Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Театральные занятия
Автор: Джамаева Марта Магединовна   
08.06.2015 22:21

Опыт театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.Опыт театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, за-конах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Занятие театральной деятельностью помогает развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоции при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка изобретательность, способность к импровизации.

Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы. Работу по театрализованной деятельности мы осуществляем в три этапа.

На первом этапе организовываю совместную игровую деятельность, в которой дети знакомятся с театрализованной деятельностью (знакомство с видами театра, и разучивание потешек, стихотворений, чтение сказок, разыгрывание небольших сценок, игр-драматизаций).

На втором этапе учу детей организовывать деятельность, оказывая небольшую помощь при необходимости. Дети сами принимают участие в выборе сказки, выборе атрибутов и учатся примерять на себя роль. Все это способствует формированию эмоционально положительного отношения.

Третий этап – это самостоятельность и показ освоения специальных умений. Здесь проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли актеров, но и режиссеров.

Привлекая детей к театрализованной деятельности, развиваю у них творческие способности, используя определенную технологию, а именно следующее:

  • развиваю психофизические способности у детей, с целью научить их передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики и жестов; психические процессы, с целью учить детей слышать и слушать, развивать восприятие, воображение, фантазию, мышление, внимание, память; речь с целью развития монологической, диалогической речи, обучения общению, расширения и обогащения словарного запаса у детей; творческие способности с целью развития умений перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, самостоятельности и уверенности.
  • организовываю театрализованные игры (разыгрывание стихотворений, сказок, мини-сценок с использованием кукольного театра), с целью развития у них интонационной выразительности, согласованности движения и речи. Обыгрываем сказки с помощью пальчикового театра и кукол би-ба-бо, с целью активизации словаря детей, совершенствования звуковой культуры и диалогической речи. Такие игры еще способствуют развитию координации движений рук. Разыгрывание песенок, потешек помогают развивать чувство ритма, формирует правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. А для развития фантазии, воображения, творческого потенциала и развития коммуникативных способностей детям предлагаю сочинить новую сказку или дополнить, продолжить, придумать свой сюжет уже известной сказки.
  • знакомлю детей с видами театра, его историей, театральными профессиями, костюмами персонажей, атрибутами с целью обогащения театрального опыта.

Считаю, без привлечения родителей в педагогический процесс по развитию у детей способностей к театрализованной деятельности и накопление у них эмоционально – чувственного опыта невозможно, поскольку это – длительный процесс. Поэтому, с целью повышения компетентности родителей в этом вопросе организовываю тематические вечера: «Любимые сказки», «Театральные викторины», «Театральные встречи»; консультации «Театр своими руками», «Домашний театр», «Мама, папа и я театральная семья», в которых родители и дети являются активными участниками. Привлекаю родителей в качестве исполнителей ролей, авторов текста. Так же родители изготавливают декорации и костюмы, оформляют атрибуты. Родители являются участниками театрализованных постановок, проводимых в рамках «Неделя театра».

Создавая игровую мотивацию, в театрализованную деятельность вовлекаю всех детей, даже малоактивных и плохо говорящих. Учу их выбирать главную роль. В содержание непосредственно-образовательной деятельности включаю небольшие упражнения и игры, в которых становлюсь наблюдателем. Предоставляю детям возможность проявить инициативу в организации театрализованных игр, в выборе сюжета и его разыгрывании. Так же включаю музыкальное сопровождение с целью приобщения детей к разным видам музыкальной деятельности. В процессе формируется правильное восприятие музыки, дети творчески производят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.

В педагогической деятельности по развитию у детей интереса к театрализованной деятельности придерживаюсь следующих правил.

  • При организации театрализованной деятельности отдельное внимание обращаю на содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы. (Например: художественное слово разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска» для развития интонационной выразительности речи детей; беседа «Театр в нашей жизни» для обогащения знаний о театре; игра-приветствие «В Африку», игра – пантомима отрывок стихотворения В. Суслова «Шепот и шорох» в которой дети продолжают развивать движения по тексту, пантомимические навыки; игра-драматизация).
  • Ежедневно включаю театрализованные игры и упражнения во все формы организации педагогического процесса. (Речевая гимнастика, проговаривание, чистоговорок, потешек, для развития речевого дыхания, артикуляции звуков, интонационной выразительности, выразительности движений, развития памяти и воображения. Например: Речевая гимнастика

Зиме конец!

Летит скворец
И звонко напевает:
«Идет весна!
Весна красна!

Смотри, как все тает!» — знакомлю детей с новым стихотворением в движении, изображаю летящего скворца и прошу детей повторить.

Проговаривание чистоговорок

Су – су – су, су – су – су, белку видели в лесу.
Су – су – су, су – су – су, тихо осенью в лесу.

Потешка.

Глазки открывается,
Глазки просыпаются,
Потягушки — ножки,
Потягушки – пяточки,

Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай – ка локоточек
Мама поцелует!

Славный мой сыночек!
Как тебя люблю я.

Провожу работу над интонационной и артикуляционной выразительностью и произношением.

  • Активно привлекаю детей на всех этапах подготовки и проведения игр, что позволяет развивать у детей такие качества как ответственность, активность, трудолюбие и творческую активность детей.
  • Поощряю сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. С целью развития интереса стимулирую детей организацией сюрпризного момента, разными жетончиками, медалями с надписью, например, «Молодец», «Самый активный», «Юный артист» и т.д., поощряю словом.
  • При подборе театрализованных игр и упражнений обращаю внимание на сочетание движений, речи, мимики, пантомимы в различных вариациях.

Заниматься театрализованной деятельностью детям очень нравится. Они с большим удовольствием участвуют в инсценировке сказок, перевоплощаются в образы сказочных героев, животных.

Так как среда является одним из основных средств развития личности ребенка и источником его индивидуальных знаний и социального опыта, особое внимание уделяю созданию развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО. Созданная в группе богатая театрализованная предметно – пространственная среда (настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театры, театр на фланелеграфе и т. д.; набор кукол для разыгрывания сценок; ширма для кукольного театра; элементы костюмов, шапочки, маски и т.д.), обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, я учитываю:

  • индивидуальные социально-психологические особенности детей;
  • особенности их эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

  • Маханева М. Д. Театрализованная деятельность в саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003 – стр. 6-9.
  • Петров Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. — М.: Школьная пресса 2003 – стр. 3 – 5.
  • Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5 – 6 лет Под ред. О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозайка –Синтез, 2007. – стр. 4 – 5.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год