они должны произносить дружно, взявшись за руки.

- Ручки крепко мы сожмем и Иванушку найдем.

Дети идут дальше, повторяя слова заклинания. Слышен голос Лесного родничка, который тоже хочет помочь смелым и отважным ребятишкам, предлагает им своей животворящей водицей. Дети умываются, повторяют заклинание и отправляются дальше.

По пути они обнаруживают печку. «Печка, печка, а не видела ли ты, куда гуси-лебеди уле-тели?» Молчит. И огонь в печке не горит, затушил его кто-то, и дрова все разбросал. Кто же это? Что делать? Как печке помочь?

Дети собирают разбросанный хворост и пытаются раздуть огонь в печи. Огонь раздувается, печка довольная, улыбается и в благодарность показывает детям дорогу.

Дети идут по лесной тропинке, по самой лесной чаще, не легкая эта дорожка: по шишечкам, по иголочкам. Входят к реке, вода в реке необычная. Эта речка – «река кисельные берега». Дети обращаются к реке с просьбой, и она обещает указать путь при условии – если они достроят её сломанный мостик по образцу. Дети выполняют задание и по мостику переходят в сказочный лес Бабы Яги. Они устали и прилегли на бережок отдохнуть.

Релаксация. Отдохнув, дети отправляются дальше. В лесной чаще они наталкиваются на домик Бабы Яги. Бабушка, с которой пришли дети, отправляется проверить, кто есть в домике, а дети прячутся в кустах.

Неожиданно из избушки появляется Баба Яга. Она пугает ребят, а потом признается, что она совсем не злая, только очень одинокая и для того, чтобы заманить в лес детишек она превра-тилась в соседскую бабушку, а потом с помощью своего гусенка заманила ребяток в лес.

«И совсем я не злая, а добрая и очень всех люблю. И сейчас для вас станцую и спою». На-ступает вечер и детям пора возвращаться. Баба Яга грустит и просит её не забывать и почаще к ней в гости приходить. Она провожает детей мимо речки, которая дарит детям молочко. Дети идут мимо печки, которая дарит им вкусные булочки, мимо яблони и получают в подарок вкус-ные яблоки.

У волшебной лампы дети вновь превращаются в самих себя и через ритуальный тоннель возвращаются из сказки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 25 (146) выйдет
5 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год