Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы.
Познание
Автор: Широкова Наталья Сергеевна, Платонова Елена Юрьевна   
28.10.2021 14:09

Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы.Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы.

Введение:

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели, родители

Руководители: воспитатели: Широкова Наталья Сергеевна, Платонова Елена Юрьевна

Период: 1 месяц

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

 

Скачать конспект

Задачи:

  1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
  2. Исследовать свойства соли опытным путём.
  3. Расширить представления о добыче соли.
  4. Развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности.
  5. Развивать мыслительную активность детей.
  6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Актуальность:

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.

Гипотеза:

При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Вид проекта:

Краткосрочный, исследовательский, познавательный.

Ожидаемый результат:

  1. Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.
  2. Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.
  3. Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.
  4. Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.

Методы и приемы при реализации проекта:

  • Анализ познавательной литературы
  • Опытно-экспериментальная деятельность
  • Исследовательская деятельность
  • Наблюдения
  • Игровая деятельность.

План реализации проекта.

1 этап — подготовительный:

1. Подбор бесед о соли.

Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

3. Подбор познавательной, научной и методической литературы.

Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.

Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.

4. Подбор художественных произведений (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли).

5. Подбор опытов и экспериментов с солью.

Цель: Пробудить у детей интерес к естественно — научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.

6. Взаимодействие с родителями.

2 этап – технологический:

  • Беседы:
  • «Что такое соль и где она используется?».
  • «Белое золото земли».
  • Чтение литературы:
  • Словацкая сказка «Соль дороже золота»
  • Румынская сказка «Соль в кушанье»
  • Чешская сказка «Соль»
  • Русская народная сказка «Соль»
  • Пословицы, поговорки, загадки о соли
  • Просмотр м/ф «Как казаки соль покупали»
  • Опытно-экспериментальная деятельность:
  • «Свойства соли»
  • «Растворимость соли»
  • «Выращивание кристаллов поваренной соли»
  • «Окрашивание соли».
  • Совместная работа «воспитатель-дети-родители»:
  • Консультации для родителей: «Рисуем солью», «Для чего соль в доме нужна»
  • Придумывание сказки «Как соль к человеку на стол пришла» (совместная работа детей и родителей)
  • Родители помогают в группе создать детскую лабораторию для экспериментирования с солью.
  • Предложить родителям провести эксперименты с детьми дома.

3-й этап – заключительный:

  • Изготовление картотеки опытов с солью.
  • Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
  • Подведение итогов реализации проекта.

Список литературы:

1. Интернет ресурс.

Картотека опытов с солью

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется

Опыт № 3 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт № 4 «Незамерзающая вода»

Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.

В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая — стала холодной, но не замерзла.

Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.

Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.

Опыт № 5 «Металл и соль»

Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.

  1. Приготовить соляной раствор.
  2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.

Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.

Опыт № 6 «Можно ли сделать соль цветной»

Ребята, мы с вами определили, что соль – это вещество белого цвета. Скажите, а можно ли сделать соль цветной?

Давайте узнаем. Проверим.

А для проведения этого эксперимента нам потребуется: тарелочка, соль и гуашь, ложечка.

Добавляем в тарелочку соль из стаканчика, чуть – чуть гуаши и с помощью ложечки перемешиваем.

Что произошло с солью?

Соль изменила цвет.

Вывод: Соль при взаимодействии с красителями может поменять цвет.

Интересные факты о соли

  • Вполне возможно, что соль станет ключом к разгадке популярного (особенно перед Новым годом) вопроса: есть ли жизнь на Марсе?
  • Научные космические аппараты, исследовавшие Марс, выявили, что на нем много льда и соли. Так как температуры на этой планете не подходящие для пресной воды, то ученые пришли к выводу, что под поверхностью Марса могут быть запасы соленой воды, в которой, возможно, и будут найдены коренные марсиане.
  • Если сравнивать концентрацию соли в человеческом организме с ее концентрацией в морской воде, то получится, что в организме ее примерно треть от морской воды. Именно поэтому кровь, слезы и пот соленые.
  • Почему люди и многие животные испытывают потребность в соли? Одна из версий – поскольку жизнь зародилась в соленом океане, то, когда первые отважные герои решили его покинуть и выйти на сушу, они вынесли в себе его частичку и потребность в пополнении запаса соли в организме.
  • Сейчас в некоторых странах выпускается соль с пониженным содержанием натрия. Его заменяют калием и магнием.
  • В древности считалось, что соль обладает свойством изгонять злых духов, избавлять от сглаза и порчи. Кроме того, она считалась символом мира и дружбы. Именно поэтому существовал обычай, дошедший до нынешних дней, встречать гостей хлебом с солью.
  • Существовали страны, например Эфиопия, где деньгами являлись куски каменной соли. В Китае даже существовали монеты, сделанные из соли.
  • Существовала должность при дворе – солоничий – человек, который заведовал солью, насыпал ее в золотые солонки, которые стояли на столе у правителя.

Достигнутые результаты:

Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.

Выводы.

  1. Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.
  2. Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.
  3. Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.
  4. В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.
  5. Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах.

Наша гипотеза подтвердилась: соль — не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений применения для творчества.

Загадки о соли.

Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша,

Не понравятся нам даже... (Соль)

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль,

Если пожалели соль... (Соль)

В воде она родится,

Но странная судьба-

Воды она боится,

И гибнет в ней всегда... (Соль)

Все ребята знать должны,

Из чего пекут блины!

Ты не знаешь что ли?

Молоко, мука, яйцо и щепотка... (Соли)

Что за странный порошок,

С виду неприметный.

Но любое блюдо он,

Делает отменным.. (Соль)

Мясо любит и капуста,

Помидор, арбуз и сало,

Огурец, растёт что густо.

Может хватит или мало?.. (Соль)

В воде родится,

А воды боится… (Соль)

И не красива, и не вкусна,

А без неё еда пресна… (Соль)

В воде родилась,

В огне крестилась.

На воду пала и пропала… (Соль)

В земле родится,

На солнце вырастает,

В воде умирает… (Соль).

Пословицы и поговорки о соли.

Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли

Соль не жалей, так и есть веселей.

Кто раз соль попробует, тот за ту соль все отдаст.

Есть солоней, жить будет веселей.

Без соли не обед.

Пища вкусна солью, человек приятен речью.

Вкус воды – ото льда, вкус пищи – от соли.

Жизнь, что соленая вода: чем больше пьешь, тем больше жажда.

Помяни соль, чтобы дали хлеба.

Соли нет, так и слова нет.

Без соли и стол кривой.

Хлеб-соль ешь, да правду режь.

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой выхлебаешь.

Солью сыт не будешь, думой горе не размыкаешь.

Кисло пей, солоно ешь, помрешь, не сгниешь.

Добра соль, а переложишь – рот воротит.

Вместо соли не лижи мед.

Виды соли:

Чёрная (Индийская или Костромская) Розовая (Гималайская) Красная (Гавайская)

Фиолетовая (для морепродуктов и шоколада) Мексиканская (Чили – Верде)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год