Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие речи через театрализованную деятельность»
Театральные занятия
Автор: Бикбаева Наталья Андреевна   
28.08.2021 08:06

«Развитие речи через театрализованную деятельность»«Развитие речи через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность — это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности и успешности ребенка. Изучив работы современных педагогов Л. В. Артемовой, Т. Н. Дороновой, Л. В. Венгера. Также я опиралась на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание». Выделила цель: Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

В ходе организации театрализованной деятельности с дошкольниками можно решить разнообразные задачи развития детей. Хотелось бы выделить, такие как развитие всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. И приобщить детей к театральной культуре, обогатить их опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, профессиях, костюмах, атрибутах и терминологии.

 

Скачать конспект

Особенно хотелось отметить такие формы работы с детьми как словесные, настольные и подвижные игры с элементами драматизации. На занятиях по обучению грамоте с помощью театрализованных игр, дети могут научиться правильному произношению звуков. Например, при произношении звука «ж» я использовала театрализованную игру «Медведь и пчелы». Они способствуют устранению нарушения звукопроизношения.

В организации театрализованных игр широко использовались практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации. Метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Все методы и приемы применялись в комплексе, развивали внимание, память, воображение. При этом процесс воспитания получается естественным.

Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимают участие взрослые люди, воспитатели и родители. Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств, таких как мультимедийная аппаратура и т.д.

Большое значение в организации и театрализованной деятельности придаю созданию развивающей среды. Для этого в группе создана зона театрализованной деятельности, которая включает в себя различные виды театров (кукольный, пальчиковый, настольный и др.) прислушиваюсь к высказыванию Е. И. Тихеевой «В пустых стенах ребёнок не заговорит»

Хотелось бы рассказать о нескольких видах театра поподробнее, таких как Пальчиковом театр. Однако многие даже не подозревают о его пользе для развития дошкольника. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи и расширяет словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие.

Мой опыт показал, что использование фланелеграфа в процессе обучения позволяет: Целенаправленно развивать связанную речь т.к. использование картинок, символов, схем выкладываемых на фланелеграфе в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

В настольном театре в отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят». Показывая с дошкольниками такой спектакль, мы изображаем, как персонажи фыркают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге.

Театр кукол би-ба-бо или театром «Петрушки» Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. Побуждает к импровизации средствами мимики и интонации.

Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера, и надо дать ему возможность сыграть на прекрасной сцене детства эти сто ролей»

(Януш Корчак).

Практика показала, что теневой театр положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Режиссёрская игра, в которой ребенок исполняя роль, особенно вступая в диалог с другим ребенком ставит его перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Для работы с детьми я разработала и апробировала инсценировки сказок на новый лад, направленные на развитие умения передавать свои чувства, впечатления словами, на владение своим голосом и телом. Игра драматизация – это импровизация на основе литературного текста с внесенными в него новыми изменениями, в которой ребенок принимает на себя роль персонажа и передает ее через слово и движение.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация. Трудности, с которыми я столкнулась при использовании данного опыта. 1.- что делать, если ролей не хватает на всех детей; 2. — кто будет играть отрицательных персонажей? Первая трудность вполне решаема. Я дополняю новыми ролями, чтобы охватить всех детей (сказки на новый лад) Вторая же трудность решается несколько сложнее, поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются и дети, в большинстве случаев не хотят играть злых и жестоких. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли. Следующим этапом было проверить эффективность моей работы.

Для обследования развития связной речи детей дошкольного возраста использую методику О. С. Ушаковой. Результаты показали, что речевая активность детей возросла в среднем на 33%. При этом улучшение по основным программным направлениям речевого развития составило: формирование словаря – 22%; грамматический строй речи – 35%; связная речь – 43%. За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт. Также умение договариваться и разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.

С участием моих воспитанников прошел праздник осени. После выступления ребята обретали уверенность в себе, речь их становилась отчетливой и яркой.

К постановкам спектаклей, привлекались родители, им давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то – театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Ведь театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

Список литературы:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада — М., КНОРУС", 2003г.
  2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. — М., 1972.
  3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. — М., "КНОРУС", 2007.

Бикбаева Наталья Андреевна

воспитатель,

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 126

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год