Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКА
Театральные занятия
Автор: Бобылева Лариса Леонидовна   
03.06.2015 19:44

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКАТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКА

Бобылева Л.Л., Потанова Т.М., МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3 г. Смоленска

Перед нашим обществом стоит острая проблема вовлечения детей с ограниченными возможностями в социум, проблема их активной адаптации и развития. Воспитывать и обучать таких детей нужно с самых ранних лет [2].

Мы работаем в необыкновенном детском саду, нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Тяжелых моментов, которые приходится переживать ребенку по мере взросления и знакомства с окружающим миром, очень много и все они ведут к психологическим трудностям, которые проявляются впоследствии, если не помочь маленькому ребенку их преодолеть.

Скачать конспект

Укажем некоторые проблемы, наблюдаемые нами на протяжении последних десяти лет, в решении которых ребенку нужна помощь профессионалов-педагогов дошкольной образовательной организации: трудности в общении с людьми; повышенная агрессивность, неуправляемость; повышенная чувствительность, обидчивость; заторможенность или расторможенность; неумение быть самим собой [8]. У поступающих к нам детей наблюдаются плохая память, трудности при ориентировке в пространстве, плохо координированные движения, недостаточное развитие познавательной деятельности, «бедный» словарный запас, незрелость эмоционально-волевой сферы, слабость мотивации и контроля.

Как помочь детям, имеющим выраженные ограничения здоровья различного генеза, проявить себя и свои способности, найти пути общения с окружающими людьми, поверить в себя, в доброту социума? Мы обратились к потенциалу театральной педагогики, включив ряд ее приемов в игровую деятельность воспитанников. Были созданы условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, после чего дети последовательно знакомились с видами театра, у них формировался и активизировался опыт познавательной деятельности с учетом коммуникативных особенностей каждого ребенка, развивалось умение сопереживать героям сказок, былин, народного фольклора, выражая свои эмоции, реагируя на содержание, поступки действующих лиц [1].

Театрализованная игра — это то средство, которое необходимо всем детям, потому что каждый хочет, чтобы его заметили и уделили ему внимание. Театр – находка для коррекционной педагогики, палочка–выручалочка. Сила воздействия театральной деятельности огромна, ее педагогические и воспитательные возможности неисчерпаемы. В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются все психические процессы, происходит развитие всех анализаторов, активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи, совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений, развивается эмоционально-волевая сфера [3]. Участие в театрализованных играх представляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее [5].

Наши дети очень любят, когда им читают сказки. Они смеются и грустят вместе с персонажами, расстраиваются из–за неудач любимых сказочных героев. Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке — сказочном языке вымысла, фантазии и воображения. Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания. Образность сказки хорошо усваивается ребенком. Сказка близка ребенку по мироощущению. Раннее соприкосновение с народным творчеством, обогащает чувства ребенка пониманием добра, ласки, тепла [6].

Свою работу строим на общих дидактических принципах: наглядности, доступности, связи с жизнью, учета ситуации, гуманистической направленности, систематичности и последовательности, учета индивидуальных особенностей. Привлекаем детей к посильному участию в инсценировках любимых сказок, стихов, эпизодов из повседневной жизни. Используем разнообразие кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, фланелеграф и др.), а также обыкновенные игрушки [4].

С театрализованными представлениями дети знакомятся при посещении театра, цирковых представлений, спектаклей, кукольного театра, как в постановках профессиональных артистов, так и педагогов, старших детей. При этом важно отметить, что наш детский сад активно сотрудничает со Смоленским музеем «В мире сказок» и детским самодеятельным театром «Жар-птица». Вместе проводим интересные встречи, праздники. Так же дошкольное учреждение имеет тесные контакты с образовательной организацией — СОШ № 10 г. Смоленска. Ребята приходят в гости с концертами, спектаклями, совместно проводим игры, конкурсы.

Понимая важность специально созданных условий для коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе навыков театрализованной игры, в течении ряда лет мы целенаправленно формировали предметно-развивающую среду [2]. В групповой комнате выделен уголок, который называется «В гостях у сказки». Его содержание и оформление периодически меняется, исходя из программного содержания совместной деятельности детей и взрослых. Здесь представлены различные виды театров: бибабо, пальчиковый, кукольный, теневой, магнитный и другие, персонажи из сказок и мультипликационных фильмов: Колобок, Буратино, Баба-Яга, Красная шапочка, Лесовичок и т.п. Представлены и сказочные экспонаты: скатерть-самобранка, волшебная палочка, ковер-самолет, веретено и другие. На темп сказок подобраны настольно-печатные игры, домино, кубики, паззлы, загадки и многое другое. В сказочном уголке находятся музыкальные инструменты, аудиозаписи сказок, элементы костюмов животных и других персонажей.

Одновременно уголок сказки является зоной отдыха. Он также используется для совместной деятельности детей и взрослых, для проведения занятий и театрализованных игр.

В кабинете психолога и логопеда также имеется сказочный уголок. Пуфик – кресло с безопасными гранулами, вязаные игрушки, звуковая картина «Водопад» — все это располагает не только к расслаблению, но и к активным игровым занятиям. Оборудование и материалы для театрализованных игр представлены, в физкультурном зале, поскольку в процессе физкультурных занятий используем элементы театрализованной игры, которые требуют определенной игровой атрибутики. Это мягкие модули, массажные коврики со следочками, горка, вестибулярный тренажер.

Театрализованная деятельность — это сочетание нескольких видов искусств. Самым ярким фактором является взаимодействие театрализованной и музыкальной деятельности, поэтому имеем тесную связь с музыкальным руководителем. Музыка подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движение персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. Движения повышают активность речедвигательного анализатора, нормализуют соотношение процессов возбуждения и торможения [7]. Движения сопровождаются репликами, стихами, пением. Вся эта обстановка вызывает у детей массу положительных эмоций.

Описанная выше работа осуществляется комплексно, согласованно, системно.

Педагогический процесс малоэффективен без организованной непрерывной связи с родителями. Если детям хорошо, то родители всегда готовы прийти на помощь. Родители наших детей с удовольствием помогают в изготовлении игрушек и пособий для театрально-игровой деятельности. Вместе с ними мы проводим совместные праздники, развлечения, конкурсы, беседы, мастер–классы.

В заключении хочется вспомнить справедливое утверждение о том, что в своем творчестве ребенок открывает новое для себя, а окружающим сообщает новое о себе [5]. Любовь детей к театрализованной деятельности по сюжетам любимых сказок, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные итоговой диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности нашей работы и необходимости ее продолжения с целью формирования у детей положительного мировосприятия, обусловливающего успешность их социализации, адекватности самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.

Литература

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М., 2009.
  2. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2009.
  3. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно–развивающей работе с дошкольниками. — СПб., 2007.
  4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. – М., 2011.
  5. Зацепина М.Б. Развитее ребенка в театрализованной деятельности. — Москва, 2010.
  6. Капщук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: Развиваемся играя. — Ростов-на-Дону, 2011.
  7. Мигунова Е.А. Театральная педагогика в детском саду. Москва, 2009.
  8. Смирнова И.С. Наш особенный ребенок. — СПб., 2006.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год