Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКА
Театральные занятия
Автор: Бобылева Лариса Леонидовна   
03.06.2015 19:44

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКАТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКА

Бобылева Л.Л., Потанова Т.М., МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3 г. Смоленска

Перед нашим обществом стоит острая проблема вовлечения детей с ограниченными возможностями в социум, проблема их активной адаптации и развития. Воспитывать и обучать таких детей нужно с самых ранних лет [2].

Мы работаем в необыкновенном детском саду, нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Тяжелых моментов, которые приходится переживать ребенку по мере взросления и знакомства с окружающим миром, очень много и все они ведут к психологическим трудностям, которые проявляются впоследствии, если не помочь маленькому ребенку их преодолеть.

Скачать конспект

Укажем некоторые проблемы, наблюдаемые нами на протяжении последних десяти лет, в решении которых ребенку нужна помощь профессионалов-педагогов дошкольной образовательной организации: трудности в общении с людьми; повышенная агрессивность, неуправляемость; повышенная чувствительность, обидчивость; заторможенность или расторможенность; неумение быть самим собой [8]. У поступающих к нам детей наблюдаются плохая память, трудности при ориентировке в пространстве, плохо координированные движения, недостаточное развитие познавательной деятельности, «бедный» словарный запас, незрелость эмоционально-волевой сферы, слабость мотивации и контроля.

Как помочь детям, имеющим выраженные ограничения здоровья различного генеза, проявить себя и свои способности, найти пути общения с окружающими людьми, поверить в себя, в доброту социума? Мы обратились к потенциалу театральной педагогики, включив ряд ее приемов в игровую деятельность воспитанников. Были созданы условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, после чего дети последовательно знакомились с видами театра, у них формировался и активизировался опыт познавательной деятельности с учетом коммуникативных особенностей каждого ребенка, развивалось умение сопереживать героям сказок, былин, народного фольклора, выражая свои эмоции, реагируя на содержание, поступки действующих лиц [1].

Театрализованная игра — это то средство, которое необходимо всем детям, потому что каждый хочет, чтобы его заметили и уделили ему внимание. Театр – находка для коррекционной педагогики, палочка–выручалочка. Сила воздействия театральной деятельности огромна, ее педагогические и воспитательные возможности неисчерпаемы. В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются все психические процессы, происходит развитие всех анализаторов, активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи, совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений, развивается эмоционально-волевая сфера [3]. Участие в театрализованных играх представляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее [5].

Наши дети очень любят, когда им читают сказки. Они смеются и грустят вместе с персонажами, расстраиваются из–за неудач любимых сказочных героев. Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке — сказочном языке вымысла, фантазии и воображения. Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания. Образность сказки хорошо усваивается ребенком. Сказка близка ребенку по мироощущению. Раннее соприкосновение с народным творчеством, обогащает чувства ребенка пониманием добра, ласки, тепла [6].

Свою работу строим на общих дидактических принципах: наглядности, доступности, связи с жизнью, учета ситуации, гуманистической направленности, систематичности и последовательности, учета индивидуальных особенностей. Привлекаем детей к посильному участию в инсценировках любимых сказок, стихов, эпизодов из повседневной жизни. Используем разнообразие кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, фланелеграф и др.), а также обыкновенные игрушки [4].

С театрализованными представлениями дети знакомятся при посещении театра, цирковых представлений, спектаклей, кукольного театра, как в постановках профессиональных артистов, так и педагогов, старших детей. При этом важно отметить, что наш детский сад активно сотрудничает со Смоленским музеем «В мире сказок» и детским самодеятельным театром «Жар-птица». Вместе проводим интересные встречи, праздники. Так же дошкольное учреждение имеет тесные контакты с образовательной организацией — СОШ № 10 г. Смоленска. Ребята приходят в гости с концертами, спектаклями, совместно проводим игры, конкурсы.

Понимая важность специально созданных условий для коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе навыков театрализованной игры, в течении ряда лет мы целенаправленно формировали предметно-развивающую среду [2]. В групповой комнате выделен уголок, который называется «В гостях у сказки». Его содержание и оформление периодически меняется, исходя из программного содержания совместной деятельности детей и взрослых. Здесь представлены различные виды театров: бибабо, пальчиковый, кукольный, теневой, магнитный и другие, персонажи из сказок и мультипликационных фильмов: Колобок, Буратино, Баба-Яга, Красная шапочка, Лесовичок и т.п. Представлены и сказочные экспонаты: скатерть-самобранка, волшебная палочка, ковер-самолет, веретено и другие. На темп сказок подобраны настольно-печатные игры, домино, кубики, паззлы, загадки и многое другое. В сказочном уголке находятся музыкальные инструменты, аудиозаписи сказок, элементы костюмов животных и других персонажей.

Одновременно уголок сказки является зоной отдыха. Он также используется для совместной деятельности детей и взрослых, для проведения занятий и театрализованных игр.

В кабинете психолога и логопеда также имеется сказочный уголок. Пуфик – кресло с безопасными гранулами, вязаные игрушки, звуковая картина «Водопад» — все это располагает не только к расслаблению, но и к активным игровым занятиям. Оборудование и материалы для театрализованных игр представлены, в физкультурном зале, поскольку в процессе физкультурных занятий используем элементы театрализованной игры, которые требуют определенной игровой атрибутики. Это мягкие модули, массажные коврики со следочками, горка, вестибулярный тренажер.

Театрализованная деятельность — это сочетание нескольких видов искусств. Самым ярким фактором является взаимодействие театрализованной и музыкальной деятельности, поэтому имеем тесную связь с музыкальным руководителем. Музыка подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движение персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. Движения повышают активность речедвигательного анализатора, нормализуют соотношение процессов возбуждения и торможения [7]. Движения сопровождаются репликами, стихами, пением. Вся эта обстановка вызывает у детей массу положительных эмоций.

Описанная выше работа осуществляется комплексно, согласованно, системно.

Педагогический процесс малоэффективен без организованной непрерывной связи с родителями. Если детям хорошо, то родители всегда готовы прийти на помощь. Родители наших детей с удовольствием помогают в изготовлении игрушек и пособий для театрально-игровой деятельности. Вместе с ними мы проводим совместные праздники, развлечения, конкурсы, беседы, мастер–классы.

В заключении хочется вспомнить справедливое утверждение о том, что в своем творчестве ребенок открывает новое для себя, а окружающим сообщает новое о себе [5]. Любовь детей к театрализованной деятельности по сюжетам любимых сказок, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные итоговой диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности нашей работы и необходимости ее продолжения с целью формирования у детей положительного мировосприятия, обусловливающего успешность их социализации, адекватности самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.

Литература

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М., 2009.
  2. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2009.
  3. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно–развивающей работе с дошкольниками. — СПб., 2007.
  4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. – М., 2011.
  5. Зацепина М.Б. Развитее ребенка в театрализованной деятельности. — Москва, 2010.
  6. Капщук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: Развиваемся играя. — Ростов-на-Дону, 2011.
  7. Мигунова Е.А. Театральная педагогика в детском саду. Москва, 2009.
  8. Смирнова И.С. Наш особенный ребенок. — СПб., 2006.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год